$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НАЛОГИ УШЛИ НА ДОЛГИ,БЮДЖЕТНИКОВ И АПК©

31.03.2015

В прошлом году профицит консолидированного бюджета составил 8,1 трлн. Br, или 1,04% ВВП (в 2013 г. — 0,2%), а республиканского бюджета — 5,4 трлн. Br (0,7% ВВП). Весь этот профицит был направлен на исполнение гарантий правительства (3,3 трлн. Br) и на погашение части государственного долга, сообщает Минфин в докладе «О состоянии государственных финансов».

По итогам 2014 г. доходы консолидированного бюджета составили 219,3 трлн. Br и увеличились по сравнению с прошлым годом на 15,9%. При этом отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП сократилось с 29,2% в 2013 г. до 28,2%.

Основная доля доходов консолидированного бюджета (86,2%) формируется за счет налоговых поступлений, которые составили в 2014 г. 189 трлн. Br, что на 14,6% больше, чем в прошлом году. Неналоговые доходы выросли на 21,1%, до 29,1 трлн. Структура налоговых доходов представлена на диаграмме.

Для прошлого года было характерно снижение доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности на 4,4 п.п. Причиной тому стали отмена вывозных таможенных пошлин на калийные удобрения, а также общий спад внешней торговли товарами и услугами. В целом ее объем в 2014 г. сократился по сравнению с 2013 г. на 3,2%, в том числе экспорт — на 1,1%, импорт — на 5,2%. Доля налога на прибыль снизилась на 2,5 п.п. или на 7,1% — из-за снижения прибыли до налогообложения в экономике страны на 38,2%. В абсолютном выражении поступления НДС, подоходного налога и акцизов выросли по сравнению с 2013 г. в 1,2 раза каждый, налога на собственность — в 1,3 раза, тогда как доходы от внешнеэкономической деятельности снизились на 21,1%, налог на прибыль — на 7,1%.

В структуре консолидированного бюджета 55,8% составляют доходы республиканского бюджета и 44,2% — местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).

Расходы консолидированного бюджета в 2014 г. профинансированы в сумме 211,2 трлн. Br, что на 3,1% выше, чем в 2013 г. в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен). Относительно ВВП расходы бюджета уменьшились на 2,4 п.п., составив 27,1% ВВП.

Значительную часть расходов консолидированного бюджета (47,5 трлн. Br) занимали общегосударственные расходы, в т.ч. на государственную и местные инвестиционные программы (54,95% общегосударственных расходов), которые уменьшились по сравнению с 2013 г. на 19,75% в реальном выражении. Около 17,3% всех расходов на общегосударственную деятельность занимали расходы по обслуживанию государственного долга, которые по сравнению с 2013 г. увеличились на 10,5% в реальном выражении.

Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и СМИ, образование, социальная политика), составил 90,5 трлн. Br (42,9% от общих расходов бюджета), в т.ч. на образование — 36,8 трлн. Br, здравоохранение — 29,7 трлн. Расходы на национальную экономику составили 33,6 трлн. Br, или 15,9% всех бюджетных расходов. Из них более 47% направлено на поддержку сельского хозяйства — т.е. около 15,8 трлн. Br. Заметим, что, по данным Белстата, выручка организаций сельского хозяйства за прошлый год составила почти 85,4 трлн., а чистая прибыль — 5,5 трлн. Таким образом, господдержка АПК составляет 1/5 его выручки и почти втрое превышает его чистую прибыль. При таких показателях сугубо риторическим выглядит вопрос о том, дышит ли сельское хозяйство и чего ему не хватает для того, чтобы нормально дышать после всех принятых решений и вложения колоссальных ресурсов.

Государственная поддержка реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде компенсации (возмещения) процентов по кредитам банков.

На выплату зарплаты и начислений на зарплату работников бюджетного сектора в прошлом году затрачено из казны 66,5 трлн. Br — на 2,7% больше, чем в 2013 г. Эта сумма составила 31,5% от общего объема бюджетных расходов и 39,1% от текущих расходов. Гораздо меньше — всего 20,4%, или 43,1 трлн. Br — пришлось на капитальные расходы, которые по сравнению с 2013 г. сократились на 16,1% в реальном выражении.

Доходы государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Беларуси в 2014 г. составили 94,1 трлн. Br, расходы — 93,8 трлн. Br. Бюджет сектора государственного управления (консолидированный бюджет и бюджет ФСЗН) в 2014 г. исполнен с профицитом в размере 8,4 трлн. Br (1,1% ВВП). Доходы бюджета составили 313,4 трлн. Br (40,3% ВВП), расходы — 305 трлн. (39,2% ВВП).

В свою очередь, в 2014 г. в республиканский бюджет поступило 128,2 трлн. Br, что в 1,2 раза больше, чем в 2013-м, а расходы профинансированы в сумме 122,8 трлн. Br, что на 2,1% меньше. При этом налоговые доходы республиканского бюджета составили 102,3 трлн. Br, увеличившись на 10%, а неналоговые доходы выросли на 19,9%, до 19,5 трлн. В структуре доходов республиканского бюджета наибольшую долю занимают НДС (37,6%), акцизы (16,6%), неналоговые доходы (15,2%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (14,4%).

Из республиканского бюджета средства на поддержку отраслей национальной экономики направлялись в основном на компенсацию (возмещение) процентов по кредитам банков. Такие расходы составили более 46% в расходах республиканского бюджета на национальную экономику и более 28% из них — на сельское хозяйство. Расходы по обслуживанию государственного долга составили 5,8% всех расходов республиканского бюджета.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА