$

2.1143 руб.

2.3436 руб.

Р (100)

3.3269 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Интеграция

Налоговые льготы: российский опыт может быть полезен

22.03.2002
Индивидуальные налоговые и таможенные льготы активно обсуждаются в рамках проводимой белорусскими и российскими экспертами работы по созданию субъектам хозяйствования Союзного государства равных условий для предпринимательской деятельности. В целях унификации налоговых законодательств российская сторона предложила исключить в Беларуси практику использования индивидуальных льгот и отменить ранее предоставленные.

В соответствии с Декретом Президента от 2001-02-27г. N 6 "Об упорядочении предоставления льгот по налогам и таможенным платежам" такие льготы могут предоставляться в виде налогового кредита, установления нормативного распределения выручки, освобождения от уплаты налогов и таможенных платежей, снижения их ставок, возмещения сумм уплаченных платежей. Вместе с тем у нас будут приниматься меры по отмене индивидуальных налоговых льгот и в дальнейшем они предоставляться не будут (за исключением, возможно, согласованного с российской стороной перечня предприятий). При этом белорусские налоговые послабления могут быть аналогичны применяемым в РФ.

ОБРАТИМСЯ к российскому законодательству. Согласно ст.56 Налогового кодекса РФ нормы (далее -- НК РФ), определяющие порядок и условия предоставления льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Кроме того, четко оговорены четыре возможные формы изменения срока уплаты налогов: отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (п.3 ст.61 НК РФ).

Отсрочка и рассрочка

Согласно ст.64 НК РФ отсрочка -- это перенос срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев с последующей единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока. Основное отличие отсрочки от рассрочки заключается в различном порядке погашения налоговой задолженности. В первом случае она погашается единовременно и в полном объеме, во втором -- поэтапно в течение периода, на который предоставлена рассрочка.

И отсрочка, и рассрочка по уплате налога (сбора) могут быть предоставлены как по одному, так и сразу по нескольким налогам. Идентичны также порядок и условия их предоставления.

Основанием для получения отсрочки или рассрочки может служить любое из указанных обстоятельств:

-- лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

-- задержано финансирование из бюджета или оплата выполненного государственного заказа;

-- существует угроза банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога;

-- имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

-- производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носят сезонный характер;

-- иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

В первых двух случаях уполномоченный орган не имеет права отказать в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога в пределах причиненного ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного государственного заказа, если не установит, что имеют место обстоятельства, исключающие возможность изменить срок уплаты налога.

Перенос срока уплаты налога (сбора) на более поздний с экономической точки зрения представляет собой своего рода кредит, который предоставляется за счет бюджетных средств. Поэтому НК РФ установлено общее правило: на сумму задолженности, по которой предоставляется отсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки (рассрочки). Исключение составляют случаи, когда отсрочка или рассрочка дается в связи с причинением ущерба в результате действий непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа.

Законодательством не оговорена необходимость обеспечения заинтересованным лицом исполнения обязательства по уплате налога для предоставления ему отсрочки или рассрочки. Однако органы, в компетенцию которых входит решение вопросов о предоставлении отсрочек (рассрочек), в большинстве случаев все же требуют заключения договора залога имущества или оформления поручительства. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки подается в орган, уполномоченный предоставлять отсрочку (рассрочку). К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) и при соответствующем требовании документы об имуществе или поручительство. По общему правилу действие отсрочки (рассрочки) прекращается по истечении срока действия решения уполномоченного органа.

В Беларуси законодательно такие формы льгот, как отсрочка и рассрочка уплаты налогов, не установлены, а отсрочка и рассрочка по уплате таможенных платежей на срок до 2-х месяцев может быть предоставлена в соответствии со статьей 121 Таможенного кодекса. Кроме того, при таможенном оформлении сырья, материалов и комплектующих, ввозимых для изготовления экспортной продукции, предоставляется отсрочка уплаты таможенной пошлины и НДС до 6-ти месяцев без уплаты процентов за пользование ею (Указ Президента РБ от 20.11.98г. N 554).

Налоговый кредит

Согласно НК РФ налоговый кредит -- это перенос срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года с единовременным или поэтапным погашением задолженности.

Налоговый кредит, как и отсрочка (рассрочка), предоставляется по одному или нескольким налогам. Перечень оснований, по которым он может быть предоставлен, по сравнению с отсрочкой (рассрочкой) по уплате налога, более узок. Такой кредит предоставляется только в трех случаях:

-- если лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

-- если лицу задерживается финансирование из бюджета или оплата выполненного этим лицом государственного заказа;

-- если в случае единовременной выплаты сумм налога в отношении лица возникает угроза банкротства.

Основанием для отказа в предоставлении налогового кредита служат те же обстоятельства, что и при отсрочке (рассрочке) по уплате налогов (п.1 ст.62 НК РФ).

Порядок начисления процентов на сумму задолженности зависит от того, по какому основанию предоставляется налоговый кредит. Как следует из п.5 ст.65 НК РФ, проценты на сумму задолженности подлежат начислению, только если основанием для предоставления кредита служит угроза банкротства лица. Размер процентов, начисляемых на сумму задолженности при предоставлении такого кредита, в два раза превышает их размер, начисляемый при предоставлении отсрочки или рассрочки. В данном случае проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей на период договора о налоговом кредите.

В отличие от отсрочки (рассрочки) налоговый кредит может быть предоставлен только при обеспечении в виде залога или поручительства. Для предоставления такого кредита заинтересованному лицу необходимо подать в уполномоченный орган заявление с приложением документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления кредита. Подача и рассмотрение заявления, принятие решения и вступление его в действие производятся в порядке и сроки, установленные НК РФ применительно к отсрочке и рассрочке по уплате налога.

Однако для получения налогового кредита в отличие от отсрочки (рассрочки) положительного решения уполномоченного органа недостаточно. Налоговый кодекс РФ требует также обязательного заключения между заинтересованным лицом и уполномоченным органом договора, составленного по установленной форме, которая разрабатывается и утверждается самим этим органом.

Договор о налоговом кредите должен быть заключен в течение семи дней после принятия положительного решения уполномоченным органом и предусматривать следующие существенные условия: сумму задолженности (с указанием налога, по уплате которого предоставлен налоговый кредит); срок действия договора; начисляемые на сумму задолженности проценты; порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога либо поручительства; ответственность сторон. Копия такого договора в пятидневный срок направляется налоговому органу по месту учета налогоплательщика, на который возлагаются обязанности по контролю за выполнением лицом, получившим налоговый кредит, условий договора.

Что касается Беларуси, то в соответствии с Декретом Президента от 2001-02-27г. N 6 субъектам хозяйствования РБ налоговый кредит на срок до 6-ти месяцев может быть предоставлен по решению Совмина, согласованному с главой правительства, на срок более 6-ти месяцев -- по решению Президента. Согласно Указу Президента от 2001-06-13г. N 313 "О мерах государственной поддержки организаций радиоэлектронной и других бывших оборонных отраслей промышленности" организациям, определенным данным Указом, предоставляется беспроцентный налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит

Такой кредит является самой сложной формой изменения срока уплаты налога (сбора). Суть ее в том, что при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Круг оснований, по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, коренным образом отличается от оснований, предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки или налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику при наличии следующих оснований:

-- проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей;

-- осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

-- выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

В последних двух случаях сумма кредита определяется соглашением между заинтересованной стороной и уполномоченным органом.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по одному из федеральных налогов -- налогу на прибыль (доход). Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений нет и этот кредит может быть предоставлен по любому из них.

Срок, на который можно получить такой кредит, составляет от одного года до пяти лет. Еще одна важная особенность -- обязательное начисление процентов на сумму кредита независимо от того, по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее 1/2, но и не более 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Инвестиционный налоговый кредит, так же как и налоговый кредит, предоставляется организации только при условии заключения с ней договора о залоге имущества или поручительства на основании заявления и оформляется договором установленной формы между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Согласно п.7 ст.67 НК РФ законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов.

В Беларуси инвестиционный налоговый кредит не выделен в отдельную форму изменения срока уплаты налога. Однако основания, по которым белорусским субъектам хозяйствования предоставляется налоговый кредит, имеют определенные сходства с российским инвестиционным кредитом.

Автор публикации: Петр СКРАБОТУН