$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НАЛОГОВАЯ ДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА©

16.05.2014

Квалификационные требования к главным бухгалтерам, установленные Законом от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», по-прежнему вызывают вопросы. Недавно к ним добавились новые: как сообщают наши читатели, некоторые районные налоговые инспекции начали запрашивать у коммерческих организаций документы об образовании главных бухгалтеров, дающие им право занимать такую должность. Такие требования неправомерны, считает юрист Юрий ВЕРЕМЕЙКО.

Нет, главный бухгалтер не обязан выполнять данное требование, так как оно не основано на требованиях действующего налогового законодательства.

В первую очередь необходимо отметить, что документы об образовании как таковые не предоставляют права работать в какой-либо должности.

В соответствии с подп. 1.4 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса плательщик обязан представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и случаях, установленных законодательством, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин). Однако здесь речь идет об обязанностях плательщика, а не его главного бухгалтера. Последний вообще не является лицом, в отношении которого может быть заявлено подобное требование, так как он только работник организации-плательщика, а не плательщик. Сама же организация не может предоставить документы об образовании физического лица, работающего в ней главным бухгалтером, так как они вообще не относятся к документам организации и их может не быть.

Также обратим внимание, что подп. 1.4 п. 1 ст. 22 НК позволяет налоговым органам требовать, а плательщика обязывает представить только те документы и сведения, которые необходимы для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин). Вряд ли к ним можно отнести документы об образовании, так как ни их отсутствие, ни наличие никак не влияют на возникновение или прекращение налоговых обязательств плательщика. Такие документы вообще не используются в налоговых правоотношениях. Сама же норма подп. 1.4 п. 1 ст. 22 НК направлена на то, чтобы обеспечить функционирование налоговой системы и исполнение плательщиком требований налогового законодательства. В соответствии с ней плательщик обязан представлять в налоговый орган документы в порядке и случаях, установленных законодательством. Иными словами, данная норма вовсе не дает права налоговым органам требовать от плательщика представления любых документов на их усмотрение, но лишь тех, представление которых прямо предусмотрено законодательством, например, налоговые декларации (расчеты). Так, согласно п. 2 ст. 108 НК плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налоговое законодательство не предусматривает и не может предусматривать обязанности плательщика представлять в налоговый орган документы об образовании его работников, так как они не имеют прямого отношения к налоговому администрированию. В отдельных случаях налоговые органы и их должностные лица могут требовать от плательщика иные документы, помимо тех, которые представляются в рамках налоговых правоотношений, если это прямо определено налоговым законодательством. В частности, такие требования должностные лица налоговых органов могут заявлять в ходе проведения проверок.

Например, согласно подп. 1.6 п. 1 ст. 81 НК налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право при проведении проверки в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от плательщиков (иных обязанных лиц), если иное не предусмотрено п. 3 ст. 70 НК, необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся их деятельности и имущества, проверять наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 70 НК, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение. В данном случае речь идет как раз о тех документах, которые плательщики представляют в соответствии с требованиями, прямо предусмотренными налоговым законодательством, например, о налоговых декларациях.

Пунктом 3 ст. 70 НК определено, что при проведении камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица), за исключением указанного в ч. 2 данного пункта, налоговый орган вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы и дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин). В то же время в ч. 2 п. 3 ст. 70 НК предусмотрено, что при проведении камеральной проверки организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации, индивидуального предпринимателя, нотариусов, а также лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, налоговый орган не вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы, если иное не предусмотрено ч. 3 п. 3 ст. 70 НК, но вправе истребовать дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин). При этом согласно ч. 3 п. 3 ст. 70 НК при проведении камеральной проверки плательщиков, использующих налоговые льготы, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право плательщика на эти налоговые льготы, дополнительные сведения, а также получать пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).

Таким образом, даже в ходе проведения камеральных проверок налоговые органы вправе требовать от плательщика представления исключительно документов, подтверждающих право на использование налоговых льгот. Иные документы налоговые органы могут истребовать только в ходе проведения выездных налоговых проверок. Однако к таким документам все равно нельзя отнести документы об образовании работников проверяемого плательщика, которые не связаны с налоговыми правоотношениями и не могут влиять на возникновение, исполнение или прекращение налоговых обязательств плательщика.

Следовательно, такие документы не могут быть истребованы должностными лицами налоговых органов даже в ходе проведения выездных налоговых проверок. Требовать же представления таких документов от граждан налоговые органы вообще не вправе, так как это будет выходить за рамки налоговых отношений.