Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налогообложение контролируемых иностранных компаний в Беларуси

Фото: Shutterstock

В законодательстве РБ отсутствуют нормы, регулирующие порядок налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). При этом правила налогообложения КИК уже включены в законодательство многих государств. На какие нормы налогового законодательства следует обратить внимание  резидентам РБ, контролирующим иностранные компании?

Если налоговый резидент государства, принимающего правила КИК, владеет иностранной компанией, является ее контролирующим лицом и в случае, когда такая ино­ст­ранная компания получает доход, подпадающий под правила КИК, то у контролирующего лица появляется личная обязанность задекларировать этот доход и уплатить налог в государстве своего налогового резидент­ства.

 

Справочно:
Контролируемая иностранная компания
(англ. Controlled Foreign Company, сокр. CFC) – это ино­странная компания или структура, контролируемая налоговым резидентом государства, применяющего правила налогообложения КИК.
Правила КИК  давно получили широкое распространение во многих странах: сначала в США (1962 год), затем в Канаде и Германии (1972 год).
Примеру западных стран последовал и ряд стран СНГ: Россия – с 2015 года, Казахстан – с 2018-го и Украина – с 2020-го.
Например, физическое лицо – налоговый резидент РФ, владеющее иностранной компанией, обязано ежегодно декларировать сумму прибыли КИК в составе своей личной налоговой базы и при отсутствии оснований для освобождения уплачивать с нее НДФЛ (налог на доходы физических лиц) по ставке 13%.

 

Владение долей (акциями) в иностранном бизнесе или иной форме контроля над иностранной компанией – распространенная сегодня практика.

При этом законодательства многих государств требуют от резидентов заявлять о наличии у них иностранной структуры, декларировать ее прибыль, включая в личный доход, с последующей уплатой налогов с задекларированной суммы прибыли.

Количество государств, принимающих собственные законодательные нормы о КИК, постоянно увеличивается. Это связано с реализацией Плана BEPS, разработанного Организацией экономического сотрудничест­ва и развития (ОЭСР), поскольку одним из пунктов плана является внедрение правил налогообложения КИК.

 

Справочно:
BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) – план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, состоящий из 15 пунктов, одним из которых предусмотрено усиление правил о КИК.

 

Несмотря на то что Беларусь не присоединилась к инициативам Плана BEPS, в нашем налоговом законодательстве уже успешно реализованы и применяются правила контроля за трансфертным ценообразованием; правила «тонкой» капитализации; концепция бенефициарного собственника и концепция «необоснованной налоговой выгоды».

 

Существуют ли в Беларуси законодательство о КИК и правила налогообложения КИК?

Чтобы ответить на этот вопрос, остановимся на основных правилах налогообложения КИК, применяемых во многих странах.

В них присутствуют три элемента или условия, при соблюдении которых они действуют:

1) иностранная компания (иная созданная иностранная структура), которая

2) прямо или косвенно в той или иной доле контролируется лицом (физическим или юридическим) – налоговым резидентом другой стра­ны и

3) нераспределенная прибыль иностранной компании (1) в обязательном порядке включается в декларируемый личный доход контролирующего лица (2) в стране его резидентства для целей последующего налогообложения.

 

Законодательство РБ на дату подготовки настоящего материала не содержит целостной специальной правовой нормы о КИК и, как следствие, правил налогообложения такой компании.

 

Что касается отдельных элементов анализируемого правила, стоит обратить внимание на следующее:

⇒ в РБ не запрещено учреждать или приобретать иностранную ком­панию без ограничения юрис­дикции (например, США, ЕС, оффшор или ЕАЭС), доли уча­стия и контроля.

Но на формирование уставного фонда денежным вкладом (денежная оплата акций) учрежденной (приобретенной) иностранной компании требуется получение физическим лицом – резидентом РБ разрешения Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала;

⇒ в РБ не запрещено и не требуется разрешение резиденту (физическому или юридическому лицу) каким-либо способом (через пред­ставительство в органах управления или на основании доверенности (договора)) контролировать иностранную компанию вне зависимости от страны резидентства.

Пример. Если белорусский гражданин является директором иностранной ком­пании или учредил ее, сфор­мировав капитал (уставный фонд) имущест­венным вкладом, у такого белорусского контролирующего иностранную компанию лица не возникает никаких обязательств до момента получения им дохода от иностранной компании.

При этом контролирующему ино­ст­ранную компанию лицу – рези­денту РБ необходимо учитывать следующие нормы налогового законодательства:

  • риск признания контролирующего лица постоянным представительством иностранной компании в РБ для налоговых целей (ст. 180 НК) – опосредованного делового присутствия иностранной компании в РБ, влекущего за собой распространение на ее прибыль налоговой юрисдикции белорусского государства, на территории которого она получена, как если бы она была получена налоговым резидентом РБ;
  • риск признания местом нахождения иностранной организации ме­сто принятия белорусским контролирующим лицом решения по сущест­венным вопросам управления иностранной компании (ст. 16 НК) – фактического определения ино­ст­ранной компании как налогового резидента РБ;
  • риск признания контролирующего лица иностранной компании и самой иностранной компании взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК) – трансфертного ценообразования, правил тонкой капитализации, выплат физическому лицу в натуральной форме.

Контролирующему иностранную компанию лицу также важно учитывать действующий в РБ порядок определения и корректировки налоговой базы в соответствии с п. 4 ст. 33 НК.

Обратите внимание! Законодательные преференции, предоставленные резидентам Парка высоких технологий (ПВТ) п. 6 Декрета от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики», в виде права выступать учредителями (участниками, акционерами) организаций, создаваемых (созданных) за рубежом, участвовать в управлении ими, в т.ч. с территории РБ, на наш взгляд, не исключают наступления неблагоприятных налоговых последствий для контролирующих иностранные компании резидентов ПВТ, игнорирующих указанные выше риски налогового законодательства;

⇒ наличие указанных выше рисков в действующем налоговом законодательстве, а также существующая правоприменительная прак­тика в указанной сфере для контролирующего иностранную компанию резидента РБ ставит на повестку дня вопрос о возможности фактической формализации заинтересованным лицом статуса КИК в РБ путем инициативного декларирования нераспределенного дохода КИК и уплаты налога в бюджет РБ.

Белорусская материнская компания обязана формировать консолидированную бухгалтерскую отчетность в соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утв. постановлением Минфина от 30.06.2014 № 46, как отчетность единой организации.

То есть доходы, расходы, имущест­во и обязательства белорусской материнской компании и контролируемых ею иностранных юрлиц должны быть представлены как доходы, расходы, имущество и обязательства одной организации.

Консолидированная отчетность носит необязательный информативный характер и предназначена соб­ственникам белорусской материнской компании для анализа финансового состояния группы компаний.

Налоговое законодательство РБ директивно не предписывает и фактически не дает возможности белорусской материнской компании включать нераспределенную прибыль контролируемой дочерней ино­странной компании в свою локальную отчетность и базу для налогообложения, тем более отдельно декларировать прибыль своей ино­странной компании в РБ.

Ни налоговое законодательство РБ, ни Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями РБ, не предусматривают требований и даже возможности включения нераспределенной прибыли иностранной компании в отчетность (декларации) и физического лица – резидента РБ.

Учитывая вышеизложенное и положения п. 6 ст. 3 НК, прямо запрещающего применение актов налогового законодательства по аналогии, невозможно определенные белорусские нормативные процедуры и понятия, близкие к отдельным элементам концепции КИК, рассматривать как аналогичные.

 

Изменения в законодательство: какие и зачем нужны

Необходимо введение в РБ института КИК с конкретизацией и определением методики, критериев, механизма и процедур налогообложения.

Институт в первую очередь необходим для законопослушных налогоплательщиков, которые должны понимать и исполнять определенные требования, например:

– когда и при каких условиях надо сообщить в налоговые органы об имеющейся КИК;

– представить аудиторское заключение о прибыли КИК вместе с отчетностью;

– задекларировать прибыль КИК и заплатить налоги.

Нормы о КИК необходимы и в силу того, что действующие в РБ специальные механизмы противодействия уклонению от уплаты налогов (трансфертное ценообразование, тонкая капитализация и т.д.), являясь эффективными, уже не могут предусмотреть все возможные ситуации, возникающие в налоговой практике.

Отсутствие в налоговом законодательстве РБ специальной правовой конструкции о КИК и ее налогообложении подталкивает некоторых заинтересованных лиц к смене налогового резидентства, переносу центра жизненных интересов в Россию, Казахстан и другие страны, где приняты и работают четкие и понятные законодательные «правила игры».

И это уже не только потери бюджета, но и имидж страны.

* * *

Несколько практических рекомендаций для заинтересованных лиц на текущий момент, пока нормы о КИК не имплементированы в законодательство РБ.

Обратите внимание!

Рекомендации помогут минимизировать риски, а не полностью их исключить!

  • Выносите место принятия белорусским контролирующим лицом решения по существенным вопросам управления иностранной компании за пределы РБ (Смоленск, Вильнюс и т.д.), учитывая, что в той или иной стране также имеются собственные нормативные предписания и налоговые риски.
  • По возможности фактически рас­пределяйте ВСЮ прибыль иност­ранной компании, а лучше ВСЮ фактическую выручку (при отсутствии затрат) через распределение дивидендов бенефициару в РБ.
  • Формируйте реальное присутствие (сотрудники, офис, склад, представительство и т.д.) вашей иностранной компании за пределами РБ для целей реальной операционной деятельности по месту регистрации компании.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений