Налогообложение контролируемых иностранных компаний в Беларуси
В законодательстве РБ отсутствуют нормы, регулирующие порядок налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). При этом правила налогообложения КИК уже включены в законодательство многих государств. На какие нормы налогового законодательства следует обратить внимание резидентам РБ, контролирующим иностранные компании?
Если налоговый резидент государства, принимающего правила КИК, владеет иностранной компанией, является ее контролирующим лицом и в случае, когда такая иностранная компания получает доход, подпадающий под правила КИК, то у контролирующего лица появляется личная обязанность задекларировать этот доход и уплатить налог в государстве своего налогового резидентства.
Справочно:
Контролируемая иностранная компания (англ. Controlled Foreign Company, сокр. CFC) – это иностранная компания или структура, контролируемая налоговым резидентом государства, применяющего правила налогообложения КИК.
Правила КИК давно получили широкое распространение во многих странах: сначала в США (1962 год), затем в Канаде и Германии (1972 год).
Примеру западных стран последовал и ряд стран СНГ: Россия – с 2015 года, Казахстан – с 2018-го и Украина – с 2020-го.
Например, физическое лицо – налоговый резидент РФ, владеющее иностранной компанией, обязано ежегодно декларировать сумму прибыли КИК в составе своей личной налоговой базы и при отсутствии оснований для освобождения уплачивать с нее НДФЛ (налог на доходы физических лиц) по ставке 13%.
Владение долей (акциями) в иностранном бизнесе или иной форме контроля над иностранной компанией – распространенная сегодня практика.
При этом законодательства многих государств требуют от резидентов заявлять о наличии у них иностранной структуры, декларировать ее прибыль, включая в личный доход, с последующей уплатой налогов с задекларированной суммы прибыли.
Количество государств, принимающих собственные законодательные нормы о КИК, постоянно увеличивается. Это связано с реализацией Плана BEPS, разработанного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поскольку одним из пунктов плана является внедрение правил налогообложения КИК.
Справочно:
BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) – план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, состоящий из 15 пунктов, одним из которых предусмотрено усиление правил о КИК.
Несмотря на то что Беларусь не присоединилась к инициативам Плана BEPS, в нашем налоговом законодательстве уже успешно реализованы и применяются правила контроля за трансфертным ценообразованием; правила «тонкой» капитализации; концепция бенефициарного собственника и концепция «необоснованной налоговой выгоды».
Существуют ли в Беларуси законодательство о КИК и правила налогообложения КИК?
Чтобы ответить на этот вопрос, остановимся на основных правилах налогообложения КИК, применяемых во многих странах.
В них присутствуют три элемента или условия, при соблюдении которых они действуют:
1) иностранная компания (иная созданная иностранная структура), которая
2) прямо или косвенно в той или иной доле контролируется лицом (физическим или юридическим) – налоговым резидентом другой страны и
3) нераспределенная прибыль иностранной компании (1) в обязательном порядке включается в декларируемый личный доход контролирующего лица (2) в стране его резидентства для целей последующего налогообложения.
Что касается отдельных элементов анализируемого правила, стоит обратить внимание на следующее:
⇒ в РБ не запрещено учреждать или приобретать иностранную компанию без ограничения юрисдикции (например, США, ЕС, оффшор или ЕАЭС), доли участия и контроля.
Но на формирование уставного фонда денежным вкладом (денежная оплата акций) учрежденной (приобретенной) иностранной компании требуется получение физическим лицом – резидентом РБ разрешения Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала;
⇒ в РБ не запрещено и не требуется разрешение резиденту (физическому или юридическому лицу) каким-либо способом (через представительство в органах управления или на основании доверенности (договора)) контролировать иностранную компанию вне зависимости от страны резидентства.
Пример. Если белорусский гражданин является директором иностранной компании или учредил ее, сформировав капитал (уставный фонд) имущественным вкладом, у такого белорусского контролирующего иностранную компанию лица не возникает никаких обязательств до момента получения им дохода от иностранной компании.
При этом контролирующему иностранную компанию лицу – резиденту РБ необходимо учитывать следующие нормы налогового законодательства:
- риск признания контролирующего лица постоянным представительством иностранной компании в РБ для налоговых целей (ст. 180 НК) – опосредованного делового присутствия иностранной компании в РБ, влекущего за собой распространение на ее прибыль налоговой юрисдикции белорусского государства, на территории которого она получена, как если бы она была получена налоговым резидентом РБ;
- риск признания местом нахождения иностранной организации место принятия белорусским контролирующим лицом решения по существенным вопросам управления иностранной компании (ст. 16 НК) – фактического определения иностранной компании как налогового резидента РБ;
- риск признания контролирующего лица иностранной компании и самой иностранной компании взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК) – трансфертного ценообразования, правил тонкой капитализации, выплат физическому лицу в натуральной форме.
Контролирующему иностранную компанию лицу также важно учитывать действующий в РБ порядок определения и корректировки налоговой базы в соответствии с п. 4 ст. 33 НК.
⇒ наличие указанных выше рисков в действующем налоговом законодательстве, а также существующая правоприменительная практика в указанной сфере для контролирующего иностранную компанию резидента РБ ставит на повестку дня вопрос о возможности фактической формализации заинтересованным лицом статуса КИК в РБ путем инициативного декларирования нераспределенного дохода КИК и уплаты налога в бюджет РБ.
Белорусская материнская компания обязана формировать консолидированную бухгалтерскую отчетность в соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утв. постановлением Минфина от 30.06.2014 № 46, как отчетность единой организации.
То есть доходы, расходы, имущество и обязательства белорусской материнской компании и контролируемых ею иностранных юрлиц должны быть представлены как доходы, расходы, имущество и обязательства одной организации.
Консолидированная отчетность носит необязательный информативный характер и предназначена собственникам белорусской материнской компании для анализа финансового состояния группы компаний.
Налоговое законодательство РБ директивно не предписывает и фактически не дает возможности белорусской материнской компании включать нераспределенную прибыль контролируемой дочерней иностранной компании в свою локальную отчетность и базу для налогообложения, тем более отдельно декларировать прибыль своей иностранной компании в РБ.
Ни налоговое законодательство РБ, ни Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями РБ, не предусматривают требований и даже возможности включения нераспределенной прибыли иностранной компании в отчетность (декларации) и физического лица – резидента РБ.
Учитывая вышеизложенное и положения п. 6 ст. 3 НК, прямо запрещающего применение актов налогового законодательства по аналогии, невозможно определенные белорусские нормативные процедуры и понятия, близкие к отдельным элементам концепции КИК, рассматривать как аналогичные.
Изменения в законодательство: какие и зачем нужны
Необходимо введение в РБ института КИК с конкретизацией и определением методики, критериев, механизма и процедур налогообложения.
Институт в первую очередь необходим для законопослушных налогоплательщиков, которые должны понимать и исполнять определенные требования, например:
– когда и при каких условиях надо сообщить в налоговые органы об имеющейся КИК;
– представить аудиторское заключение о прибыли КИК вместе с отчетностью;
– задекларировать прибыль КИК и заплатить налоги.
Нормы о КИК необходимы и в силу того, что действующие в РБ специальные механизмы противодействия уклонению от уплаты налогов (трансфертное ценообразование, тонкая капитализация и т.д.), являясь эффективными, уже не могут предусмотреть все возможные ситуации, возникающие в налоговой практике.
Отсутствие в налоговом законодательстве РБ специальной правовой конструкции о КИК и ее налогообложении подталкивает некоторых заинтересованных лиц к смене налогового резидентства, переносу центра жизненных интересов в Россию, Казахстан и другие страны, где приняты и работают четкие и понятные законодательные «правила игры».
И это уже не только потери бюджета, но и имидж страны.
* * *
Несколько практических рекомендаций для заинтересованных лиц на текущий момент, пока нормы о КИК не имплементированы в законодательство РБ.
Обратите внимание!
Рекомендации помогут минимизировать риски, а не полностью их исключить!
- Выносите место принятия белорусским контролирующим лицом решения по существенным вопросам управления иностранной компании за пределы РБ (Смоленск, Вильнюс и т.д.), учитывая, что в той или иной стране также имеются собственные нормативные предписания и налоговые риски.
- По возможности фактически распределяйте ВСЮ прибыль иностранной компании, а лучше ВСЮ фактическую выручку (при отсутствии затрат) через распределение дивидендов бенефициару в РБ.
- Формируйте реальное присутствие (сотрудники, офис, склад, представительство и т.д.) вашей иностранной компании за пределами РБ для целей реальной операционной деятельности по месту регистрации компании.