Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Резонанс
28.11.2014 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НАЛОГОВЫЕ ОМБУДСМЕНЫ:©

На семинаре в Минске во вторник были обсуждены первые шаги по реализации проекта Программы развития ООН и МНС «Содействие Республике Беларусь в создании института налоговых консультантов».

советчики и ясновидящие

На семинаре в Минске во вторник были обсуждены первые шаги по реализации проекта Программы развития ООН и МНС «Содействие Республике Беларусь в создании института налоговых консультантов».

Открывая семинар, замминистра по налогам и сборам Василий Каменко отметил, что данный проект для Беларуси — совершенно новый. По его мнению, сегодня в республике не развито качественное и постоянное налоговое сопровождение малого и среднего бизнеса. Поэтому МНС намерено активно содействовать восполнению этого пробела, что требует прежде всего создания соответствующей нормативной базы. Кроме того, чтобы идея не была дискредитирована слабой подготовкой специалистов, замминистра призвал организовать их качественную подготовку. При этом В.Каменко пообещал передать им ряд функций налоговых органов, связанных с помощью плательщикам в правильном исчислении и уплате налогов.

Проект (о нем мы уже рассказывали читателям — см. «ЭГ» № 46 за 24 июня т.г.) рассчитан на 3 года, напомнила его руководитель Таисия Елецких. К началу 2017 г. должны быть достигнуты его цели, создано правое поле, организовано обучение, а новая модель налогового обслуживания апробирована на практике. Налоговый консультант должен стать посредником между налоговым органом и плательщиком — по сути омбудсменом, стоящим на защите интересов бизнеса. По оценке Т.Елецких, в Беларуси может быть 5–6 тыс. налоговых консультантов, т.е. почти в 4 раза больше, чем сегодня имеется аттестованных аудиторов.

В основу проекта положен опыт деятельности и подготовки налоговых консультантов в Германии, где их сегодня более 90 тысяч. Профессор Михаэль Прайсер объяснил, что для этой деятельности нужны специалисты, хорошо знающие все тонкости налогообложения, способные предложить бизнесу различные варианты налогового планирования, а не только схемы минимизации, в т.ч. путем создания дочерних компаний в оффшорах.

М.Прайсер отметил, что оптимизация налогов в рамках законодательства вполне приемлема. При этом возможны различные пути: от корректировки налоговой базы до выбора мест, где действуют наименьшие ставки налогов. Скажем, в Германии в крупных городах и муниципалитетах применяются разные ставки местного налога на прибыль, в Беларуси есть налоговые льготы для малых городов и сельской местности.

Не менее важны, по мнению профессора, советы налогового консультанта при реструктуризации компаний и визитах контролеров. Интересно, что в ФРГ на средних предприятиях налоговая проверка проводится раз в 10 лет, а на малых — «раз в поколение». Поэтому в задачи налогового консультанта входит выбор «творческих» способов как оставаться малым предприятием и снижать налогооблагаемую базу, чтобы платить поменьше налогов и реже подвергаться проверкам. Впрочем, белорусы и сами хорошо освоили технику дробления бизнеса и выбора льготных налоговых режимов. Правда, они не всегда видят грань между легальной оптимизацией и нарушением законодательства. Возможно, не переступать эту черту помогут налоговые консультанты.

В ГЕРМАНИИ только 40% претендентов сдают квалификационный экзамен, позволяющий стать налоговым консультантом. Не каждый аудитор способен получить такой статус, предупредил М.Прайсер. При этом в ФРГ существуют профессиональные объединения налоговых консультантов, в т.ч. 21 палата в разных регионах. Они следят за качеством услуг и вправе штрафовать своих членов за нарушение законодательства. Особое внимание уделяется страхованию профессиональной ответственности. По мнению М.Прайсера, в нашей стране хватило бы одной палаты в Минске.

Дискуссионным остается вопрос о том, каким нормативным правовым актом должна регулироваться деятельность налоговых консультантов. В Германии есть закон о налоговом консультировании, положение о порядке деятельности уполномоченного консалтинговой компании по налоговым вопросам, постановление об оплате услуг. При этом зарплата начинающих специалистов в этой сфере составляет 35–45 тыс. евро в год в зависимости от размеров компании, а после 5-летней практики — 52–74 тыс. евро. Индивидуальные налоговые консультанты могут зарабатывать до 130–140 тыс. евро в год. Количество налоговых консультантов зависит от численности населения и субъектов хозяйствования. В Беларуси, по мнению М.Прайсера, спрос на налоговое консультирование со стороны физических лиц будет существенно меньше — благодаря плоской шкале подоходного налога и узкой сфере декларирования доходов.

ТРАДИЦИОННО консультанты занимаются составлением налоговых деклараций, консультированием клиентов по налоговым вопросам, оказанием помощи по уголовным и административным делам о налоговых нарушениях, ведением бухучета в компаниях. Кроме того, М.Прайсер отметил более современные задачи: оптимизация налоговой нагрузки, оценка бизнеса и сделок, реструктуризация компаний путем сингулярного/универсального правопреемства, корпоративные споры, планирование правопреемства, а также консультирование по вопросам открытия бизнеса и санации предприятий. Надо полагать, что подобные задачи должны будут решать налоговые консультанты и в Беларуси.

Гость попытался объяснить участникам семинара разницу между налоговыми консультантами, аудиторами и юристами. В немецкой практике основными задачами адвоката считается индивидуальное юридическое консультирование и экспертные заключения, представление интересов клиентов в суде, разрешение конфликтов во внесудебном порядке, деятельность в качестве медиатора и третейского судьи. Аудиторы действительно являются прямыми конкурентами налоговых консультантов. Помимо проверок финансовой отчетности компаний, они также занимаются консультированием клиентов по налоговым, бухгалтерским, инвестиционным и иным вопросам, часто тесно связанным с налогами, причем область их деятельности достаточно обширна. В свою очередь, налоговые консультанты не вправе «вторгаться» в чисто аудиторскую сферу подтверждения достоверности отчетности. Легко предположить, что конкуренция между этими профессиями появится со временем и у нас. При этом многое будет зависеть от квалификационных требований и степени сложности получения аттестата аудитора или налогового консультанта. Кстати, М.Прайсер сообщил, что придание последним статуса свободной профессии в Беларуси не планируется, так что никаких революций в сфере налогового консультирования не предвидится.

Достаточно интересно и нетрадиционно для нашей страны выглядят некоторые требования, предъявляемые в Германии к личностным обстоятельствам, препятствующим получению статуса налогового консультанта. Это неустроенное материальное положение соискателя, что, в частности, подразумевает отсутствие у него постоянного места жительства, наличие уголовной судимости, из-за которой утрачено право занимать должности на госслужбе, состояние здоровья, не позволяющее надлежащим образом выполнять профессиональные обязанности в течение длительного времени, компрометирующие проступки в прошлом (например, многочисленные страховые случаи или неучастие в программах по повышению квалификации). Часть из этих требований целиком или частично действует сегодня в Беларуси в отношении аудиторов, адвокатов и некоторых других профессий. А иные квалификационные и этические нормы, возможно, не помешало бы ввести, причем не только для претендентов на статус налоговых консультантов, но и для некоторых других должностей и видов деятельности.

По словам М.Прайсера, в Германии также случается неожиданное изменение налогового законодательства, в частности, в течение календарного года или непосредственно перед началом нового отчетного периода. Впрочем, это слабое утешение для наших предпринимателей. Поэтому участники семинара как должное приняли совет быть готовыми постоянно усваивать новое, обязательно повышать квалификацию и даже стараться предвидеть возможные налоговые новшества, т.е. быть почти ясновидящими. Испытать эти навыки и способности можно будет в ближайшем будущем — сразу после принятия изменений и дополнений в Налоговый кодекс на 2015 год, которые разрушат некоторые широко применяемые схемы налоговой оптимизации.

Валерия ГЕРАСИМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений