$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

22.01.2008

Не дождавшись, когда правительство повторно внесет в парламент проект Особенной части Налогового кодекса, в Палате представителей решили инициировать создание рабочей группы по окончательной подготовке этого документа. В нее войдут специалисты ряда министерств и депутаты. Такое решение принято на расширенном заседании Постоянной комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике.

Общая часть Налогового кодекса была принята в 2003 г. и действует с января 2004 г., напомнил председатель парламентской комиссии Сергей Киселев. Что же касается Особенной части, то она была отклонена, но правительство до сих пор не внесло в Палату представителей новый документ. «Депутатов беспокоит столь затянувшийся процесс доработки второй части кодекса», — отметил С.Киселев.

Тем более что, по его словам, некоторые разделы этого документа «имеют высокую степень готовности». Например, законы о налогах на добавленную стоимость, на доходы и прибыль, о госпошлине. Значительный шаг был сделан по совершенствованию экологического налога. Таким образом, необходимо лишь «подшлифовать» некоторые разделы, а затем можно вносить законопроект в парламент.

Депутат проинформировал, что итогом работы должен стать комплексный законодательный акт, в который включены все методические указания и разъяснения по уплате налогов. Ведь нередки ситуации, когда ведомства принимают инструкции, которые противоречат одна другой. А что в такой ситуации делать плательщику? Плательщики — юридические и физические лица, предприниматели — должны найти в НК «максимальное количество ответов» на интересующие их вопросы.

В СВОЮ очередь, начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Александр Козляков сообщил, что за последние годы «проделана колоссальная работа в области упорядочения налогового законодательства, сокращения количества налогов, упрощения порядка их уплаты».

Почему затянулась подготовка второй части НК? По словам представителя Минфина, «документ готовится и согласовывается со всеми министерствами, а затем вносится в Совмин, где на ознакомление с ним также уходит немало времени. А поскольку «экономика развивается достаточно динамично, то за этот период принимаются новые решения главы государства» в области налогообложения, и в итоге поступивший в Администрацию Президента законопроект не стыкуется с реалиями. Естественно, его возвращают на доработку. Причем ситуация периодически повторяется.

«Сейчас мы выходим на финишную прямую в работе над проектом Особенной части», — отметил А.Козляков. Но изменения в налоговом законодательстве, которые вступили в действие с 1 января, пока в этом проекте не отражены. Их необходимо будет включить при доработке. Кроме того, следует учесть положения ряда декретов и указов главы государства, а также новую редакцию недавно принятого Таможенного кодекса.

А.Козляков также сообщил, что проект Особенной части НК должен быть внесен в Совет Министров к 15 апреля текущего года. Такое поручение правительство дало разработчикам документа.

ОБСУЖДАЛАСЬ также технология принятия Особенной части. Кстати, споры по этому поводу велись и в 2003 г.: часть специалистов настаивала на необходимости рассматривать и голосовать в Палате представителей за полностью готовый документ, другая предлагала принимать его по частям. Например, сначала — раздел, посвященный подоходному налогу, затем — земельному и т. д.

Принятие Особенной части как целостного документа имеет ряд преимуществ: сразу вступает в силу «единый взаимосогласованный документ». Можно, правда, принимать его отдельными главами. Но тогда возникает проблема: ряд норм Общей части Налогового кодекса, определяющих основные принципы налогообложения, должны вступить в силу только с введением в действие Особенной части НК. Среди них ст.2 Общей части НК, где указано, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), не предусмотренные специальными актами законодательства. Ждет вступления в силу статья 3, в которой дано определение налогового законодательства РБ, иерархия нормативных актов этой отрасли права и запрещается включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства, если иное не установлено настоящим кодексом или Президентом РБ. Отсутствие этих положений приводит к тому, что для целей налогообложения зачастую применяют нормы других отраслей права, что существенно усложняет работу бухгалтеров и ревизоров и нередко приводит к противоречиям и нарушениям.

Не действует также статья 6, в которой дано определение налогов и сборов, а также элементов налогообложения, без которых налоги и сборы не могут считаться установленными, статьи 7-12, в которых устанавливается перечень видов и порядок установления, изменения и прекращения действия вступления в силу республиканских и местных налогов, а также ст.20, в которой дано определение взаимозависимых лиц.

Часть этих вопросов ежегодно повторяется в законах о бюджете на текущий год. А остальные, которые имеют весьма важное значение для ясности и стабильности налоговой системы, до сих пор не урегулированы. И налогоплательщики, желающие быть законопослушными, ждут принятия Особенной части НК с особенным чувством.

Поэтому могут возникнуть проблемы с применением этих норм Общей части НК, а следовательно, и с применением кодекса в целом.

По итогам заседания принято решение создать рабочую группу и в ближайшее время «приступить к шлифовке документа». Прозвучало также предложение позже подключить к работе союзы промышленников и предпринимателей.

Анна РАДЮК