$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НАЛОГОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ: СОВРЕМЕННОСТЬ И МОБИЛЬНОСТЬ©

06.03.2015

О том, как и в каких направлениях развивается отечественная система налогообложения, «ЭГ» рассказал министр по налогам и сборам Республики Беларусь Сергей НАЛИВАЙКО.

– Сергей Эдуардович, как вы оцениваете сегодняшнее состояние белорусской налоговой системы?

– Министерство по налогам и сборам внимательно относится к оценке налоговой системы, которую осуществляет как деловое сообщество республики, так и международные организации. Приведенная в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса-2015» оценка по показателю «налогообложение», где среди 189 стран налоговая система РБ находится на 60-й позиции, в целом отражает результаты, достигнутые нами за последние годы. По сравнению с предыдущим отчетом РБ улучшила свою позицию на 47 пунктов. Однако, несмотря на ощутимый прогресс, мы понимаем, что нельзя останавливаться на достигнутом.

В частности, ежегодно при подготовке предложений по изменению в Налоговый кодекс, помимо соблюдения интересов доходной части бюджета, учитываются предложения плательщиков, направленные на упрощение налогового законодательства, снижение их издержек на налоговое администрирование. Одно из главных направлений, где в последние годы действительно удалось добиться существенных успехов, — внедрение электронных технологий, что было высоко оценено ВБ и позволило нам заметно продвинуться в упомянутом рейтинге.

По состоянию на 1.01.2015 г. к системе электронного декларирования подключено 81,4% юридических лиц от общего числа коммерческих организаций и 48,4% индивидуальных предпринимателей. Сегодня есть три источника электронного взаимодействия, позволяющие плательщику полностью перейти на электронный документооборот с налоговыми органами.

Во-первых, это система электронного декларирования, в которой реализованы представление электронных налоговых деклараций и заявлений на осуществление административных процедур, а также других электронных документов в свободной форме. Во-вторых, действует центр информирования плательщиков, через который налоговые органы направляют им инициативные сообщения. В-третьих, каждому плательщику доступен «Личный кабинет» на портале МНС, с помощью которого он может получать из налоговых инспекций документы без электронной цифровой подписи, подавать налоговые декларации на портале, просматривать электронный документ, изданный налоговым органом.

– А как выглядит белорусская система налогообложения в рамках ЕАЭС? Наши бизнес-союзы постоянно обращают внимание на более низкие ставки НДС в России и Казахстане, отмечают некоторые другие преимущества наших партнеров. Можем ли мы рассчитывать на улучшение конкурентоспособности в этой сфере?
 

– МНС постоянно отслеживает изменения налогового законодательства в соседних государствах, в том числе в странах — партнерах по ЕАЭС. Одна из основных задач министерства — внедрение максимального числа передовых практик, позволяющих упростить налоговое администрирование, повысить уровень добровольного соблюдения плательщиками налогового законодательства.

Если сравнивать ситуацию в России, Беларуси и Казахстане, то в целом наши промышленные предприятия в части налогообложения находятся в сходных условиях с компаниями из стран-партнеров. В частности, у нас ниже ставка налога на прибыль и есть льготы по этому налогу при производстве инновационной и высокотехнологичной, экспортированной и импортозамещающей продукции, в т.ч. произведенной резидентами СЭЗ.

Ставка подоходного налога у нас сегодня такая же, как в России, и незначительно выше, чем в Казахстане, где она составляет 10%. По имущественным налогам (на землю и на недвижимость) у нас тоже нет существенных различий. Здесь даже в Беларуси есть ряд преимуществ — в объект обложения не входит движимое имущество, в отличие от РФ. Помимо этого белорусские предприятия не платят налог на недвижимость в течение первого года с даты приема в эксплуатацию капитальных строений.

Да, есть разница не в нашу пользу в ставках НДС: в Казахстане она составляет 12%, а в России — 18%. Однако это не дает им особых конкурентных преимуществ, поскольку у нас НДС по ставке 20% не включается в цену экспортируемых товаров, а при ввозе в Казахстан или Россию они подлежат обложению НДС в размере, предусмотренном для местных субъектов хозяйствования. Если же говорить о сроках зачета (возврата) сумм НДС, то в РБ сейчас они самые короткие — 35 дней, тогда как в РФ — до 102, а в Казахстане — от 46 до 180 дней.

В отношении обязательств по уплате утилизационного сбора автопроизводители РБ и РФ находятся в равных условиях: ставки сбора и объем преференций в обоих государствах одинаковый. Казахстан не взимает этот сбор, но там не снижены ввозные таможенные пошлины на автомобили, как это было сделано в России и Беларуси при введении сбора.

Сравнение налоговой нагрузки показало, что в 2013 г. она без учета отчислений в ФСЗН и таможенных платежей на организации, не относящиеся к категории малого бизнеса, в Беларуси составила 7,9%, в России — 9,9%.

Немаловажным является и то, что на протяжении последних лет МНС придерживается курса на сближение бухгалтерского и налогового учета, что позволяет снизить временные затраты плательщиков на налоговое администрирование, а в России и в Казахстане плательщики обязаны вести оба учета. Только в прошлом году ФНС России стала говорить о возможном сближении налогового учета с бухгалтерским по некоторым позициям.

– В Налоговый кодекс с 2015 г. внесен ряд новых норм и ужесточены некоторые из действующих, направленных против налоговой оптимизации. Государство решили усилить борьбу за налоговые поступления?

– Предотвращение вымывания прибыли организаций — важное направление, которое позволяет не допускать уменьшения налогооблагаемой базы некорректными способами. Проверки показывают, что многие плательщики прибегают именно к агрессивному налоговому планированию. Это проявляется в виде занижения выручки и завышения затрат при сделках между взаимозависимыми лицами, которые используют различные режимы налогообложения внутри страны или имеют дочерние компании за рубежом. Как правило, это касается сделок, оформляемых как оказание информационных, управленческих, маркетинговых, информационных и иных подобных услуг, уплаты роялти. Такие операции обычно правильно документально оформлены, фактически осуществлены и формально нет оснований не принять их в качестве выручки и затрат для целей налогообложения.

Для противодействия указанным явлениям налоговые органы в последнее время начали использовать механизмы контроля трансфертного ценообразования и ограничения размера затрат, принимаемых для целей исчисления прибыли. Первый опыт применения таких механизмов позволил внести в законодательство корректировки, предусматривающие ряд запретов и ограничений по указанным сделкам, и расширить контроль за использованием плательщиками трансфертных цен.

В частности, с 2015 г. размер сделки с нерезидентом, при достижении которой налоговые органы вправе контролировать уровень примененных плательщиков цен для целей исчисления налога на прибыль, снижен с 60 млрд. Br до 1 млрд. Br.

В 2014 г. условие по ограничению затрат по сделкам с взаимозависимыми лицами, учитываемых для целей налогообложения, касалось только сумм процентов по ссудам (займам), полученным от учредителей-нерезидентов, владеющих более 20% доли в уставном фонде белорусского предприятия, а также применяются к отечественным организациям, являющимся взаимозависимыми лицами этой иностранной компании, при условии превышения максимально допустимой величины по контролируемой задолженности.

С 2015 г. такое требование также распространяется и на расчеты по оказанным инжиниринговым, управленческим, маркетинговым, консультационным услугам, услугам по представлению информации, расчетам в связи с приобретением в собственность (пользование) объектов права промышленной собственности (товарные знаки, патенты и т.п.), а также и на штрафные санкции по любым договорам. Также эти ограничения будут применяться по расчетам с белорусскими учредителями, владеющими более 20% в уставном фонде организации, кроме расчетов по процентам по договорам займа и штрафных санкций, и если учредитель обеспечивает погашение задолженности белорусского предприятия, например, выступит в качестве гаранта, поручителя.

Эти меры, то есть контроль трансфертных цен и тонкой капитализации, которые являются действенными инструментами, направленными на предотвращение размывания налоговой базы по налогу на прибыль, будут и дальше активно внедряться в практику работы налоговых органов.

– Какие еще направления совершенствования налоговой системы помимо электронных сервисов предполагается развивать?

– К примеру, МНС готовит проект законодательного акта, регулирующего порядок налогообложения операций хеджирования по сделкам с нефтепродуктами. Отмечу изменения в Налоговый кодекс, уточняющие порядок определения места реализации товаров и, соответственно, применение нулевой ставки НДС, когда импортированные товары, прошедшие таможенное оформление в РБ, реализуются на экспорт без осуществления складских операций на территории республики. Совместно с заинтересованными госорганами вырабатываются мероприятия по налоговому администрированию интернет-магазинов.

При подготовке предложений в законодательство учитываются также новации в бизнесе — новые виды деятельности, изменения условиях хозяйствования, складывающиеся в связи с изменением конъюнктуры, на традиционных рынках сбыта. Мы стараемся быть мобильными, чтобы налоговое законодательство было адекватным современной экономической ситуации.

Беседовала

Валерия ГЕРАСИМОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях