$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Налоговое бремя и экономический рост:

01.02.2008

По поводу показателя налоговой нагрузки на экономику довольно часто идут острые дискуссии. При этом практически всегда утверждается, что рост налогового бремени оказывает крайне негативное влияние на экономический рост.

Однако, анализ динамики темпов роста ВВП и налоговой нагрузки в нашей стране в последние годы свидетельствует о неоднозначном характере взаимосвязи между этими макроэкономическими показателями.

Так, в 2002 г. снижение налоговой нагрузки сопровождалось повышением темпов роста ВВП, в 2003-2004 гг. возрастали оба показателя, в 2005 г. темпы роста ВВП снизились при повышении налоговой нагрузки, а в 2006 г. — наоборот, темпы роста ВВП возросли, а налоговое бремя снизилось.

Таким образом, отрицательное влияние роста налоговой нагрузки на темпы роста ВВП наблюдалось по трем годам из пяти. При этом колебания уровня налоговой нагрузки все это время находились в пределах одного процента. Можно предположить, что столь незначительные изменения не оказывали существенного влияния на темпы экономического роста.

Сопоставления с другими странами показали, что только в двух странах Евросоюза — Швеции (52%) и Дании (49,9%) — налоговая нагрузка выше, чем в Беларуси (48,8%). В странах с переходной экономикой уровень налогового бремени существенно ниже, чем в РБ.

График показывает *, что налоговая нагрузка в РБ значительно выше, чем в странах с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения.

Совершенно очевидно, что перспективы долгосрочного экономического роста, безусловно, связаны со снижением налогового бремени. Вместе с тем эффект от его снижения, на наш взгляд, может быть достигнут только при наличии определенных предпосылок, являющихся следствием общеэкономической ситуации. Ключевыми условиями достижения такого эффекта во всех странах мира являются преобладание частного сектора в экономике, развитая инфраструктура финансовых рынков, обеспечивающая оптимальный межотраслевой перелив капитала, необходимые объемы банковского и страхового капитала в стране, наличие эластичного рынка труда.

Однако отсутствие этих и еще целого ряда предпосылок приводят к тому, что налоговая система, строящаяся на принципах либерализма, может иметь неоднозначные эффекты в странах с различными экономическими моделями.

Специфика белорусской модели заключается в высоком уровне государственного регулирования. С помощью налоговой системы перераспределяются значительные финансовые ресурсы между отраслями и отдельными предприятиями. Это перераспределение имеет не рыночный, а административный характер. Причем ресурсы достаются, как правило, не самым эффективным предприятиям. Это позволяет поддерживать, а часто и увеличивать, объемы производства, решать некоторые социальные задачи, но вместе с тем сдерживает прогрессивные структурные преобразования в экономике.

В последние годы высокие темпы роста ВВП в значительной степени были обусловлены внешними и конъюнктурными факторами. А для обеспечения устойчивого долгосрочного экономического роста необходима активизация внутренних стимулов развития, одним из которых является снижение налогового бремени. И эффект от такого снижения будет тем более ощутимым, чем активнее будут проводиться рыночные преобразования в стране.

Ольга ШУЛЕЙКО,
заведующая сектором бюджетно-налогового регулирования
и финансовой политики Института экономики НАН Беларуси
 
* Графики и таблицы смотрите в печатной версии "ЭГ"