$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Налоги усовершенствуют

15.05.2007

С будущего года планируется ряд изменений в белорусском налоговом законодательстве. Возможные новшества содержатся в проекте Основных направлений бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на 2008 год и на период до 2010 года. Хочется надеяться, что эти коррективы позволят соблюсти баланс интересов налогоплательщиков и государственного бюджета. Именно с этих позиций, с нашей точки зрения, и должны оцениваться возможные новшества.

В основе нововведений предполагается отмена ряда платежей и изменение ставки и налогооблагаемой базы отдельных налогов. Многие предложения по совершенствованию налоговой системы не новы, они давно и активно обсуждались и даже были в проектах нормативных правовых актов, но до реализации их на практике дело так и не доходило. Возможно, часть из них будет все же введена уже в будущем году.

Некоторые из предложенных мер по совершенствованию налогового законодательства, если будут приняты, могут весьма благоприятно повлиять на финансовое состояние субъектов предпринимательской деятельности.

В частности, достаточно обосновано предложение об исключении из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Тогда налог будет касаться только недвижимого имущества. Эта мера должна стать стимулом для обновления активной части основных фондов, приобретения нового оборудования, т. е. расширить инвестиционные возможности наших субъектов хозяйствования. К тому же, как известно, в большинстве отраслей экономики изношенность основных фондов весьма высока, что не позволяет им выпускать конкурентоспособную продукцию.

Кроме того, предлагается отменить местные целевые сборы (транспортный, на содержание инфраструктуры города, с пользователей на осуществление торговли и строительства объектов). При этом планируется повысить ставку налога на прибыль с 24% до 26%. Эта мера предлагалась еще в прошлом году, но в итоге принята не была. Разработчики считают, что это не приведет к изменению налоговой нагрузки. Однако, поскольку базой для исчисления местных налогов является чистая прибыль, а налога на прибыль — валовая, налоговая нагрузка на прибыль, по нашим оценкам, может возрасти. Зато несколько упростится порядок исчисления налогов.

Заметим, что повышение ставки налога на прибыль также противоречит идее унификации налоговых систем стран СНГ. Более высокое налогообложение прибыли предприятий Беларуси по сравнению с другими странами СНГ не будет способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата, привлечению иностранных инвестиций.

Существенно, что предлагаемое сокращение числа налоговых платежей касается налогов, вносимых в местные бюджеты. Тем самым сохраняется наметившаяся в последние годы тенденция перераспределения доходов от местных бюджетов в пользу республиканского. Это не только усложняет бюджетный процесс, но и значительно ограничивает финансовую самостоятельность местных властей, затрудняет финансирование региональных социально-экономических программ.

Еще одно планируемое новшество — установление единой ставки налога с продаж товаров в розничной торговле и налога на услуги в размере 7% вместо существующих в настоящее время ставок налога на продажу отечественных товаров 5% и импортных — 15%. Поскольку отечественные товары преобладают в структуре розничного товарооборота, такая мера приведет к общему росту потребительских цен, что негативно отразится на уровне инфляции.

При этом в очередной раз следует обратить внимание, что присутствие налога с продаж в белорусской налоговой системе наряду с НДС чрезмерно расширяет косвенное налогообложение, которое перекладывается на конечного потребителя. В итоге отечественный потребитель уплачивает практически два идентичных налога, что приводит к двойному налогообложению. Подобная практика отсутствует в налоговых системах других стран.

В целом анализ планируемых на 2008 г. новшеств в налоговом законодательстве позволяет сделать вывод, что они не приведут к реальному снижению налоговой нагрузки, что особенно актуально в условиях повышения цен на импортируемые энергоносители. При этом данные статистики свидетельствуют об ухудшении финансового состояния белорусских предприятий в январе-марте 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2008 г. цены на энергоносители увеличатся вновь, а потому снижение налоговой нагрузки могло бы обеспечить поддержку реального сектора экономики, а также сохранение и повышение конкурентоспособности белорусских товаров.

Наиболее целесообразной мерой в сложившейся ситуации является сокращение ставок платежей из выручки, к которым относятся сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, который взимается по ставке 2%, а также налог с пользователей автомобильных дорог, уплачиваемый по ставке 1% от выручки. Уже не раз отмечалось, в т.ч. и самими налоговиками, что эти платежи имеют выраженный кумулятивный характер, ведут к многократному обложению и, следовательно, оказывают значительное воздействие на налоговую нагрузку, поскольку взимаются на всех стадиях реализации продукции.

Однако на 2008 г. не предусмотрено даже сокращение ставок этих платежей. В данном случае нарушается основной принцип формирования эффективной налоговой системы: один и тот же товар должен облагаться одним и тем же налогом не более одного раза. На наш взгляд, поэтапную отмену оборотных налогов можно было бы начать не в 2009 г., а уже с 2008 г., снижая совокупную ставку на 1% в год.

Результаты исполнения бюджета за январь-март 2007 г. свидетельствуют о благоприятной ситуации в сфере госдоходов. Профицит бюджета за этот период достиг 1,8 трлн. Br. Сверхплановые поступления в бюджет были обеспечены, главным образом, за счет доходов от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины и НДС по импортируемым энергоресурсам). Поэтому есть возможность более радикально снижать налоговую нагрузку, не нарушая бюджетный баланс.

Ольга ШУЛЕЙКО,
кандидат экономических наук