Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №62(2559) от 19.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5705
EUR:
2.6088
RUB:
4.2522
Золото:
145.92
Серебро:
1.64
Платина:
76.45
Палладий:
178.59
Назад
Проблемы и решения
21.02.2003 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налоги в России: ЧТО НОВОГО?

Знать о новшествах российского налогового законодательства важно по нескольким причинам. Во-первых, россияне продвинулись по пути налоговой реформы куда дальше нас. Во-вторых, работая в России, белорусские субъекты хозяйствования должны иметь информацию о том, как платят налоги у наших соседей...
Знать о новшествах российского налогового законодательства важно по нескольким причинам. Во-первых, россияне продвинулись по пути налоговой реформы куда дальше нас. Во-вторых, работая в России, белорусские субъекты хозяйствования должны иметь информацию о том, как платят налоги у наших соседей.

В переходный период особенно важно достигнуть оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Россия справляется с такой задачей успешно. И это вполне объяснимо. Ведь основные принципы проводимой там налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. Этим требованиям в значительной степени соответствуют изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 2003 года.

Начали действовать три новые главы налогового кодекса: 26^2 "Упрощенная система налогообложения", 26^3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" и 28 "Транспортный налог". С 1 января 2003 года упрощенная система действует по-новому: уплата налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога с продаж, единого социального налога, налогов на имущество организаций и физических лиц заменена уплатой единого налога. При этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, как и другие налоги, уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Право на применение указанного налогового режима предоставлено индивидуальным предпринимателям, а также организациям, имеющим по итогам девяти месяцев, предшествующих дате подачи заявления о переводе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации товаров (работ, услуг) не более 11 млн.руб. (без учета НДС и налога с продаж).

Налогоплательщикам также предоставлено право выбора объекта налогообложения (общая сумма доходов либо доходы, уменьшенные на величину расходов). Ставка единого налога установлена в размере 6% от дохода или 15% от дохода, уменьшенного на величину расходов. При этом определен исчерпывающий перечень расходов, принимаемых при установлении налоговой базы. Данный перечень значительно расширен по сравнению с аналогичным перечнем в действующей упрощенной системе налогообложения.

Некоторым фирмам придется по-новому платить единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Так, в соответствии с положениями главы 26^3 НК РФ, плательщики ЕНВД будут исчислять и уплачивать налог по окончании каждого квартала. Они также освобождены от уплаты наиболее крупных налогов -- налога на прибыль организаций, на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога с продаж, налогов на имущество организаций и физических лиц, а также единого социального налога.

Действие ЕНВД распространено только на 6 видов предпринимательской деятельности (вместо прежних 14): оказание бытовых, ветеринарных и автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов; розничная торговля; общественное питание; услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. Ставка налога оставлена прежней -- 15% от вмененного дохода.

С 1 января 2003 года прекратили свое существование налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Однако введен транспортный налог. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах, для несамоходных транспортных средств -- как валовая емкость в регистровых тоннах, для всех остальных водных и воздушных транспортных средств -- как единица транспортного средства.

С 1 января 2003 года также вступили в силу отдельные положения налоговых законов, принятых в 2001--2002 годах. Теперь по-новому будет распределяться между бюджетами налог на прибыль. В федеральный бюджет он будет зачисляться по ставке 6% (ранее 7,5%), а в региональные -- по ставке 16% (ранее 14,5%), в местные бюджеты -- по-прежнему 2%. Общая ставка оставлена на уровне 24%. Регионы могут уменьшать ту часть ставки, которая "уходит" в их бюджет. Ограничение прежнее -- снижать ее можно не более чем на 4%.

В наступившем году фирмы не будут платить НДС, если они продают драгметаллы и камни специализированным региональным фондам. Нулевая ставка НДС также будет применяться, если указанные ценности продают те, кто их добывает или производит из лома и отходов. По 20-процентной ставке надо платить НДС со стоимости услуг по экспедированию и доставке периодических изданий и книг; редакционных и издательских работ и услуг, связанных с производством периодических изданий и книг; услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в печатных СМИ. Ранее ставка налога по этим операциям составляла 10%.

На 15--23% повысились ставки акцизов по всем подакцизным товарам, кроме природного газа. А вот ювелирные изделия больше не будут облагаться акцизами. В 2003 году начал действовать принципиально новый порядок уплаты акцизов на нефтепродукты. Во-первых, подакцизным товаром стал прямогонный бензин (ставка акциза 0%). Во-вторых, стали облагаться акцизами операции по получению нефтепродуктов, а не по их реализации. У некоторых категорий налогоплательщиков как объект налогообложения рассматривается и использование нефтепродуктов для собственных нужд.

Ставки земельного налога в 2003 году увеличились на 80%. Средства от его уплаты не будут зачисляться в федеральный бюджет. Теперь все суммы распределятся между региональными и местными бюджетами.

Дальнейшие шаги по реформированию налоговой системы предполагается осуществлять по следующим направлениям: снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет уменьшения ставки единого социального налога; реформирование имущественных налогов путем замены налогом на недвижимость существующих налога на имущество предприятий, на имущество физических лиц и земельного налога; отмена налога с продаж с 2004 года. Вместе с тем МНС РФ пока не собирается коренным образом реформировать налогообложение, мотивируя это необходимостью получения статистических и аналитических данных по эффективности уже произведенных изменений.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений