$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Налоги. ПРОСТО ВСЕ БУДЕТ СЛОЖНЕЕ©

07.10.2014

На заседании рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь, состоявшемся в Совмине в конце прошлой недели по инициативе деловых кругов и прежде всего БСП, острая дискуссия была по отдельным нормам проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».

По словам председателя БСП Александра Калинина, больше всего бизнес-сообщество беспокоят планируемые корректировки ст. 301 НК, касающиеся контроля за трансфертным ценообразованием. Особенно негативную реакцию вызывает исключение порогового значения в размере 60 млрд. Br по внешнеторговым сделкам с одним иностранным покупателем, которые контролируются налоговыми органами с целью доначисления налога на прибыль. Предпринимателям в этом видится излишнее расширение компетенции налоговых органов и возможность оспаривания цен по любым внешнеторговым договорам. К тому же снятие ограничения по объему сделок практически означает тотальный контроль, рост затрат времени и средств, а субъектам хозяйствования, чтобы отслеживать рыночные цены, придется существенно расширить штат маркетинговых служб.

В ходе острой дискуссии доводы бизнесменов были услышаны — пороговый критерий в НК все же предлагается оставить, но он, как было согласовано на заседании рабочей группы, не будет превышать 1 млрд. Br, что в 60 раз меньше, чем сегодня. Также еще на более ранней стадии обсуждения законопроекта было учтено мнение бизнес-сообщества о нераспространении нормы о контроле трансфертного ценообразования на внереализационные доходы, поскольку они не являются выручкой и ценовые критерии здесь просто неуместны.

А вот предложение о возможности отмены уплаты подоходного налога с займов и кредитов, выданных налоговыми агентами физическим лицам, в условиях повышения ставки подоходного налога, представители органов госуправления на заседании не поддержали. Не помогли и ссылки на зарубежный опыт: по мнению наших чиновников, действующий порядок налогообложения дает возможность в целом не допускать факты легализации доходов, полученных незаконным путем.

Столь же бурные споры шли на заседании вокруг ограничений по упрощенной системе налогообложения. Представители бизнес-союзов ссылались и на требования Директивы № 4 по адаптационному периоду по налоговым новшествам, который должен составлять не менее 3 месяцев, а также приводили и другие аргументы. Напомним, законопроектом предусматривалось, что «классическую» УСН не смогут применять индивидуальные предприниматели в отношении доходов, получаемых от коммерческих организаций, с учредителями (участниками) и собственниками имущества которых они состоят в отношениях родства или свойства. Они должны будут платить подоходный налог.

Бизнес-союзам удалось убедить власти в необходимости отказаться от ограничений по признаку свойства, поскольку это понятие в разных нормативных актах понимается по-разному, а в РБ нет открытых источников информации об учредителях, руководителях, участниках органов управления коммерческих организаций. Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Государственный реестр плательщиков (и иных обязанных лиц) содержат лишь данные о фамилии, имени и отчестве учредителя коммерческой организации. Поэтому получить информацию о том, что такой учредитель является свойственником ИП, практически невозможно. Выполнение этой нормы нельзя обеспечить, и от ее применения в отношении свойственников решено отказаться.

Также бизнес-союзы были против предлагаемого законопроектом запрета на применение УСН в отношении субъектов хозяйствования, сдающих в аренду имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления. МНС мотивировал необходимость этого тем, что при сдаче имущества в субаренду применяется схема минимизации налоговых платежей с участием плательщиков налога при УСН, сдающих имущество, полученное в аренду за предельно низкую плату, в субаренду за многократно превышающую сумму. То есть в данном случае доход извлекается с использованием чужого имущества, поэтому, по мнению властей, нецелесообразно стимулировать такого рода деятельность путем применения УСН. А.Калинин с удовлетворением констатировал, что удалось убедить в необходимости не распространять эту норму на технопарки, инфопарки, сдача в аренду для которых является обязанностью, и установить для вступления в силу этой нормы адаптационный период до 1 апреля 2015 г.

Еще один дискуссионный вопрос — запрет на применение УСН в отношении коммерческих организаций, более 25% акций (долей) в уставном фонде которых принадлежат другим коммерческим и (или) некоммерческим организациям. Здесь также сообществу удалось добиться адаптационного периода до 1 июля 2015 г.

Координатором рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы назначена замминистра по налогам и сборам Элла Селицкая. В БСП надеются, что это позволит оперативнее решать проблемы, тем более, как считает А.Калинин, в последнее время налоговое законодательство скорее усложняется.

Валерия ГЕРАСИМОВА