Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Проблемы и решения
19.08.2003 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налоговый "климат" в 2004 году обещает потепление

Недостатки белорусской налоговой системы -- высокая налоговая нагрузка и сложность законодательства -- хорошо известны. Какие новшества ждут нас в будущем году? С просьбой поделиться информацией "НЭГ" обратилась к заместителю директора департамента н...

Недостатки белорусской налоговой системы -- высокая налоговая нагрузка и сложность законодательства -- хорошо известны. Какие новшества ждут нас в будущем году? С просьбой поделиться информацией "НЭГ" обратилась к заместителю директора департамента налоговой политики и доходов бюджета Минфина Владиславу ТАТАРИНОВИЧУ.

В 2004г. предполагается снизить налоговую нагрузку за счет оптимизации структуры налогов и поэтапной отмены платежей, взимаемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), объединения платежей, имеющих сходную налоговую базу, выравнивания условий налогообложения для плательщиков.

Предусматривается совершенствование общеправовых вопросов функционирования налоговой системы в рамках проведения работы по введению в действие с 1.01.2004г. Общей части Налогового кодекса, а также продолжение унификации налогового законодательства Беларуси и России.

Основными направлениями налоговой политики в 2004г. определены:

1. снижение стандартной ставки НДС с 20% до 18% в целях применения единых с Россией подходов при взимании НДС и обеспечения конкурентоспособности белорусских товаров.

В условиях смешанных принципов применения косвенных налогов во внешнеэкономической деятельности предусматривается сохранить практику уменьшения налоговых вычетов по НДС на 4% экспортной выручки (6,5% экспортной выручки при реализации нефтепродуктов), законодательно урегулировать вопросы уплаты НДС иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ в качестве налогоплательщиков, сузить перечень экспортируемых работ и услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке.

Будет также продолжен переговорный процесс с РФ по урегулированию вопросов применения косвенных налогов во взаимной торговле на основе равновыгодности бюджетов;

2. снижение общего размера ставок оборотных платежей, взимаемых в целевые бюджетные фонды, на 25%, или с 4,5% до 3,4% выручки от реализации товаров (работ, услуг). При этом ставки платежей будут установлены в следующих размерах:

сбора для поддержки производителей сельхозпродукции и продовольствия, полностью аккумулируемого в республиканском бюджете, -- 1,5% (в 2003г. в совокупности по республиканскому и местным целевым фондам -- 2%);

целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда -- 0,75% (вместо 1% в 2003г.);

налога с пользователей автомобильных дорог -- 0,75% (вместо 1% в 2003г.);

целевого сбора на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов -- 0,4% (в 2003г. -- 0,5%).

Предлагаемое сокращение платежей, взимаемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), позволит обеспечить поэтапное выполнение задачи, поставленной Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001--2005 годы и предусматривающей отказ в 2005г. от практики формирования целевых бюджетных фондов за счет взимания оборотных платежей с выручки от реализации;

3. отмена отдельных малоэффективных налоговых платежей, суммы которых относятся на затраты налогоплательщиков, уменьшая прибыльность работы субъектов хозяйствования.

Снижение до 0,5% размера отчислений в фонд развития строительной науки, полная отмена отчислений в Фонд "Пожарная безопасность" и экологического сбора за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников станет в 2004 году одним из шагов по обеспечению ориентации налоговой системы на повышение роли прямого налогообложения;

4. определение закрытого перечня местных налогов и сборов, а также установление непосредственно Законом о бюджете состава плательщиков, объектов обложения, налоговой базы и предельного уровня налоговых ставок по каждому из видов местных налогов и сборов.

Реализация указанных норм в Законе "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" позволит обеспечить в будущем году единые условия применения местных налогов и сборов на всей территории Беларуси, повысить защиту прав и законных интересов налогоплательщиков, исключить случаи дублирования решений местных Советов депутатов различного уровня.

Планируется также ограничить предельный уровень ставок по местным целевым сборам (транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородного сообщения и содержание ведомственного городского электрического транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)) в размере 4% суммы прибыли (дохода), остающейся в распоряжении юридических лиц, вместо 5% в текущем году;

5. установление моратория на введение в течение бюджетного года новых налогов и обязательных платежей, а также на изменение ставок (кроме случаев их индексации в порядке, установленном законодательством). Это обеспечит налогоплательщикам гарантии стабильности условий налогообложения и налогового режима на всем протяжении 2004 года, создаст более предсказуемую и, следовательно, более благоприятную среду для осуществления предпринимательской деятельности. Соответствующие нормы планируется включить непосредственно в проект Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год".

В рамках реализации мер по снижению налоговой нагрузки в 2004 году большое внимание будет уделено вопросам расширения базы налогообложения по действующим платежам в бюджет, в первую очередь, за счет дальнейшего сокращения льгот по налоговым платежам как индивидуального, так и категориального характера. Указанная работа не затронет основных налоговых льгот, имеющих общий характер и предоставляемых всем налогоплательщикам на территории, с целью стимулирования их производственной и инвестиционной деятельности. Усиление роли таких общих целевых льгот позволит существенно повысить эффективность налогообложения в целом.

Запланированные на 2004 год мероприятия в области налоговой политики предусматривается реализовать в рамках разработки и принятия законов "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения", новой редакции Закона "О подоходном налоге с физических лиц". Кроме того, будут приняты ряд нормативных правовых актов, направленных на приведение законодательства (как налогового, так и неналогового) в соответствие с Общей частью Налогового кодекса.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by