$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнения

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА 2015:©

17.11.2015

отраслевой фактор

Налоговое бремя неизменно значится среди проблем, беспокоящих белорусский бизнес. Однако, по расчетам МНС, налоговая нагрузка на субъектов хозяйствования в текущем году заметно снижается. При этом вместо традиционного сопоставления объема собираемых налогов к ВВП использовалось сравнение их с выручкой предприятий. Оказалось, что тяжесть налогового бремени распределяется по различным отраслям весьма неравномерно.

Согласно данным МНС налоговая нагрузка на белорусские организации в части платежей, контролируемых налоговыми органами, без учета сумм возмещений НДС из бюджета, по итогам 9 месяцев т.г. составила в среднем 6% к выручке от реализации товаров, работ, услуг. Это на 0,4 п.п. меньше, чем в январе–сентябре 2014 г. Налоговая нагрузка рассчитывалась как отношение уплаченных в бюджет платежей, являющихся налоговыми доходами в соответствии с постановлением Минфина от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь», к выручке, отражаемой плательщиками в налоговых декларациях. При этом были исключены платежи, по которым организации выступают налоговыми агентами (подоходный налог, налог на доходы иностранных юридических лиц и др.). Не учитывались также платежи в Фонд социальной защиты населения.

Налоговая нагрузка является существенным фактором, характеризующим условия ведения бизнеса. Для предприятий – это заметная статья расходов, одновременно таящая в себе дополнительные угрозы. Ведь налоговая нагрузка в соответствии с Указом Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» служит одним из критериев отнесения к группе риска для назначения плановых проверок. Если она в календарном году ниже среднего уровня в соответствующей отрасли экономики (по виду экономической деятельности), сложившегося по налоговому органу, на учете в котором состоит проверяемый субъект, с учетом применяемой системы налогообложения, то он будет отнесен к высокой группе риска. Такой же вывод делается, если обнаруживается снижение налоговой нагрузки на доходы проверяемого субъекта в календарном году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при стабильной или увеличивающейся налоговой нагрузке по другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям данной отрасли (данного вида экономической деятельности). При этом налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных субъектом хозяйствования налогов, сборов и его доходов от реализации (выручки). Напомним, отнесение субъекта хозяйствования по любому из многочисленных оснований к высокой группе риска означает проведение плановых проверок ежегодно.

Исследование МНС позволяет сопоставить «личную» налоговую нагрузку с отраслевой, приблизительно оценить риски пристального внимания контролирующих органов, а заодно – обзавестись аргументами для объяснений, если таковые потребуются.

Уровень налоговой нагрузки предопределяется действующим законодательством, регламентирующим объекты налогообложения, налоговые базы, ставки и льготы, полагают в МНС. Кроме того, доля налогов в выручке зависит от индивидуальных и отраслевых особенностей бизнеса, направлений внешнеэкономической деятельности, уровня рентабельности продаж и т.д. Можно добавить, что огромную роль здесь сыграла в текущем году девальвация. Так, если выручка предприятий, по данным Белстата, по итогам 9 месяцев т.г. выросла на 10,1% по сравнению с январем–сентябрем 2014 г., себестоимость – на 9,4%, а прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг – на 18,1%, то прибыль до налогообложения сократилась на 29,3%, причем в основном из-за августовского перепада курса.

Налогообложение реального сектора экономики сопряжено с многочисленными и сложными вопросами налоговой политики, но особенно актуальное значение для нас имеют вопросы множественных ставок, наличие особых налоговых режимов, льгот, в т.ч. индивидуальных, отраслевых и территориальных. В значительной степени это объясняется неизменно высокой ролью государства в распределении ресурсов.

Неудивительно, что диапазон величины налоговой нагрузки на организации по видам экономической деятельности довольно широк (см. диаграмму 1). Так, наиболее высокий показатель налоговой нагрузки традиционно отмечается у производителей подакцизной продукции, в т.ч. в нефтепереработке (16,5%), и пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия (10,6%). Вместе с тем именно здесь отмечено наибольшее снижение налоговой нагрузки. В то же время рост наблюдается в обрабатывающей промышленности (в т.ч. в металлургии и химической промышленности), транспорте и связи. В деревообработке, текстильном и швейном производстве перемены были незначительными. Наиболее низкий уровень налоговой нагрузки – 2,7% – стабильно наблюдается в АПК, где большинство субъектов применяет особый режим налогообложения в виде уплаты единого налога для производителей сельхозпродукции.

Важным элементом в определении налоговой нагрузки, а также стоимости капитала и прибыльности инвестиций служит структура затрат, в т.ч. допустимая амортизация активов. В Беларуси существует достаточно большое количество категорий активов и норм амортизации, порой чрезмерно заниженных. При этом за I полугодие 2015 г. по сравнению с I полугодием 2014 г. произошло увеличение удельного веса материальных и прочих затрат в общем объеме (с 62,6 до 63,9% и с 6,4 до 7% соответственно) при уменьшении удельного веса затрат на оплату труда (с 18,2 до 17,6%), отчислений на социальные нужды (с 6 до 5,7%) и амортизации (с 6,8 до 5,8%).

Роль отдельных налогов в общей совокупности фискального бремени тоже значительно различается (диаграмма 2 на с. 4). Скажем, в МНС считают, что на сокращение налоговой нагрузки в целом по республике (без учета возмещений из бюджета сумм НДС) повлияло, прежде всего, уменьшение доли НДС в выручке с 3,9 до 3,5%, что связано со снижением на 2,5% НДС, уплаченного при ввозе товаров из государств – членов ЕАЭС, из-за падения импорта. Напомним, по данным Белстата, импорт товаров из государств – членов ЕАЭС за 9 месяцев 2015 г. сократился на 23,3%. В феврале–октябре 2015 г. организациям РБ из бюджета возмещено НДС 35,3 трлн. Br, что на 4,4% меньше аналогичного периода 2014 г. В результате налоговая нагрузка на организации с учетом сумм возмещений НДС сократилась по сравнению с прошлогодним уровнем на 0,3 п.п. и составила в среднем 4,2% к выручке.

Также определенное влияние на налоговую нагрузку оказало снижение доли акцизов в выручке – с 0,9 до 0,7%. Это, по мнению МНС, обусловлено уменьшением в текущем году ставок акцизов на бензин и дизельное топливо, а также переориентацией нефтеперерабатывающих заводов на производство топлива более высокого класса, на которое установлены более низкие ставки акцизов. При этом доли налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и земельного налога в выручке выросли соответственно с 0,1 до 0,2% в связи с увеличением ставок налога за добычу (изъятие) соли калийной, а также с предоставлением права местным органам власти увеличивать ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков до 2,5 раза, тогда как в 2014 г. они могли повысить их только до 2 раз.

Доля других налогов в структуре налоговой нагрузки по сравнению с прошлогодним периодом не изменилась и по налогу на прибыль составила 0,8% к выручке, налогу на недвижимость – 0,3%, прочим налогам – 0,3%.

Интересно, что сокращение налогового бремени, которое фиксируется МНС в его расчетах, не слишком способствует улучшению финансового положения субъектов хозяйствования. У многих из них в текущем году показатели существенно хуже, чем в предыдущем, убытки заметно выросли. Это наглядно свидетельствует о том, что налоговая политика, хотя и важный, но далеко не единственный фактор, влияющий на состояние бизнеса в стране.

Изменение конъюнктуры внешних рынков заставляет власти менять некоторые приоритеты налоговой политики. Как показывают итоги 9 месяцев, одним из основных факторов снижения налоговой нагрузки является сокращение поступлений «ввозного» НДС, что свидетельствует о необходимости избавления от чрезмерной зависимости от налогов на внешнюю торговлю. Компенсировать данные потери, судя по последним шагам властей, хотят за счет подоходного налога. Можно предположить, что именно этим объясняются принятые и планируемые шаги – от Декрета № 7 до предполагаемого обложения подоходным налогом доходов по азартным играм. Но чрезмерное увлечение такими инструментами зачастую может привести не столько к увеличению поступлений в бюджет, сколько к появлению отрицательных экономических стимулов и социального напряжения.

Валерия ГЕРАСИМОВА


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях