$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Налоговый кодекс-2016: четыре блока изменений©

15.12.2015

На практической конференции, проведенной Министерством по налогам и сборам в пятницу, были представлены основные изменения, которые будут внесены в следующем году в Налоговый кодекс. Сам долгожданный законопроект все еще находится в Администрации Президента и на этой неделе должен быть передан на рассмотрение в Палату Представителей Национального собрания.

Налоговые органы понимают необходимость соблюдения баланса интересов бюджета и плательщиков, заявил министр по налогам и сборам Сергей Наливайко. По его мнению, в последние годы удалось добиться значительных успехов в совершенствовании налогового законодательства и приблизиться к лучшим мировым образцам. При этом налоговые органы из сборщиков платежей превращаются в «интерактивный набор сервисов». Такая трансформация отвечает мировым современным тенденциям развития, диктующим новые условия работы. Поэтому МНС становится одним из лидеров среди органов госуправления в применении информационных технологий. Министр пообещал, что основной задачей его ведомства видится обеспечение простоты и удобства работы с плательщиками, а также максимизация эффективности налоговой системы при минимизации негативных последствий для субъектов хозяйствования и физических лиц. При этом С.Наливайко заявил о недопустимости создания дополнительного давления на бизнес и помех их деятельности. Проверять надо только тех, у кого есть явные нарушения, анализируя и сопоставляя имеющиеся данные, отметил министр.

Традиционно в новом году бизнес встретится с рядом изменений налогового законодательства. В 2016 г. эти новшества можно разделить на 4 блока, сообщила заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая.

ПЕРВЫЙ БЛОК – стимулирование отдельных категорий плательщиков. Некоторые из них и так не обойдены преференциями, но теперь они несколько доработаны. Так, резиденты СЭЗ, зарегистрированные в качестве таковых после 31.12.2011 г., будут освобождаться от уплаты налога на прибыль по реализации товаров (работ, услуг) собственного производства в течение 10 лет с момента ее объявления. Кроме того, резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость в течение 3 лет, исчисляемых начиная с квартала, на который приходится дата их регистрации в таком качестве, по объектам обложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, приобретенным (возникшим) в указанный 3-летний период, независимо от направления их использования. Данная льгота не распространяется на объекты, взятые и (или) сданные резидентом СЭЗ в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, а также на здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства.

Для научных организаций и научно-технологических парков льготы по налогу на недвижимость и на землю продлеваются до 2020 г.

ВТОРОЙ БЛОК – консолидация поступлений в бюджет, что предполагает сокращение налоговых льгот. Как сообщила Э. Селицкая, с 2016 г. планируется отменить свыше полутора десятков льгот, которые показали свою неэффективность. Всего в прошлом году из-за налоговых льгот в казну не поступило около 35 трлн. Br, что соответствует 4,5% ВВП. В число неактуальных и неэффективных попала льгота по НДС по услугам энергоснабжающих и газоснабжающих организаций для населения. За счет ее отмены государство планирует получить 1,8 трлн. Br. Понятно, что это отразится на стоимости услуг ЖКХ.

Не остались без внимания и некоторые доходы граждан. Так, выигрыши в сфере игорного бизнеса, которые до сих пор освобождались от налогообложения, будут в новом году облагаться подоходным налогом по ставке 4%. Предполагается, что это принесет в казну 1,5 трлн. Br. Напомним, согласно Декрету Президента от 11.11.2015 № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)» начисленные по банковским вкладам проценты уже облагаются подоходным налогом, зато доходы, которые получат физические лица по заключенным с форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями соглашениям, в соответствии с Указом от 4.06.2015 № 231 освобождаются от подоходного налога до 1.03.2019 г. Вероятно, если присмотреться, в отечественном законодательстве можно найти немало неэффективных, неактуальных или экономически и социально не обоснованных льгот, но до них у законодателей руки, по-видимому, еще не дошли

Ставки отдельных налогов, выраженные в белорусских рублях, традиционно будут проиндексированы в будущем году. Правда, вырастут эти ставки на 15,1%, что несколько выше запланированного 12-процентного уровня инфляции.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ местные советы депутатов по-прежнему смогут увеличивать или уменьшать, но не более чем в 2,5 раза, ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. В придачу областные (Минский городской) советы депутатов получат право увеличивать (но не более чем в 10 раз) ставки земельного налога на земельные участки (части земельного участка), занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества. При этом в затраты, учитываемые при налогообложении, нельзя будет включать суммы налога на недвижимость не только исчисленных со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства, но и исчисленных по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, а также сумм налога, возмещаемых ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которых предусмотрена Президентом.

Ставка земельного налога для рынков (кроме автомобильных) и торговых центров будет увеличена с 0,55% до 0,7%, а ставка налога на недвижимость для владельцев второй и последующих квартир – с 0,1% до 0,2%.

ТРЕТИЙ БЛОК – налоговое администрирование. Здесь главным новшеством станет введение электронных счетов-фактур по НДС. Правда, по этому нововведению предусмотрен полугодовой адаптационный период – до 1 июля 2016 г. Электронный документооборот электронных счетов-фактур между продавцами и покупателями будет осуществляться с использованием специального портала, являющегося информационным ресурсом МНС. Электронный счет-фактура должен создаваться плательщиком непосредственно на портале либо загружается в виде файла Xml- формата. Плательщикам придется при осуществлении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в установленном порядке выставить своему покупателю либо направлять на портал электронный счет-фактуру.

Новый механизм администрирования НДС, по мнению замминистра, позволит налоговым органам «оперативно отслеживать все цепочки формирования добавленной стоимости и разрывы в них». Иными словами, все движение товаров и услуг окажется под контролем налоговиков в онлайн-режиме, и скрывать выручку станет весьма затруднительно.

Еще одно важное новшество – снижение критерия численности работников для представления налоговых деклараций только в электронном виде с нынешних 50 до 15. Данная норма также вступит в силу с 1 июля 2016 г. Приобщиться к современным технологиям плательщикам, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек, в дальнейшем поможет и введение обязанности представлять в инспекции МНС годовую индивидуальную бухгалтерскую отчетность по установленным форматам в виде электронного документа.

В Налоговый кодекс также планируется внести ряд изменений, направленных на обеспечение контроля за движением электронных денег в электронных кошельках. Кроме того, ряд изменений ожидается в порядке исчисления налога на прибыль. В частности, будет уточнено, что при определении валовой прибыли филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями юридических лиц РБ, исполняющими налоговые обязательства юридического лица, учитывается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов, от деятельности указанных подразделений. Кроме того, убытки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, прибыль от реализации которых в соответствии с законодательством не является объектом налогообложения налогом на прибыль, при налогообложении не будет учитываться. Планируется внести ряд правок в порядок определения внереализационных доходов и расходов, в т.ч. касающихся отнесения к ним стоимости безвозмездно полученных активов, суммы уменьшения кредиторской и увеличения дебиторской задолженности при заключении мирового соглашения или соглашения о примирении и т.п.

ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК ориентирован на борьбу с минимизацией налогов. По мнению МНС, принимаемые в данной области меры должны способствовать обеспечению справедливости налоговой системы. В качестве таких мер Э.Селицкая назвала усиление контроля по сделкам с взаимозависимыми лицами и резидентами оффшорных зон, расширение сферы трансфертного ценообразования. В частности, стоимостной критерий контролируемых внешнеторговых сделок снижается с 1 млрд. до 200 млн. Br, а для крупных налогоплательщиков сумма сделки составит 10 млрд. Br. В случае если будет установлен факт совершения сделок, направленных на уклонение от уплаты налогов, налоговые органы доначислят налог на прибыль.

В будущем году появятся дополнительные ограничения по применению упрощенной системы налогообложения. Прежде всего права на применение этого особого режима уплаты налогов лишаются интернет-магазины и интернет-площадки, используемые для размещения рекламы по продаже товаров, работ и услуг. По-видимому, такое решение должно уравнять возможности онлайн-торговли и других форм ритейла, что незамедлительно скажется на ценах и потребителях. Кроме того, критерий применения УСН для индивидуальных предпринимателей снижается почти в 10 раз: с 13,7 млрд. Br до 1,5 млрд. Э.Селицкая откровенно заявила, что такое решение принято с целью предотвращения использования счетов индивидуальных предпринимателей, применяющих «упрощенку», для различных схем ухода от налогов. С этой же целью снижается с 1500 до 1000 м критерий, дающий право применяющим упрощенную систему налогообложения не уплачивать налог на недвижимость. Не секрет, что особые режимы налогообложения, в т.ч. УСН, активно используются в целях минимизации налогов. Выводя часть сотрудников из штата и оформив их индивидуальными предпринимателями, компании экономили существенные суммы, поскольку подоходный налог и отчисления в ФСЗН для предпринимателя, применяющего УСН, значительно ниже, чем для работника. Во многих странах подобные действия рассматриваются как получение необоснованной налоговой выгоды. У нас законодатели пошли другим, более простым путем – ограничили саму возможность применения льготных режимов.

Еще одна норма в рамках борьбы с несправедливостью налогообложения будет состоять в том, что при выявлении по результатам проверки деклараций о доходах и имуществе у физических лиц превышения расходов над доходами эти доходы будут облагаться подоходным налогом по ставке 16%. Как пояснила замминистра, подобное превышение, как правило, образуется у тех, кто получает доходы от незаконной предпринимательской деятельности. А потому и налог им придется платить по той же ставке, что и индивидуальные предприниматели.

Аккуратнее придется рассчитываться с бюджетом тем, кто сдает квартиры. В случае несвоевременной уплаты налога в фиксированной сумме ставка будет увеличена в 5 раз. Для физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при выявлении фактов осуществления видов деятельности, по которым должен уплачиваться единый налог (как с обязанностью регистрироваться в качестве ИП, так и без нее), перечисленных в ст.ст. 295 и 296 НК, единый налог будет исчисляться налоговыми органами также с применением коэффициента 5.

Неприятным сюрпризом для импортеров станет сохранение отсрочки 90 дней по вычетам НДС при ввозе товаров из государств, не входящих в ЕАЭС, ныне установленной Указом от 26.02.2015 № 99. Как сообщила Э. Селицкая, подготовлен проект указа Президента о продлении этой нормы на следующий год. Таким образом, призывы бизнес-союзов об ее отмене не услышаны. Заметим, что если снижение поступлений в бюджет «ввозного» НДС из-за сокращения импорта в текущем году почти на четверть выглядит очевидным, то, какую роль сыграла отсрочка права на вычет этого налога в падении поставок из-за рубежа (для которого, конечно, были и другие причины), нигде не оглашалось.

Не приняли во внимание законодатели и предложения бизнес-союзов вернуть предприятиям право определять момент фактической реализации «по оплате» для целей налогообложения или возможность включать в состав внереализационных расходов резервы сомнительных долгов. Очевидно, интересы пополнения казны и на сей раз оказались важнее финансовых проблем бизнеса. В утешение Э. Селицкая пообещала, что в течение следующего года налоговые органы постараются обеспечить стабильность налоговой системы и не будут готовить нормативные правовые акты по ее изменению. Впрочем, если бюджетные обстоятельства потребуют, то, скорее всего, удержаться от подобных корректировок будет сложно.

 

 

 

Автор публикации: Валерия Герасимова