$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА В ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ©

10.07.2015

Сегодня налоговые органы Беларуси отмечают свой юбилей — 25 лет со дня создания. Накануне этого события о достижениях и планах Министерства по налогам и сборам «ЭГ» рассказал первый замминистра Игорь КЛЕПЧА.

— Игорь Николаевич, налоговая служба Беларуси существует уже четверть века. К чему мы пришли за это время?

— За 25 лет белорусская налоговая система прошла значительный путь реформ, которые сделали ее соответствующей европейским стандартам. Результаты совершенствования налогового законодательства получили позитивные оценки деловых кругов и динамичное продвижение в рейтинге Всемирного банка Doing busness по показателю «Налогообложение». Если 5 лет назад Беларусь занимала по нему 183-е место, то в последнем отчете — 60-е среди 189 стран, причем за год мы здесь улучшили свои позиции сразу на 47 пунктов.

За последние годы в республике существенно сократилось число налоговых платежей, упрощено их взимание и снижена налоговая нагрузка. В Беларуси сегодня один из самых кратких перечней налогов и низкие ставки по прямым налогам по сравнению с большинством стран ЕС. Основу налоговой системы у нас составляют НДС, акцизы, подоходный и экологический налоги, налоги на прибыль, на недвижимость и на землю, таможенные пошлины и сборы. А остальные платежи (госпошлина, оффшорный и утилизационный сборы, патентная пошлина) уплачиваются разово, по мере возникновения объекта обложения. Местные органы власти вправе вводить только 3 платежа, 2 из которых применяются в отношении физических лиц (курортный сбор и налог за владение собаками), а плательщиками сбора с заготовителей природного сырья являются субъекты хозяйствования.

Значительные налоговые преимущества предоставляются при выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции, создании наукоемких и экспортоориентированных производств, а также при реализации крупных инвестпроектов, имеющих важное стратегическое значение для экономики. Для малого и среднего бизнеса имеется привлекательная система упрощенного налогообложения, при которой применяются одни из самых низких ставок в ЕАЭС и высокие пороговые значения критериев выручки и численности, что делает ее доступной широкому кругу плательщиков. Серьезные налоговые стимулы предусмотрены для развития производств и услуг в сельской местности, малых и средних городах. Сельхозпроизводители могут использовать льготный режим в виде единого налога. Особый порядок налогового регулирования установлен в СЭЗ, Парке высоких технологий и Китайско-Белорусском индустриальном парке «Индустриальный парк «Великий камень».

С 2011 года все основные налоги, за исключением акцизов, уплачиваются поквартально. В отношении НДС есть право выбора периодичности уплаты: ежемесячно или ежеквартально.

Практически все законодательство по налогообложению систематизировано в Общей и Особенной частах Налогового кодекса.

Мы постоянно изучаем международный опыт и внедряем передовые практики налогового администрирования. Основные усилия белорусских налоговых органов в последние 3 года направлены на сокращение времени плательщиков на исчисление и уплату налогов. Введен механизм переноса убытков, инвестиционный вычет для налога на прибыль, упрощены формы налоговых деклараций и сокращено количество объектов обложения по экологическому налогу.

Особо отмечу внедрение и расширение сферы электронного декларирования и оказания широкого спектра электронных услуг, что позволило плательщикам использовать при общении с налоговыми органами современные технологии. На ближайшую перспективу мы ставим задачу сохранить достигнутые результаты по показателю «Налогообложение» в рейтинге Doing busness. Основные резервы для этого — совершенствование налогового администрирования, расширение сферы электронного декларирования и развитие электронных сервисов.

— Бизнес-сообщество чаще всего критикует отечественную налоговую систему за непредсказуемость и нестабильность, особенно в связи с появлением задним числом норм, ухудшающих положение субъектов хозяйствования. Например, так было с принятием к вычету НДС по ввозимым товарам. Можно ли надеяться, что подобных ситуаций удастся избежать впредь?

— В Беларуси сложилась достаточно стабильная система исчисления налогов. Практика принятия нормативных актов, изменяющих порядок их расчета задним числом, в целом ушла в прошлое. Если все-таки случается распространение новых правил на правоотношения, возникшие до их вступления в силу, то, как правило, у плательщика есть возможность самостоятельно сделать перерасчет налогов без применения мер ответственности. Но даже такие единичные случаи надо в дальнейшем исключить.

Что касается ограничения по вычету сумм НДС по товарам, ввезенным в Беларусь, которое было установлено с начала 2014 г., в текущем году оно действует только в отношении товаров, ввозимых из стран, не являющихся членами ЕАЭС.

— Что нового следует ожидать плательщикам в налоговом администрировании?

— Мы стремимся внедрять такие методы налогового администрирования, которые создают комфортные условия для плательщиков. При этом основной акцент делается на минимизацию их непосредственного контакта с налоговыми органами за счет внедрения IT-технологий. Сегодня к системе электронного декларирования подключено более 260 тыс. субъектов предпринимательства, или свыше 67% от общего числа. За 5 лет количество абонентов этой системы возросло почти в 4,5 раза, что свидетельствует о ее привлекательности для плательщиков.

С 2014 г. внедрен новый функционал — «личный кабинет» на портале МНС. Именно с ним связаны основные направления развития электронных сервисов. Уже сегодня на портале можно заполнить 6 видов деклараций, подать заявления на проведение зачетов (возвратов) излишне уплаченных налогов и узнать о результатах выполнения по ним административных процедур, заказать в инспекции МНС некоторые документы в электронном виде, получить сообщения от налоговых органов, записаться на прием к руководству, просмотреть любой электронный документ, созданный налоговым органом, уплатить налоги с использованием интернет-банкинга «Беларусбанка» и «Белгазпромбанка». Также можно получить извещение об уплате имущественных налогов, узнать не составляющую налоговую тайну информацию, иметь доступ к Реестру плательщиков с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. МНС планирует привлекать к сотрудничеству и другие банки с целью уплаты налогов с портала МНС.

В текущем году появилась возможность направлять в налоговые органы в электронном виде заявления о ввозе товаров с территории государств — членов ЕАЭС без представления его на бумажных носителях. Таким образом, создан полноценный электронный документооборот между налоговыми органами и плательщиками.

Планируется предоставить возможность расчета пеней с использованием информации из лицевых счетов и получения по нему протокола, внедрить калькулятор расчета для выбора режима налогообложения для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. С июля 2016 г. на портале МНС будет реализована возможность представления электронных налоговых счетов-фактур, а к 2018 г. там можно будет заполнить все документы, которые формируются в системе электронного декларирования (АРМ «Плательщик»).

Дальнейшее совершенствование налогового администрирования связано как с продолжением работы по созданию для плательщиков наиболее комфортных условий для уплаты налогов и сборов, так и с расширением использования информационных ресурсов для обработки и анализа имеющихся в налоговых органах сведений о плательщиках с целью выявления и пресечения налоговых сокрытий и повышения собираемости налогов.

— Еще недавно все говорили об упрощении налогового законодательства. Но теперь в нем все чаще появляются довольно сложные нормы, связанные с международной практикой, например, с трансфертным ценообразованием, тонкой капитализацией и т.п. Куда мы движемся: в сторону упрощения или усложнения?

— Действительно, процессы глобализации во всем мире все активнее вовлекают белорусскую экономику в международное экономическое пространство, появляется необходимость поиска новых подходов к налоговому администрированию. Данный факт стал определяющим для включения в налоговое законодательство Беларуси норм о трансфертном ценообразовании, при подготовке которых за основу взяты принципы, разработанные ОЭСР, а также практика применения правил трансфертного ценообразования за рубежом.

Недавно вступили в силу положения Налогового кодекса, направленные на противодействие размыванию налоговой базы по налогу на прибыль. Это статья 301 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения», которая применяется с 2012 г., и статья 1311 «Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам и отдельных видов затрат (расходов) к затратам (расходам), учитываемым при налогообложении», действующая с 2013 г. Пока практика их применения у нас небольшая. Тем не менее эти нормы весьма актуальны и должны использоваться как инструмент налогового администрирования, направленный на пресечение недобросовестного налогового планирования.

— Известный афоризм гласит: в мире есть только две неизбежные вещи — смерть и налоги. По вашему мнению, усвоили ли эту аксиому белорусы? Как изменилась за четверть века наша налоговая культура?

— Главная задача налоговых органов в любом государстве — обеспечить поступления налогов в бюджет в полном объеме. Это позволяет использовать дополнительные возможности для увеличения зарплат, пенсий и пособий, привлечения инвестиций, строительства жилья, дорог, коммуникаций. От результативности работы налоговых органов во многом зависит и социальная стабильность в обществе. При этом, конечно, одна из основных задач — повышение налоговой культуры граждан. Но это сложный процесс, сочетающий экономический, социальный, информационный и правовые аспекты. Налоговая культура представляет собой систему норм, правил и принципов в сфере налоговых отношений. Эта модель предполагает правомерные действия как плательщиков, так и налоговых органов.

Сегодня приоритетные направления улучшения налоговой культуры в стране — упрощение в разумных пределах налогового законодательства, эффективное взаимодействие налоговых органов с плательщиками, рекламно-информационные мероприятия, повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах. Надо четко понимать, что налоговая культура основывается на налоговой дисциплине. Одна из задач налоговых органов — реализация принципа неотвратимости наказания для тех, кто не хочет жить по законам государства.

Другая важнейшая задача — воспитание добросовестного и грамотного плательщика, у которого уплата налогов стала нормой жизни. Для него мы стремимся создать условия, исходя из которых он будет строить свое поведение. Это комфорт при посещении налоговых инспекций, web-ресурсы, возможность получать налоговые услуги в электронном виде, функционирование call-центров, телефонов доверия, проведение разъяснительной работы (семинары, «круглые столы»), размещение информации в СМИ, через стенды, буклеты и т.д. Все эти мероприятия позволяют сформировать определенный стереотип поведения, как плательщиков, так и представителей налогового органа.

Для повышения престижности уплаты налогов мы ежегодно проводим конкурс на звание «Лучший плательщик». О повышении налоговой культуры в нашей стране свидетельствует сокращение задолженность перед казной. Так, если в середине 90-х годов она по отношению к годовому плану доходов консолидированного бюджета составляла около 4%, то на протяжении последних лет уровень налоговых долгов в Беларуси не превышает 1%. По оценке МВФ, как допустимый критерий экономической безопасности этот показатель не должен быть более 5%. То есть подавляющее большинство налогоплательщиков в Беларуси честно платят налоги.

— Давайте на этой оптимистической ноте и закончим. «ЭГ» поздравляет налоговую службу страны с юбилеем и желает всегда достигать взаимопонимания с плательщиками.

Беседовала

Валерия ГЕРАСИМОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях