$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НАЛОГОВ МАЛО НЕ БЫВАЕТ

24.12.2010

При подведении итогов деятельности общественного объединения «Белорусский союз налогоплательщиков» за 2010 год члены правления выдвинули ряд новых радикальных мер по совершенствованию отечественной налоговой системы.

Несмотря на предпринятые в последние годы шаги по сокращению количества налогов и упрощению порядка их исчисления и уплаты, система налогообложения в нашей стране по-прежнему нуждается в значительной корректировке — считают члены правления БСН. Руководитель союза Анатолий Труханович, долгие годы отстаивающий интересы налогоплательщиков в различных госструктурах, полагает, что прежде всего необходимо снижать налоговую нагрузку. Для этого, по его мнению, нужно сократить ставки НДС, налога на прибыль и УСН, расширить инвестиционные льготы.

Но получит ли тогда казна достаточно средств для финансирования государственных расходов? Александр Лученок, доктор экономических наук, заведующий отделом макроэкономического регулирования Института экономики НАН Беларуси считает, что такие предложения должны сопровождаться поиском источников для компенсации выпадающих доходов бюджета. С другой стороны, нужно избавиться от лишних государственных расходов, предлагает А.Труханович, и прежде всего — от господдержки неэффективных предприятий, которая не помогает росту производства и нарушает условия добросовестной конкуренции.

БСН предлагает увеличить инвестиционную льготу по налогу на прибыль с 50% до 75% прибыли, направленной на капвложения. В очередной раз правление БСН настаивает на введении нормы о переносе убытков на будущие периоды, как это делается в большинстве стран, отмене обязательных отчислений в инновационные фонды. Кроме того, предлагается не индексировать стандартный налоговый вычет по подоходному налогу на уровень инфляции, а реально повысить его хотя бы до размера минимальной зарплаты, то есть до 400 тыс. Br, ввести социальный налоговый вычет на медицинские услуги и лекарства, как это сделано в России, а также на ремонт жилья — один раз в 10 лет. Острая дискуссия развернулась по поводу предложения не облагать налогом доходы граждан, строящих жилье. По мнению некоторых экспертов, подобные льготы перекладывают расходы на плечи остальных налогоплательщиков. Не проще ли решать проблему с помощью кредитования, ипотеки и других подобных механизмов? А.Лученок убежден, что погоня за строительством жилья мало поможет росту эффективности нашей экономики, тем более что здесь достаточно высока импортная составляющая. К тому же все социальные проблемы одним налогообложением не решить.

Неразрывно связаны с налоговыми и некоторые «сопутствующие» проблемы. Одна из них — бухучет. На заседании союза вновь говорили о необходимости сокращения перечня бланков строгой отчетности, ускорении перехода на МСФО. Впрочем, руководитель Белорусской ассоциации бухгалтеров Анатолий Сушкевич считает иначе. По его мнению, нужно лишь сближать принципы ведения отечественного бухучета с МСФО, а не переходить на них. Основной довод: в каждой стране есть свое бухгалтерское законодательство и национальные особенности надо сохранить.

Но, заметим, что бизнесменам и менеджерам нужны рациональный учет и достоверная отчетность не когда-нибудь, а сейчас. От этого зависит правильность принимаемых решений, поступление инвестиций. К тому же, о каких национальных особенностях, сберечь которые нас призывают, идет речь? Двойная запись пришла к нам из Италии, истоки инвентаризации и плана счетов теряются в глубине тысячелетий египетской и финикийской истории. Едва ли не главная особенность белорусского бухучета — почти мистическая роль документации. Но явление это тоже вполне импортное. Еще в 1549 г. немецкий теоретик бухучета Вольфганг Швайкер объявил, «что нет бухгалтерских записей без первичных документов», а позднее его земляк В.Зомбарт провозгласил принцип «Quod non est librus, non est mundo» — чего нет в учетных регистрах, того нет вообще.

Не слишком ли буквально приняты эти идеи в Беларуси? Если в большинстве стран мира документирование — лишь одно (и далеко не главное) из средств достижения основной цели — получения достоверной информации о состоянии бизнеса в виде финансовой отчетности, то у нас эта цель затерялась за ворохом формальных требований к оформлению первичных документов. Неудивительно, что озабоченные тем, как заполнить графы накладных, белорусские бухгалтеры зачастую не понимают, зачем нужен, скажем, отчет о движении денежных средств, и не в состоянии без прямого указания «свыше» решить, является затратами организации та или иная операция. Но мир изменился. Сегодня бизнес интересует не столько учет операций, сколько оценка и анализ финансового состояния, рисков и денежных потоков. И если тотальное документирование и изобилие бланков строгой отчетности весьма облегчает работу контролеров, бизнесу оно только мешает, отнимая время и средства, лишая доступа к действительно нужной информации. Неудивительно, что все чаще в республике высказываются сомнения в полезности бухгалтеров.

Не первый раз на заседании правления БСН звучало и предложение отказаться при исчислении налогов и штрафных санкций от базовой величины, которая ничего не выражает, а установить их в конкретных суммах, как это принято за рубежом. Солидарны были участники заседания и в том, что штрафы за незначительные нарушения в отчетности и при заполнении бланков не могут превышать 30% совокупной зарплаты руководителя. То есть предлагается вернуться к советским нормам. Впрочем, очередные изменения в КОАП, внесенные Законом от 30.11.2010 № 198-З, показывают, что предложения бизнес-союзов не слишком влияют на решения законодателей.

Валерия ГЕРАСИМОВА