$

2.0367 руб.

2.3931 руб.

Р (100)

3.4364 руб.

Ставка рефинансирования

11.00%

Инфляция

1.20%

Базовая величина

23.00 руб.

Бюджет прожиточного минимума

197.81 руб.

Тарифная ставка первого разряда

33.00 руб.

Мнения

Налоговый интерес: общественный и частный

15.07.2016

В Беларуси недавно создано новое общественное объединение – Ассоциация налогоплательщиков. О том, какие цели она преследует, как намерена взаимодействовать с налоговыми органами и отстаивать интересы субъектов хозяйствования, «ЭГ» рассказала председатель Ассоциации Любовь МИРОНЮК.

– Любовь Петровна, кто сегодня входит в Ассоциацию и кто может стать ее членами? Есть ли какие-то ограничения по размеру, организационно-правовой форме, сфере деятельности или принимаются все желающие?

– Членами Ассоциации могут стать юридические лица и индивидуальные предприниматели. На нашем сайте можно получить всю необходимую информацию для желающих присоединиться.

Основателями Ассоциации стали несколько крупных налогоплательщиков, работающих в разных сферах. Это бухгалтерская компания «Финансия», обслуживающая сеть магазинов «Соседи», рестораны «Васильки», «Темпо», юридическая компания «Ревера», «Юрспектр, «ОМА», «Хайнекен», «Бейкер Тилли Бел», «Велком», А-100 и др.

Я представляю в Ассоциации компанию «Финансия». Мы уже 5 лет занимаемся аутсорсингом бухгалтерских услуг и пришли к выводу, что нам нужна своего рода площадка для обмена мнениями с коллегами по вопросам бухучета и налогообложения и сотрудничества с налоговыми органами, прежде всего с МНС.

– Какие цели преследует Ассоциация и какими средствами намерена их достигать?

– Наша основная цель – совершенствование налогового законодательства, чтобы оно стало более простым, исключающим неоднозначные толкования и спорные вопросы. Для этого необходимо участвовать в обсуждении и разработке проектов нормативных правовых актов, в частности изменений и дополнений в Налоговый кодекс.

Мы – практики и видим нюансы налогового законодательства, которые могут оказать или уже оказывают негативное воздействие на предпринимательскую деятельность. Ассоциация здесь нашла понимание с МНС. Например, мы приняли активное участие в доработке проекта Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры. Ее первоначальный вариант вызывал много вопросов у плательщиков. Документ был доработан с учетом в т.ч. и наших предложений.

Многие члены Ассоциации хорошо знают специфику разных видов деятельности, например, розничной, оптовой торговли, услуг связи, производства и некоторых других отраслей, которые надо было учесть. Именно они могут внести действительно конструктивные предложения. Так, вопросов по упомянутой инструкции сейчас практически не возникает.

– В Беларуси есть целый ряд бизнес-союзов, представители которых давно участвуют в обсуждении проектов изменения налогового законодательства, подают свои предложения. Что нового намерена внести в этот процесс Ассоциация?

– Думаю, что мы можем занять свою нишу, потому что много вопросов возникает именно у практикующих специалистов, которые понимают тонкости бухучета и налогообложения, могут четко сформулировать проблему и предложить приемлемое решение. В этом и есть наша «изюминка».

Именно поэтому на первом этапе работы Ассоциация сделала упор на крупных налогоплательщиков. Мы формулируем для МНС конкретный вопрос и хотим получить столь же четкий ответ, исключающий двоякое толкование. Наша задача – не устраивать какие-то формальные «посиделки», чтобы поговорить о недостатках налоговой системы и разойтись, а получить реальный результат. Думаю, у нас все получится. Конечно, в рамках Ассоциации мы хотим помогать друг другу правильно налоги, советоваться. Ведь ошибка бухгалтера может нанести серьезный ущерб любому бизнесу, даже самому успешному, и привести к очень негативным последствиям для его собственников.

– Мнения и пожелания представителей бизнеса, высказанные на заседаниях рабочих групп и консультативных советов, в последнее время внимательно выслушиваются, но редко учитываются в принятых нормативных актах. Не окажется ли, что усилия Ассоциации, как и других деловых объединений, сведутся к формальному участию в обсуждении проектов нормативных правовых актов, которые все равно часто принимаются без учета мнения бизнес-сообщества?

– Будем надеяться, что сейчас все будет не так. Участие в подготовке инструкции по электронным счетам-фактурам – тому наглядное подтверждение. Думаю, при принятии проекта закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РБ на 2017 г. тоже будут учтены наши предложения.

17 февраля т.г. Ассоциация подписала меморандум о сотрудничестве с МНС. Этот документ создан в целях реализации действительно партнерских отношений между государством и бизнесом, совершенствования налогового законодательства и администрирования, повышения налоговой культуры и статуса добросовестного налогоплательщика.

Члены Ассоциации ставят перед собой задачу не минимизировать налоги или искать схемы ухода от них. Мы понимаем социальную ответственность бизнеса и призываем налоги в соответствии с законодательством, избегать непреднамеренных нарушений и штрафных санкций. Кстати, одна из задач – наладить конструктивное сотрудничество с Белстатом, чтобы внести свои предложения по статистической отчетности, и с Минфином по вопросам совершенствования методологии бухучета, внедрению электронного документооборота.

Я с оптимизмом смотрю в будущее. Думаю, что наши предложения с убедительной аргументацией специалистов будут обязательно приниматься во внимание при совершенствовании налогового законодательства.

– Может быть, порой проблемы возникают там, где их могло бы не быть? Например, многим предпринимателям и бухгалтерам показалось чрезмерным одновременное проведение деноминации и введение электронных счетов-фактур. Да и обязательность последних кажется не столь уж бесспорным достижением…

– Давайте будет объективны. Что бы изменилось, если бы электронные счета-фактуры вводились с 1 января будущего года? Ведь на подготовку к этому новшеству было дано полгода. Плюс еще полгода можно работать без штрафных санкций. Разве этого недостаточно? У всех желающих была возможность поучаствовать и в опытной эксплуатации этого механизма.

Я считаю, что электронный документооборот первичных документов должен внедряться быстрее, от этого никуда не уйти. Электронные сервисы значительно упрощают жизнь бухгалтерской службы. Конечно, на первых порах придется потратить определенные усилия на внедрение и освоение нововведений. Но это современные требования к оптимизации затрат на обслуживание бизнеса. Бухгалтерам надо постоянно совершенствоваться, изучать международную практику. По крайней мере, в своей компании мы их постоянно на это нацеливаем.

– Как вы оцениваете уровень налоговой нагрузки в нашей стране? Есть ли необходимость и возможность ее снизить, и что следовало бы изменить в отечественной налоговой системе?

– Конечно, как плательщик я бы приветствовала снижение налоговой нагрузки. Но надо учитывать реалии, объективно оценивать ситуацию. Думаю, это следует делать постепенно и взвешенно. Давайте сравним нашу налоговую систему и налоговую нагрузку 20 лет назад и сегодня. Количество платежей в бюджет, методы их расчета и периодичность никак не сопоставимы, прогресс здесь налицо.

Что касается изменений, в принципе, можно было бы сосредоточить все обязательные платежи в бюджет в одном госоргане. Для бизнеса это сократит расходы на их администрирование. Кстати, сейчас при использовании электронных счетов-фактур будет большой объем информации об оборотах и т.п., которую вполне могли бы использовать в Белстате, сократив количество подаваемых отчетов.

С позиций упрощения налогового законодательства стоит подумать над объединением налогов на недвижимость и за землю в один платеж.

– Ряд решений в налоговой сфере вызвал весьма негативную реакцию бизнес-сообщества. Например, 90-дневная отсрочка вычета НДС, ограничение на применение УСН и т.п. При этом одни министерства утверждают, что это сделано по инициативе другого ведомства, там ссылаются на другое, и так по кругу. Как найти ответственных и добиться отмены решений, ущемляющих интересы бизнеса?

– Наша цель – сотрудничать с разработчиками нормативных правовых актов, активно отстаивая свою позицию. Действительно, 90-дневная отсрочка приводит к отвлечению значительных оборотных средств субъектов хозяйствования. Продлевать действие этой нормы, с нашей точки зрения, нецелесообразно.

Упрощенную систему налогообложения можно рассматривать как своего рода льготу для малого бизнеса, что, вероятно, и стало причиной введения ограничений по ее применению. Все-таки налоговая нагрузка не должна существенно дифференцироваться. Главный смысл применения «упрощенки» – не снижение налогового бремени по сравнению с другими субъектами предпринимательства, а именно упрощение порядка исчисления и уплаты налогов.

По ряду других норм законодательства, которые требуют совершенствования, мы будем активно работать, изучать международный опыт и аргументированно объяснять свою позицию. Сейчас главная задача Ассоциации – двигаться вперед. Но при этом приоритет – не собрать как можно больше участников, а результативно работать.

Беседовала

Валерия ГЕРАСИМОВА


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Мы в соцсетях