Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №3 (2500) от 14.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5678
EUR:
2.9445
RUB:
3.3944
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налогообложение. И это все упрощение?

Предложения Минфина по упрощению налоговой системы в 2007г. практически не изменят ситуацию в этой сфере, считает председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского (БСПН) Георгий БАДЕЙ.

Предложения Минфина по упрощению налоговой системы в 2007 г. практически не изменят ситуацию в этой сфере, считает председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского (БСПН) Георгий БАДЕЙ.

Отмена чрезвычайного налога и отчислений в фонд содействия занятости, а также упорядочение местных налогов и сборов, что по расчетам финансового ведомства должно снизить налоговую нагрузку на 0,5%, саму систему налогообложения нисколько не упростит, убежден он.

Напомним, что в своем ежегодном послании парламенту и народу весной нынешнего года Александр Лукашенко предупредил правительство, что без реальных мер по упрощению налоговой системы проект бюджета он рассматривать не будет, возложив личную ответственность за выполнение этого требования на главу правительства и министра финансов.

По мнению Георгия Бадея, намерение Минфина отменить отчисления в Фонд занятости в размере 1% от фонда оплаты труда не имеет никакого отношения к упрощению налоговой системы, поскольку этот фонд входит в систему социального страхования, а не налогообложения. Конечно, можно приветствовать уменьшение отчислений на социальное страхование в целом (сегодня они составляют 35% в фонд соцстраха и 1% в фонд занятости), но это страховые фонды, хотя они и включены в бюджет. По сути, это отказ от принципа страхования на случай безработицы и возвращение к прошлому, высказал свою позицию председатель БСПН.

В Германии ответственность по всем страховым случаям социального страхования делится между нанимателем и работником поровну. Появляется гражданская ответственность человека за свою судьбу. Если завтра он потеряет работу, для компенсации временной безработицы, переподготовки используются средства страхового фонда, а не бюджета. В данном же случае Минфин фактически предлагает переложить эту функцию с нанимателей на бюджет.

Сейчас также активно ведется работа по совершенствованию упрощенной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса (так называемое "упрощение упрощенки"), продолжил Георгий Бадей. Это надо делать. Но этой системой пользуются единицы. И ее очередное упрощение (а это действительно надо делать, о чем неоднократно говорит БСПН) коснется только нескольких процентов субъектов хозяйствования и, соответственно, существенно не повлияет на всю систему налогообложения, пояснил свою позицию собеседник "ЭГ".

Для реального же упрощения налоговой системы прежде всего необходимо пересмотреть порядок формирования налогооблагаемой базы, считает Георгий Бадей. Сегодня эти вопросы зарегулированы большим числом исключений из общих правил при отнесении затрат на себестоимость продукции. Надо предоставить возможность предприятиям самим включать в затраты расходы на оплату консалтинговых, информационных и маркетинговых услуг, на аудит и т. д. И логичнее это делать по факту затраченных средств. А так получается лишняя работа как для бухгалтеров, так и для проверяющих. Причем последние зачастую трактуют нормативы отнесения на себестоимость по-своему, что чревато штрафными санкциями предприятию.

По отдельным налогам действует слишком большое число нормативных актов. Как подсчитали эксперты союза, только по уплате НДС в поисковой системе НЦПИ зарегистрировано 273 документа, из которых 180 (!) — действующие. В связи с этим не мешало бы провести мониторинг нормативных актов по отдельным видам налогов, унифицировать их и сократить, предлагает Георгий Бадей.

Безболезненно можно было бы сократить дорогой в расчетах и администрировании налог на недвижимость, который исчисляется поквартально в размере 1% от остаточной стоимости основных средств, считает руководитель бизнес-союза. Для того, чтобы его рассчитать, на предприятии должен быть как минимум один бухгалтер. К тому же доля этого налога в общих платежах при сравнении нескольких предприятий составляет меньше процента. Вот это действительно упростило бы систему бухгалтерского учета. Ведь все равно платежи по налогу на недвижимость вычитаются из налогооблагаемой прибыли, отметил председатель БСПН. Так зачем делать такой колоссальный пересчет? Особенно благотворно сказалась бы отмена этого налога на малом бизнесе, который, как правило, не располагает собственной материальной базой и вынужден арендовать помещения. В качестве компенсации можно повысить налог на прибыль с 24% до 26%, тем более, что это и предлагает сейчас Минфин.

Сегодня Минфин формирует в стране налоговую политику, которая рассчитана в основном на латание бюджетных дыр в текущем году. С этой задачей министерство справляется вполне успешно, однако надо думать и о перспективе, полагает собеседник "ЭГ". Когда каждый год мы пересматриваем свою налоговую систему, чтобы удовлетворить потребности бюджета, мы не думаем о развитии. В рамках поручения главы государства как раз и есть шанс сделать удобную и доступную для субъектов хозяйствования налоговую систему, которая будет актуальна не только один год. К этому вопросу надо подходить более творчески, резюмировал Георгий Бадей.