Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проблемы и решения
01.02.2002 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налогооблагаемая база при ремонте

В процессе реформирования национальной экономики несколько изменились роль и место ремонтно-восстановительных работ: в их ходе объекты ремонта нередко изменяют свою первоначальную стоимость. Неправильное отнесение затрат при выполнении подобных операций, случается, увеличивает себестоимость продукции (работ, услуг), искажает налогооблагаемую базу. Такие отклонения могут быть устранены за счет совершенствования нормативно-методических документов, определяющих классификацию ремонтно-восстановительных работ и порядок разработки проектно-сметной документации.
В процессе реформирования национальной экономики несколько изменились роль и место ремонтно-восстановительных работ: в их ходе объекты ремонта нередко изменяют свою первоначальную стоимость. Неправильное отнесение затрат при выполнении подобных операций, случается, увеличивает себестоимость продукции (работ, услуг), искажает налогооблагаемую базу. Такие отклонения могут быть устранены за счет совершенствования нормативно-методических документов, определяющих классификацию ремонтно-восстановительных работ и порядок разработки проектно-сметной документации.

Естественно, здания и сооружения (далее -- основные производственные фонды) в процессе эксплуатации изнашиваются и требуют ремонта. Поддержание работоспособности и исправного состояния конструктивных элементов и инженерных систем обеспечивается различными видами ремонтно-восстановительных работ (модернизацией, капитальным, средним и текущим ремонтами), перечень которых определен СНБ 1.01.01-97 "Система технического нормирования и стандартизации в строительстве. Национальный комплекс нормативно-технических документов. Основные положения", разработанным с учетом Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88р Госкомархитектуры). Данная классификация признана органами государственного управления, в т.ч. контролирующими, при проверке проектно-сметной документации и правильности отражения затрат в бухгалтерском учете.

В соответствии с п.4.4 табл. А-1 упомянутого СНБ к капитальному ремонту основных производственных фондов отнесены работы по улучшению технико-эксплуатационных показателей и изменению их восстановительной стоимости (модернизации): оснащению недостающими видами инженерного оборудования, пристройке лифтов, устройству встроенных и пристроенных лестничных клеток, тамбуров, санузлов, балконов, лоджий, эркеров и др. элементов зданий, связанных с соблюдением нормативных требований, а также повышению термического сопротивления ограждающих конструкций и перепланировке зданий.

Указанные работы должны обеспечить безопасные условия эксплуатации зданий, сократить расходы теплоэнергетических ресурсов, улучшить эксплуатационные показатели. Их перечень не привязан к требованиям Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утв. Министерством экономики от 26.01.98г. N 19-12/397, министерствами статистики и анализа, финансов, труда от 30.01.98г. N 01-21/8; N 3; N 03-02-07/300 (рег. N 2293/12 от 11.02.98г., внесены в НРПА 2000-09-12г., N 8/4116). Пунктом 2.2.6.2 упомянутых Основных положений запрещено относить на себестоимость работы, связанные с модернизацией основных производственных фондов. Однако практическая реализация этого положения затруднена вследствие того, что в сводных сметах проектной документации объектов ремонта, разрабатываемых в соответствии с Методическими указаниями по определению стоимости ремонта предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации, утв. приказом Минстройархитектуры от 31.10.97г. N 463, такие работы не выделяются, поэтому не могут быть отнесены на стоимость основных фондов. По этой причине затраты на проведение модернизации вынужденно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), в результате чего занижается стоимость основных фондов, следовательно, и налогооблагаемая база. Автоматически увеличивается масса накладных расходов с соответствующим увеличением цен (тарифов) на производимую продукцию (работы, услуги).

Требования пункта 2.2.6.2 Основных положений особо значимы для хозяйствующих субъектов, поскольку (кроме всего прочего) вызывают необходимость изменения источников финансирования таких ремонтных работ.

Имеющиеся недостатки, на наш взгляд, являются следствием прежде всего несоответствия действующей классификации ремонтно-восстановительных работ и порядка разработки проектно-сметной документации нормативно-правовым актам Республики Беларусь, регламентирующим порядок отражения в бухгалтерской отчетности затрат на их проведение.

Данная проблема, на наш взгляд, может быть решена за счет внесения изменений и дополнений в Методические указания по определению стоимости ремонта предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации, а именно -- выделения в сводных сметах объектов ремонта работ, связанных с модернизаций основных производственных фондов.

В целях устранения имевшихся расхождений при учете затрат при модернизации основных производственных фондов представляется целесообразным производить при выполнении очередного ремонта зданий и сооружений их дооценку.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by