Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Мнения
07.05.2018 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налоговая реформа и реформа налоговых: чего теперь ждать белорусу?

Заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая. Фото: belta.by

Заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая в недавнем интервью агентству БЕЛТА рассказала о грядущих изменениях в Налоговом кодексе Республики Беларусь. Большинство ожидаемых нововведений можно охарактеризовать как положительные, улучшающие положение бизнеса и простых граждан. Они коснутся как фундаментальных принципов налогообложения и регулирования, так и исчисления конкретных налогов, избавления от высоких пеней, штрафов и ареста банковских счетов. Да и сам режим работы инспекций с белорусами станет более дружественным.

«Добрые» принципы для добросовестных бизнесов

Фундамент для здоровых отношений государства и честных налогоплательщиков фактически закладывается уже не первый год. И сейчас такие правильные отношения обретут крепкую юридическую основу, чтоб это понимание не исчезало со временем и доходило до каждого инспектора и бухгалтера на местах. Элла Селицкая описала это так: «Наряду с принципами всеобщности, равенства и справедливости налогообложения … принцип презумпции добросовестности налогоплательщика. Он означает, что пока налоговый орган не докажет документально, что плательщик совершил налоговое правонарушение, плательщик будет считаться добросовестным.

Это основополагающий принцип, который сегодня закреплен в декрете №7, направленном на развитие предпринимательской деятельности, раскрепощение деловой инициативы в нашей стране. Следующий шаг – это налоговые правоотношения, которые должны гарантировать добросовестным плательщикам добровольное исполнение своих налоговых обязательств в полном объеме без излишнего административного давления со стороны налоговых органов».

Обратили власти внимание и на многолетние просьбы бизнеса не менять постоянно законодательство, на основе которого приходится работать. Для успешной деятельности предприятий их работу надо планировать на годы вперед, а без понимания, когда и сколько надо заплатить в бюджет, это невозможно. По этому поводу Элла Александровна отметила: «Еще один важный принцип налогообложения – это принцип стабильности налогового законодательства. Если установили правила игры, то в течение моратория на корректировку налогового законодательства их просто-напросто нельзя менять. Плательщик должен планировать свои бизнес-процессы и выстраивать работу с учетом сформированного законодательства».

Прозрачность уже действующего законодательства и любых нововведений так же совершенно необходимо. «Секретным» и неожиданным правовым нормам, влияющим на налогоплательщиков, не место в цивилизованном государстве: «Не менее важен принцип гласности налогового законодательства. Как только принят новый закон о налогообложении, он должен быть опубликован. Плательщики должны иметь возможность ознакомиться с этим законодательством, при необходимости получить соответствующие разъяснения от уполномоченных органов, чтобы потом следовать ему на практике».

 

Вам рады в любой налоговой!

По словам Эллы Селицкой, налогоплательщикам-физическим лицам будет, фактически, дано право самим выбирать налоговую инспекцию, без обязательной привязки к адресу, указанному в паспорте: «Экстерриториальный принцип означает, что любое физическое лицо, для того чтобы подать налоговую декларацию по подоходному налогу, декларацию о доходах и имуществе, уведомление о начале деятельности по заявительному принципу либо обратиться за выполнением любой административной процедуры, например, получить справку о расчетах с бюджетом, сможет обратиться в любой налоговый орган, а не только налоговый орган по месту жительства. Пока … такой возможности нет».

Это важная позитивная перемена, так как многие люди сегодня не живут по адресам регистрации, а, будучи прописанными в райцентрах и деревнях, фактически нашли жилье и работу в больших городах. Государство решило избавить их от бессмысленных междугородних поездок, благо, современные информационные технологии позволяют свести все данные по стране в единую базу и отслеживать ситуацию из любой точки республики. Такое решение способствует более высокой мобильности рабочей силы и сокращению безработицы в стране.

Пока это нововведение коснется налогоплательщиков-физлиц, а индивидуальные предприниматели и организации по-прежнему привязаны к инспекции МНС по адресу регистрации. Но там это не является острой проблемой, уже достаточно массово внедрено электронное декларирование и привязка к конкретной инспекции тоже условна, большая часть отношений с государством у бизнеса здесь идет не через инспектора, сидящего в каком-то здании, а посредством интернета: «…новая статья, предусматривающая возможность обращения физических лиц в налоговый орган не только по месту жительства, а в любой налоговый орган – так называемый экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков – пока … вводится только для физических лиц, поскольку иные плательщики – организации и индивидуальные предприниматели – активно используют электронное взаимодействие с налоговыми органами. Сегодня более 80% субъектов хозяйствования обращаются в налоговые органы в электронном виде. А у физических лиц еще не у всех имеется такая возможность, либо сказывается ментальность белорусов – схожу, а там мне все разъяснят».

 

Скажем «нет» начислению пени за 10 лет!

Найдено решение еще одной острой проблемы, многие годы державшей бизнес в напряжении. При обнаружении недоплаченных за прошлые годы налогов, к ним не будут добавляться «космические» пени, которые могли многократно превышать сумму недоплаченного государству. Элла Селицкая подробно описала ситуацию и найденное решение: «Еще один новый подход: в Налоговом кодексе прописаны положения, которые обеспечивают индексацию платежей в бюджет, если они уплачены несвоевременно. Это пени.

По действующему законодательству пеня начисляется с момента неисполнения налогового обязательства и до тех пор, пока деньги не поступили в бюджет. Бизнес инициировал предложения по совершенствованию начисления пеней. МНС проанализировало практику начисления, взыскания и согласилось с предложением, что излишнее административное бремя с плательщиков нужно убрать.

Например, налоговый орган не проверял бизнес 5 или 10 лет, затем приходит на проверку и видит, что 10 лет назад не были уплачены налоги – и за этот весь период начисляется пеня. Зачастую суммы пеней намного больше, чем непосредственно налог, который нужно заплатить. Иногда такие ситуации могут привести к банкротству предприятия. Либо плательщики обращаются в межведомственную комиссию за освобождением от уплаты пеней, в результате суммы все равно не поступают в бюджет. Поэтому в проекте общей части Налогового кодекса предусмотрели, что размер пени не должен превышать сумму доначисленного налога (сбора)».

 

Залог или гарантия вместо ареста счетов

Другая угрожающая существованию бизнеса налогоплательщика ситуация теперь будет так же решаться более гуманными методами. При наличии задолженности перед бюджетом можно будет избежать ареста счетов, предоставив на сумму долга залог, банковскую гарантию или обязательство другого предприятия оплатить ваш долг. Заместитель министра описала саму проблему и возможные решения так: «Еще один острый вопрос, который поднимается бизнесом – это приостановление операций, когда арестовываются счета плательщика при неисполнении налоговых обязательств. Например, не исполнены налоговые обязательства на незначительную сумму, а приостанавливаются все расходные операции.

Чтобы эти негативные моменты исключить, выработан совершенно новый подход, в первую очередь к добросовестным плательщикам, которые допускают такие нарушения редко, в исключительных случаях.

Суть предложения в том, что по результатам проверки операции по счетам приостанавливаться не будут, если плательщик предоставит документ, гарантирующий исполнение обязательств. Это может быть договор, заключенный между налоговым органом и плательщиком о залоге имущества, либо договор плательщика с третьим лицом, которым поручается за него уплатить налог, либо банковская гарантия.

На период их действия у плательщика как раз есть возможность обжаловать решение по акту проверки либо поднакопить деньги, найти ресурсы, чтобы рассчитаться. На наш взгляд, такой механизм будет более справедливым. Еще идет процесс обсуждения, может, какие-то нюансы будут уточнены».

Описанная ситуация подразумевает блокировку счетов после налоговой проверки. Ревизоры насчитали недоплат и штрафов, у предприятия нет денег все сразу погасить, и стороны решают, как при этом сохранить жизнеспособным предприятие и погасить долг перед государством.

А в более простых случаях, при наличии небольшой по времени просрочки, аккуратным и добросовестным налогоплательщикам просто предоставят 5-10 дней на решение проблемы без всякого ареста счетов. Элла Селицкая описывает это решение так: «Если мы ведем речь о текущей задолженности, например, субъект 22 числа не заплатил налоги, то в сегодняшних реалиях мы должны ему приостановить операции уже с 23 числа.

Обсуждая эти вопросы с бизнесом, тоже видим, что не всегда этот механизм хорошо срабатывает. Поэтому по текущей задолженности предлагается такое новшество: если накануне нарушения плательщик в течение 6 месяцев своевременно исполнял свои налоговые обязательства, то такое приостановление операций будет происходить не ранее чем через 10 дней после наступления срока уплаты. За эти 10 дней он может рассчитаться с бюджетом и не нужно будет приостанавливать его деятельность. Если же последние полгода он платил налоги не 22 числа, а погашал задолженность до первого числа месяца, следующего за отчетным, то тогда срок приостановления операций будет не ранее чем через 5 дней после наступления срока уплаты».

 

Хотите обжаловать? Жалуйтесь сразу министру!

Если вы принципиально не согласны с претензиями, предъявленными вашему предприятию «родной» налоговой, можно будет обращаться не только в вышестоящую инспекцию по налогам и сборам (например, жаловаться на районных инспекторов в областную или минскую городскую ИМНС), но и сразу писать в само министерство. Элла Селицкая описывает новый порядок следующим образом: «Еще одно важное новшество обновленной общей части Налогового кодекса – усовершенствован порядок обжалования решений налоговых органов или действий (бездействия) их должностных лиц. Сегодня, если плательщик не согласен, у него есть возможность обжаловать решение по акту проверки в вышестоящий налоговый орган. Он должен пройти цепочку – от районной до городской или областной инспекции, а только потом прийти с жалобой в министерство.

В новых условиях мы говорим о том, что плательщик будет сам выбирать, в какой орган ему обратиться. Если он считает, что специалисты министерства лучше разберутся, значит, он пойдет в министерство.

Законопроект предусматривает подход, согласно которому у плательщика появляется право обратиться непосредственно в Министерство по налогам и сборам».

Эта схема тоже не случайность. В разных городах и районах Беларуси за последние годы было несколько резонансных случаев, когда региональные инспекции принимали формально верное решение. Но оно предусматривало огромный штраф и угрожало дальнейшей работе налогоплательщика, при том, что было вызвано явно неумышленной ошибкой или вообще противоречиями, неоднозначными трактовками отдельных моментов в законодательстве. Руководители областных ИМНС не решались отменить или смягчить решение подчиненных, хотя государство несло от этого формализма ущерб: вместо работающего налогоплательщика бюджету достался бы большой, скорее всего безнадежный долг. И решение уменьшить штраф до посильного или простить неумышленную ошибку принимали только в Минске, в Министерстве. Теперь в таких случаях можно будет не гонять дело по инстанциям, не тратить время, а сразу обращаться непосредственно на самый верх – в МНС.

Подготовлено по материалам агентства «БЕЛТА»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by