Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
USD:
2.9796
EUR:
3.4307
RUB:
3.6783
BTC:
104,583.00 $
Золото:
380.14
Серебро:
4.56
Платина:
149.06
Назад
Юридическим лицам
21.12.2004 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налогообложение и проверка системы качества нерезидентом

По договору российская фирма обязуется на белорусском предприятии провести инспекционную проверку системы качества и оценку ее соответствия стандарту ИСО. Следует ли из суммы вознаграждения за эти услуги удерживать НДС и налог на доходы? Такие услуг...

По договору российская фирма обязуется на белорусском предприятии провести инспекционную проверку системы качества и оценку ее соответствия стандарту ИСО. Следует ли из суммы вознаграждения за эти услуги удерживать НДС и налог на доходы?

Такие услуги россияне называют "аудит качества". Могут ли названные услуги учитываться для целей исчисления налога на прибыль? Если да, то в полном объеме или по нормам как аудиторские услуги?

Прежде всего следует разобраться, какого рода услуги были оказаны российской фирмой.

В соответствии со ст. 1 Закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Закон от 5.01.2004г. № 269-З "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" определяет термины следующим образом:

оценка соответствия - деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

cертификация - форма подтверждения соответствия, осуществляемого аккредитованным органом по сертификации.

Объектами оценки соответствия являются:

продукция;

процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

оказание услуг;

система управления качеством;

система управления окружающей средой;

компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции;

профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг;

иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательством РБ принято решение об оценке соответствия.

То есть рассматриваемые услуги по проверке системы качества и оценке ее соответствия международным стандартам ИСО (Международной организации стандартизации), согласно законодательству РБ, не относятся к аудиторским услугам.

В соответствии с п.1 ст.10 Закона "О налогах на доходы и прибыль" иностранные юридические лица, не осуществляющие деятельности в РБ через постоянное представительство, получающие доход из источников в РБ, уплачивают налог по другим доходам по ставке 15%. Перечень доходов иностранных юридических лиц, подлежащих налогообложению в качестве "других доходов", определен постановлением Совмина от 2004-05-12г. № 551. Согласно этому перечню к "другим доходам" относятся доходы, получаемые за оказание консультационных, научно-технических услуг, работ инженерного, исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического, инновационного характера, услуг по подготовке технико-экономических обоснований проектов, за исключением услуг по сертификации продукции, производимой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями РБ.

В соответствии с подп.4.6.15 п.4 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, утв. постановлением МНС от 2003-10-14г. № 92 (с изменениями и дополнениями) (далее -- Инструкция), налог взимается с суммы дохода.

Доходом считается начисленная сумма платежа иностранному юридическому лицу с учетом налога на добавленную стоимость без вычета понесенных им расходов (п.5 Инструкции).

Налог на доходы удерживается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (налоговыми агентами), выплачивающими доход иностранному юридическому лицу, с полной суммы дохода и перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем начисления платежа иностранному юридическому лицу (п. 7 Инструкции).

Отметим, что ст.18 Соглашения между правительствами РБ и РФ об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество  позволяет облагать в РБ такие доходы, возникающие из источников в нашей стране.

Таким образом, не облагаются налогом доходы иностранного юридического лица, не осуществляющего деятельности в РБ через постоянное представительство, только за оказанные услуги, связанные с сертификацией продукции, производимой белорусским предприятием.

Согласно ст.1-2 Закона от 19.12.1991г. № 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон №1319-XII) при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах нашей страны, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога за счет средств этих организаций возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих эти товары (работы, услуги), имущественные права на объекты интеллектуальной собственности. Такие организации и индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами и имеют права, несут обязанности, установленные ст. 23 Общей части НК.

В соответствии с п.11 ст.7 Закона № 1319-XII при реализации на территории РБ товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности с учетом налога.

Налоговая база определяется организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в налоговых органах нашей страны и приобретающими на ее территории товары (работы, услуги), имущественные права на объекты интеллектуальной собственности у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ.

Организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах РБ, обязаны исчислить, удержать у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах нашей страны, и уплатить в ее бюджет  соответствующую сумму налога вне зависимости от того, являются ли они плательщиками НДС по своей деятельности.

Таким образом, реализация иностранным юридическим лицом на территории РБ услуг по проверке системы качества и оценке ее соответствия международным стандартам ИСО подлежит обложению НДС, который исчисляется и удерживается у этого иностранного юридического лица налоговым агентом, приобретающим эти услуги.

Согласно ст.16 Закона № 1319-XII плательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налога, уплаченные в бюджет РБ при приобретении имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории нашей страны у иностранных организаций, не состоящих на учете в ее налоговых органах.

Согласно подп.2.6.4 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), в себестоимость продукции (работ, услуг) включается стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями или производствами и хозяйствами предприятия, не относящимися к основному виду деятельности, а также предпринимателями без образования юридического лица. К работам и услугам производственного характера относятся: проведение испытания для определения качества потребляемых сырья и материалов, контроля за соблюдением установленных технологических процессов и прочее.

Согласно подп.25.4 п.25 и подп.28.5 п.28 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утв. постановлением МНС от 2004-01-31г. № 19 (с изменениями и дополнениями) (далее - Инструкция №19), при определении облагаемой налогом прибыли в составе затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) учитывается оплата консультационных и информационных услуг, произведенная в пределах норм, установленных законодательством.

Нормы расходов на оплату консультационных и информационных услуг установлены постановлением Совмина от 10.06.1994г. № 429 "Об установлении нормативов расходования средств на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, подготовку кадров в средних и высших учебных заведениях". Расходы на оплату консультационных и информационных услуг, включаемые в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, не могут превышать 0,5% выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный период. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основной (уставной) деятельностью которых является предоставление информационных и консультационных услуг, расходы на оплату этих услуг не нормируются.

Оплата работ по сертификации продукции, товаров, работ, услуг относится согласно подп.25.10 п.25 Инструкции № 19 к прочим затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемым при налогообложении налогом на прибыль.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by