$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

НАЛОГИ В РЕЙТИНГЕ И ЖИЗНИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ©

02.11.2012

На вопросы о состоянии налоговой системы РБ и перспективах ее развития на online конференции ответила замминистра по налогам и сборам Элла СЕЛИЦКАЯ.

— Сколько в Беларуси сейчас платится налогов? Изменилось ли их число за последние годы, и чем наша структура налогов отличается от зарубежных аналогов?

— Сегодня можно констатировать, что структура наших налогов соответствует той, которая существует в странах Таможенного союза и ЕС. В настоящее время, как и в прошлом году, существует 5 основных налогов: НДС, на прибыль, на землю, на недвижимость, экологический, а также подоходный, удерживаемый с физических лиц. С 2008 г. количество налогов в Беларуси уменьшилось практически вдвое благодаря отмене сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налога на приобретение автотранспортных средств, а также ряда местных налогов (сборов).

Сегодня у нас количество платежей меньше, чем в России, где их 13, и Казахстане, где существует более 20 видов налоговых платежей. Ставки белорусских налогов тоже вполне конкурентоспособны. К примеру, ставка налога на прибыль у нас составляет 18%, в России и Казахстане — 20%, подоходного налога — 12% против 13% в России.

Правда, ставка НДС у нас 20%, что выше, чем в России и Казахстане. Но прежде чем говорить о ее снижении, надо задуматься, из каких доходов формируются бюджеты наших стран. В Беларуси НДС — основной источник дохода бюджета, где его доля составляет сегодня около 27–28%. У наших партнеров по ТС основной доход бюджета — налог на добычу ресурсов, который в России составляет 21%, в Казахстане — 15%, тогда как в Беларуси — менее 2%. Так что если «сырьевые» страны могут позволить себе более низкие ставки по НДС, то мы — только в том случае, если доходная часть получит иные, неналоговые источники пополнения. Я думаю, снижение ставки — это дело будущего.

Кстати, в Евросоюзе ставка НДС в среднем составляет 21% и в ряде стран она растет. К примеру, в Великобритании за последние 2 года она увеличилась с 17,5 до 20%, во Франции — с 19 до 21%, Италии — с 21 до 23%, Венгрии — с 25 до 27%, Испании — с 16 до 18%.

Но если мы не можем позволить себе снижение ставки НДС до уровня РФ и Казахстана, то пытаемся создать для наших плательщиков такие условия администрирования, чтобы они могли быстрее возвращать суммы налога, уплаченные при приобретении и ввозе товаров. К примеру, у нас сегодня возврат НДС экспортерам производится в течение 35 дней, тогда как в России — по истечении 3 месяцев, причем только по результатам проверки, а в Казахстане — до 6 месяцев, да и то плательщик не может получить деньги на свой счет: возврат осуществляется путем зачета в счет уплаты других налогов. Мы же принимаем все меры для того, чтобы у белорусских экспортеров быстрее восстанавливались оборотные средства.

— В рейтинге Всемирного банка по разделу «налогообложение» Беларусь продвинулась на 27 пунктов: со 156-го места на 129-е. Это был ожидаемый результат? А что для вас было неожиданным в этой оценке? Как изменится позиция Беларуси в следующем году, и что для этого планируется сделать?

— Мы, конечно, просчитывали свой результат исходя из реформ, проведенных в налоговом законодательстве в 2011 г., для того чтобы в рейтинге ВБ по показателю «налогообложение» выполнить задачу, поставленную главой государства и правительством. К 2015 г. планируется выйти на 70-е место. По нашим расчетам, в последнем рейтинге, ориентировочно, должен был состояться подъем на 30 позиций вверх. Практически так и случилось.

Были и неожиданности. Одна из них — включение ВБ в количество налоговых платежей отчислений по страхованию от несчастных случаев. Дело в том, что если отчеты представляются в электронном виде, то эксперты ВБ выставляют 1 балл за количество платежей, а нам поставили 4. Теперь придется доказывать составителям рейтинга, что баллы, которые нам выставили, несколько некорректны и должны быть уменьшены.

Вторая неожиданность — оценка времени, затраченного на исчисление платежей в ФСЗН, которое эксперты ВБ тоже отнесли к налоговым платежам. Они добавили 93 часа, тогда как на исчисление НДС отведено 76 часов. Думаю, что этот налог существенно сложнее: нужно рассчитать и налоговые вычеты по удельным весам применительно к разным ставкам, просмотреть все льготы. По ФСЗН всего лишь берется сумма фонда оплаты труда и умножается на ставку. На наш взгляд, это гораздо проще, но почему-то из соотношения часов этого не видно. Не могу сказать, ошибка ли это экспертов ВБ или тех аудиторских организаций, которые представляли им свои исследования законодательства и его применения. Хотя, возможно, тут есть какие-то сложности, с которыми нам еще предстоит дополнительно разбираться, чтобы исправить ситуацию.

Последней неожиданностью стало продвижение России по показателю «налогообложение» с прошлогоднего 105-го места на 64-е. У наших соседей в 2011 г. такого скачка не было, тогда как у нас как в прошлом, так и в нынешнем году состоялось продвижение на 27 позиций. Это свидетельствует, что реформы идут постоянно и качественно. Кстати, мы побывали в центральном аппарате Федеральной налоговой службы РФ, изучали их законодательство, администрирование налогов. В частности, могу сказать, что исчисление налога на прибыль и НДС в России нисколько не проще и не легче, чем в Беларуси. Тем не менее, по оценке ВБ, они опередили. Так что есть повод подумать, какие еще реформы нужно провести, чтобы выйти на более высокий уровень.

В 2014 г. мы поставили цель — попасть в сотню стран по показателю «налогообложение» или даже чуть-чуть выше. Позволить это должны те изменения, которые действуют с 1.01.2012 г. Кроме того, мы планируем убедить экспертов ВБ, что Беларусь заслуживает такое место, а также провести анкетирование плательщиков с привлечением Информационно-аналитического центра при Администрации Президента. Центр проведет опрос плательщиков и выяснит, сколько времени они затрачивают на исчисление и уплату налогов, как оценивают законодательство, устраивает ли их качество услуг, оказываемых налоговыми органами плательщикам по разъяснению законодательства и выполнению контрольных функций. Результаты этого анкетирования позволят выработать дополнительные мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, чтобы улучшить позиции в рейтинге ВБ по показателю «налогообложение».

Чтобы достичь этой цели, МНС наряду с аудиторскими организациями может выступить экспертом по оценке времени, затрачиваемого на исчисление налогов. В соответствии с договоренностями со Всемирным банком мы тоже будем выполнять их задания и заполнять оценочные матрицы. Надеюсь, это улучшит объективность исследования.

— В 2012 г. ставка налога на прибыль была снижена с 24% до 18%. Что это изменило, и как сложились поступления данного налога по итогам 9 месяцев т.г. по сравнению с январем– сентябрем 2011 г.? Какие прогнозы можно сделать на 2013 г.?

— За 9 месяцев текущего года в консолидированный бюджет республики поступило 15,9 трлн. Br налога на прибыль, что в сопоставимых ценах на 29,3% больше, чем годом ранее. Положительная динамика здесь обусловлена, на наш взгляд, улучшением финансовых результатов у плательщиков. На следующий год согласно закону о бюджете запланировано поступление 29 трлн. Br налога на прибыль, т.е. рост должен составить 51%.

— Как в Беларуси в 2013 г. планируется снизить налоговую нагрузку на малый бизнес? Что потеряет бюджет в результате предоставления этих льгот, и какой отдачи в этой связи ожидает государство от бизнеса?

— В 2013 г. налоговая нагрузка на субъектов малого бизнеса, применяющих УСН, будет снижена путем уменьшения налоговых ставок: без уплаты НДС — с 7% до 5%, с уплатой НДС — с 5% до 3%. Кроме того, увеличивается критерий валовой выручки и критерий численности работников, позволяющие применять УСН без уплаты НДС (размер валовой выручки — с 3,4 млрд. Br до 8,2 млрд., численность работников —- с 15 до 50 человек). Предложения об этих изменениях исходили от бизнес-кругов, заверивших, что такие меры помогут малому бизнесу обеспечить в ближайшие 2 года увеличение зарплаты до уровня 500–700 USD в эквиваленте, создать более 20 тыс. дополнительных рабочих мест в 2013 г. и более 23 тыс. — в 2014 г. Правительство инициативу предпринимателей поддержало и рассчитывает на выполнение этих обязательств. Вот на таких условиях были предоставлены определенного рода привилегии по снижению налоговой нагрузки для малого бизнеса. По информации малого бизнеса, в этой связи поступления от субъектов, которые применяют УСН, наоборот, увеличатся на 1,5 млрд. Br. Это основное, что в данном случае предусматривает Налоговый кодекс.

Кроме того, с 1.01.2013 г. у нас для организаций изменяется порядок формирования инновационных фондов. Это позволит оставить плательщикам в своем распоряжении порядка 3 трлн. Br. Инновационный фонд останется, но порядок его формирования будет несколько другой. В следующем году плательщики будут платить налог на прибыль. И от этих сумм 10% будет «отщепляться» в инновационный фонд. Отдельное формирование такого фонда законодательством уже не предусматривается.

— Каким в целом ожидается снижение налоговой нагрузки от ВВП в 2013 г.?

— На следующий год прогнозируется налоговая нагрузка 27,6% ВВП. Для сравнения: в 2008 г. она составляла 36,1%, так что за 5 лет у нас произошло снижение на 8,5 п.п. — на мой взгляд, весьма существенное.

— Какие налоговые льготы будут отменены в будущем году?

— С 1.01.2013 г. предусматривается отмена льготы по НДС на услуги сотовой связи для физлиц, льготы для доверительных управляющих, которые управляют имуществом, как граждан, так и организаций. Такое решение принято после анализа этой льготы. Мы увидели, что эта операция по сути является посреднической. А сегодня подобные операции у нас облагаются налогами. Исходя из этого и был сделан вывод, что такая льгота должна быть оптимизирована. Кроме того, отменяется льгота по НДС по операциям ломбардов при выдаче гражданам краткосрочных займов.

По налогу на прибыль будет отменена льгота при отчуждении государственного имущества в случае, если в результате его производится распределение средств: часть, например, идет в бюджет, часть — в другие источники.

— В соответствии с Указом Президента от 23.10.2012 № 488 МНС предстоит создать реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Что для этого потребуется и как повлияет на бизнес-климат в стране?

— Эту работу мы должны провести до 1.01.2013 г. Чтобы создать данный реестр, нам необходимо будет обобщить не только свою информацию, но и получить сведения от других контролирующих органов, в т.ч. правоохранительных и судов. На основании этой информации и будет создаваться реестр. Думаю, что это благоприятно скажется на бизнесе. Ведь прежде чем заключить сделку со своим контрагентом, каждый субъект сможет проверить, благонадежен ли контрагент, нет ли его в реестре организаций с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. На мой взгляд, неплохо иметь возможность получить такую информацию. Напомню, в Указе № 488 содержится четкий механизм по исключению таких субъектов из реестра.

— Применяют ли уже налоговые органы мониторинг осуществления деятельности вместо традиционных проверок в соответствии с Указом Президента от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», вступившим в силу с 1 октября? Можно ли прокомментировать первый опыт?

— Да, мониторинги с 1 октября уже проводятся. Для этого в МНС созданы рекомендации по их проведению, провели обучение сотрудников. Мониторинг — это не проверка, по результатам которой сразу можно увидеть доначисление определенных сумм налогов и наложение штрафов. Здесь только выявляются нарушения и выдаются требования субъекту хозяйствования об их устранении. Только если эти требования не выполнены, придется проводить контрольные мероприятия. Поскольку с принятия Указа № 332 прошло меньше месяца, говорить о конкретных результатах пока рано. Проанализировать результаты, выявить остающиеся проблемы и принять необходимые меры можно будет только позднее, скажем, по итогам года.