$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Налоговая система должна стать проще и понятнее

20.11.2007

На прошлой неделе Президент потребовал «оптимизировать и упростить» налоговую политику. Планы правительства в этой сфере на 2008 г. были признаны недостаточными для решения поставленной задачи. Помочь выполнить поручение главы государства готовы бизнес-ассоциации. Свое видение упрощения налоговой системы и вариантов снижения налоговой нагрузки в письме, направленном в адрес правительства, Администрации Президента и Национального собрания, изложили эксперты Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского (БСПН) и Совета по развитию предпринимательства.

У бизнеса есть предложения

«Мы не должны душить ни частный, ни государственный сектор непонятными методиками тех налогов, которые должны выплатить предприятия, — распорядился, заслушивая на прошлой неделе правительство, Александр Лукашенко. — Сегодня все — от рядового бизнесмена до директора крупного предприятия — жалуются на то, что они должны содержать по несколько бухгалтеров, чтобы разобраться в налоговых инструкциях, — рассказал Президент о настроениях в бизнес-среде. — Еще одна такая жалоба — и я буду серьезно разбираться с налоговиками», — пригрозил глава государства.

Эксперты БСПН и Совета по развитию предпринимательства, проанализировав действующее законодательство и те предложения, которые внесло правительство, верстая планы на будущий год, также пришли к выводу, что ситуация в сфере налогообложения «не отвечает требованиям Президента по снижению налоговой нагрузки».

Разрабатывая свои предложения, эксперты от бизнеса руководствуются не только своими интересами. Реализация их предложений способна положительно повлиять и на экономическое развитие страны. Например, они полагают, что пришла пора отменить существующие ныне ограничения по отнесению сумм заработной платы на затраты, а также необходимость привязки заработной платы сотрудников коммерческих организаций к единой тарифной сетке. Это не только даст в руки руководства предприятий мощный мотивационный козырь, но и снимет проблему «зарплаты в конвертах», увеличит поступления в бюджет в виде подоходного налога и отчислений в ФСЗН.

Чтобы бухгалтерская прибыль от реализации отражала реальную картину полученных доходов, эксперты БСПН и Совета по развитию предпринимательства считают необходимым утвердить единый перечень затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в ценообразовании и для целей бухгалтерского учета. По их мнению, положительно повлияет на развитие рынка услуг и расширит возможности предприятий отмена нормирования информационных, консультационных, маркетинговых, аудиторских услуг. Более того, следует установить, что на затраты относится не только обязательный, но и инициативный аудит, а также все виды страхования, считают эксперты.

«Все начисленные налоги и сборы, платежи в целевые бюджетные фонды должны уменьшать налоговую базу для исчисления налога на прибыль во избежание уплаты «налога за налог», — значится в письме. Также там идет речь о необходимости пересмотреть сроки и периодичность представления налоговых деклараций. Субъекту малого предпринимательства, находящемуся на общей системе налогообложения, приходится ежемесячно заполнять и сдавать в налоговую инспекцию в среднем до 12 деклараций и делать столько же налоговых платежей. Тарифы за платеж, принятые в некоторых банках, составляют примерно 2 тыс. Br. Поэтому только перечисление налоговых платежей выливается в непроизводительные расходы, аргументируют свою точку зрения эксперты.

Представляется целесообразным пересмотреть действующий порядок налоговых отчетов», считают в БСПН и Совете по развитию предпринимательства. Периодичность отчетов должна соответствовать объемам платежей и дифференцироваться от квартальных до годовых сроков сдачи налоговых деклараций и перечислений в бюджет полагают там. Кроме того, эксперты предлагают «проработать вопросы представления деклараций по налогам и сборам в электронном виде с применением электронной подписи».

К вопросу об «упрощенке»

Предприятия, входящие в состав БСПН, отмечают, что новая упрощенная система налогообложения (введена в действие Указом от 9.03.2007 № 119) более привлекательна для субъектов, нежели действовавшая ранее, поскольку напрямую привязана к получаемой выручке и обеспечивает равномерную налоговую нагрузку.

В то же время, по мнению экспертов от бизнеса, и тут еще есть что упростить и улучшить. Например, учитывать не ежемесячную, а среднесписочную численность работников по итогам года; вернуть туристическим компаниям возможность работать по упрощенной системе.

Эксперты, анализируя налоговую нагрузку при применении упрощенной системы, заметили, что ее снижение происходит лишь у предприятий, оказывающих услуги. Чтобы сделать ее интересной и для производителя, предлагается установить для них ставку налога на уровне 5-6%. Невыгодна «упрощенка», к сожалению, и торговым компаниям. Из допустимых 20% торговой надбавки половину необходимо отдать государству в качестве налога, а за оставшиеся 10% покрыть издержки обращения. На предприятиях уточняют, что это практически невозможно. По мнению экспертов, ставка налога для этих организаций должна быть примерно 3-5%.

Предложений правительства недостаточно

Напомним, что планы на 2008 г. содержат ряд изменений налогового законодательства. По оценкам правительственных экспертов, их реализация позволит снизить налоговую нагрузку на предприятия на 0,1-1,2%. Никоим образом не умаляя значимость проделанной правительством работы, участники хозяйственной деятельности утверждают, что этого недостаточно. Эксперты БСПН подсчитали, что подавляющее большинство организаций вообще не ощутит никакого снижения. По данным исследований ВБ, совокупный налог в Беларуси составил в 2006 г. 144,4% от прибыли. При таком уровне изъятий прибыльная деятельность становится невозможной, утверждают в компаниях. К слову, в Украине этот показатель составляет 57,3%, в России — 51,4%.

Представители деловых кругов считают, что необходимо ежегодно начиная уже с 2008 г. снижать совокупную налоговую нагрузку не менее чем на 2%. В первую очередь это должно коснуться оборотных налогов. Эксперты отмечают, что аналогичную с оборотными налогами природу имеют отчисления в инновационные фонды. Их сохранение в 2008 г. будет означать, что в стране действуют два вида (сбор и отчисления) оборотного налога. Причем эти отчисления имеют не только различные ставки (нормативы), но и различную базу формирования, что затрудняет контроль за их формированием и использованием. Первым шагом в сторону «от оборотных налогов» могло бы стать формирование единого инновационного фонда в составе государственного бюджета с последующим распределением его в соответствии с законом и решениями Президента, предлагают эксперты БСПН и Совета по развитию предпринимательства.

Малообоснованным, по мнению большинства членов БСПН, является предложение об увеличении на 2 процентных пункта ставки НДС. Проблема не только в том, что это приведет к росту всех цен как минимум на эти же 2 пункта. Увеличение ставки НДС отрицательно скажется на работе нематериалоемких предприятий, с большими затратами труда, и в первую очередь умственного, а это, по мнению экспертов, не согласуется с требованиями Директивы Президента № 3 и Программой инновационного развития страны. Хозяйственники отмечают, что введение новой ставки НДС усложнит заполнение налоговой декларации по этому налогу. Так, предприятия, работающие с использованием метода определения выручки по мере оплаты, будут обязаны отслеживать обороты по двум ставкам (18% и 20%), потому что в течение 2008 г. на расчетные счета предприятий будет поступать выручка за продукцию отгруженную, но не оплаченную в 2007 г.

Нет предела совершенству

Ссылаясь на мнение представителей предпринимательства, авторы обращения к правительству и Президенту обращают внимание на присутствующие в отечественной практике факты двойного налогообложения. Они пишут о том, что и НДС, и налог с продаж имеют одну природу — это налог на потребителя. В перспективе следовало бы определиться, какой из этих налогов целесообразно использовать, полагают эксперты.

По из мнению, недостаточно эффективным с точки зрения соответствия затрат на администрирование объему налоговых поступлений является налог на недвижимость для субъектов малого предпринимательства. Расчеты, проведенные экспертами БСПН, показывают, что объемы платежей по этому налогу для малых предприятий колеблются в пределах 0,1-1% в общем объеме налоговых платежей. В то же время затраты на ежеквартальные расчеты налога исходя из движения основных фондов весьма существенны. К тому же малый бизнес Беларуси пока не располагает значимой производственной базой. В связи с этим эксперты предлагают рассмотреть целесообразность обложения этим налогом малых предприятий, по крайней мере, на период становления (например, 5 лет). К тому же это стало бы хорошим стимулом для бизнеса развивать собственную производственную базу.

Эксперты полагают, что включение ФСЗН в бюджетную систему юридически оформило переход от социального страхования к социальному налогу, а это, по их мнению, будет иметь негативные последствия. В мировой практике страховые фонды не только независимы от бюджета и имеют солидарный характер, но и являются накопительными и инвестиционными. В связи с этим эксперты предлагают пересмотреть статус Фонда, положив в основу его деятельности положения Закона «Об основах государственного социального страхования». При этом следует предусмотреть равное участие в формировании страховых фондов нанимателей и работников, что позволило бы не только снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, но и обеспечить прозрачность в выплатах заработной платы, справедливую поддержку в страховых случаях, считают эксперты.

Валентина ВЕШТОРТ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях