$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Налоговая система будет проще, но не сейчас

12.01.2007

О том, что удалось сделать за это время, «Экономической газете» рассказал член рабочей группы, начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Александр КОЗЛЯКОВ.

- Александр Викторович, насколько продуктивно, на ваш взгляд, работает комиссия?

— За время ее работы поднималось большое количество вопросов как непосредственно по уплате налогов, так и по налоговому администрированию. Часть поступивших предложений уже учтена в Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» и в Законе о бюджете на 2007 г. Отменен чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости. Включены в состав экологического налога платежи за производство и импорт стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона. Объединены платежи за геологоразведочные работы с платежами экологического налога за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов. Отменен налог на доходы страховых организаций. Последние переведены на общий порядок уплаты налога на прибыль. Дивиденды с 1 января будут облагаться налогом на прибыль в составе внереализационных доходов.

Подготовлен также проект указа Президента по упрощенной системе налогообложения, который позволит существенно расширить круг субъектов малого и среднего бизнеса, которые смогут ее применять.

Еще одно направление, по которому проводилась работа, — это максимальное придание налоговому законодательству характера документов прямого действия. В этих целях в законопроекты по налогам были включены положения действующих сегодня инструкций Министерства по налогам и сборам, в частности, инструкций по НДС и налогу на прибыль. Практические вопросы применения налогов упорядочены и систематизированы, чтобы налогоплательщик для своего удобства использовал один документ — закон. Конечно, отказаться полностью от всех инструкций МНС невозможно. Есть ряд технических вопросов, которые в законе не пропишешь. Например, порядок заполнения налоговых деклараций. Но это никоим образом не расширяет законодательство.

В целях сокращения отсылочных норм в налоговые законы были также включены положения указов и декретов Президента, касающиеся налогов. По нашей оценке, это позволит уменьшить объем инструкций МНС примерно на 200 страниц, а также отменить либо частично признать утратившими силу положения около 70 указов и декретов. Налогоплательщикам будет значительно проще работать с документами.

- Все предложения, которые поступали на рассмотрение рабочей группы, вошли в законопроекты на нынешний год?

— Нет, и такая задача перед рабочей группой не стояла. Ее деятельность не ограничена временными рамками, мы будем работать столько, сколько потребуется. Не все предложения можно ввести мгновенно. Например, предлагается, чтобы предприятие, которое имеет филиалы в других регионах, платило налоги и за них тоже (сейчас каждый филиал платит налоги в бюджет по месту своей деятельности). Но это достаточно сложный вопрос, он требует регулирования межбюджетных отношений. Его нельзя решить в течение короткого времени.

То же касается вывода из-под налогообложения активной части основных фондов (станков, оборудования). Предлагается облагать налогом на недвижимость только здания и сооружения. Это позволит стимулировать инновационную активность при обновлении паркового оборудования. Идея разумная, но требует дополнительного изучения. В частности, необходимо оценить потери от этого доходной части бюджета и найти возможность их компенсировать.

Нельзя в одночасье отменить и «оборотные» налоги. В стране действует Государственная программа поддержки и возрождения села до 2010 г., которая предусматривает финансирование за счет этих платежей.

- С чем, на ваш взгляд, связано большое количество изменений законодательства, регулирующего вопросы исчисления и уплаты налогов? По мнению экспертов Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН), только по уплате НДС в поисковой системе НЦПИ зарегистрировано 273 документа, из которых 180 — действующие…

— Проблемы здесь нет. Большинство нормативных актов связано с техническими особенностями применения налогового законодательства. Например, если главой государства принят указ по вопросам налогообложения, то под него МНС обязано скорректировать действующую инструкцию. Вот и «висят» в нормативной базе постановления, которыми внесены такие изменения и дополнения. С 2007 г. решено нормы указов и декретов Президента, а также постановлений правительства в инструкции не вносить и готовить документы максимально прямого действия. Дублирующих норм в инструкциях налоговых и таможенных органов просто не будет. Субъекты хозяйствования смогут руководствоваться декретами, указами главы государства и постановлениями Совмина напрямую.

Вообще налоговое законодательство — не какая-то статичная область права. Во многом она зависит от ситуации в экономике в целом, от международных отношений. Например, переход в торговле с Россией на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения потребовал значительного изменения всей нормативной базы. Наверное, даже самый дальновидный эксперт при разработке документов не сможет предвидеть все «подводные камни». В практике применения этого механизма всплывают детали, которые требуют корректировки.

- Предпринимательские союзы не раз предлагали пересмотреть порядок формирования налогооблагаемой базы. В частности, разрешить предприятиям включать в затраты при исчислении налога на прибыль все расходы на оплату консультационных, информационных, маркетинговых услуг, на аудит, рекламу и т. д. Насколько это возможно в ближайшее время?

— Эти вопросы рабочая группа рассматривала. Было решено, что в 2007 г. мы еще раз посмотрим действие этих нормативов. Будем приглашать представителей предприятий, изучать этот вопрос.

- Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего бизнеса до 2010 г. предлагает перевести субъектов малого бизнеса, работающих в розничной торговле, общепите, при перевозках пассажиров, на налогообложение не по фактическим результатам работы (полученным доходам), а на вмененный (потенциальный) доход. Чем вызвана такая инициатива?

— Это было предложение Минэкономики. Мы считаем, что такой необходимости пока нет. Если будет введена упрощенная система налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства, она уже позволит решить многие вопросы.

- А вообще как часто специалисты Минфина консультируются с профессиональными ассоциациями и предпринимательскими объединениями?

— Мы плотно работаем с общественными объединениями: союзом налогоплательщиков, Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, Белорусским союзом предпринимателей и другими. У нас с ними нормальные рабочие отношения. Всегда по мере возможности стараемся участвовать в мероприятиях — семинарах, «круглых столах», которые проводят эти организации. Думаю, что это полезно как для нас, так и для самих объединений.

Беседовал Дмитрий ЕРМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях