$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НАЛОГИ ПОД ВУАЛЬЮ©

15.11.2013
Чтобы улучшить условия для ведения бизнеса в Беларуси, государство должно сократить расходы и «завуалированное» налогообложение, а также увеличить долю неналоговых доходов, считают участники очередного заседания Белорусского союза налогоплательщиков.
Отечественная система налогообложения в последние годы действительно стала лучше, отметил председатель правления БСН Анатолий Труханович, но проблем в ней по-прежнему много. Одна из них — отчисления в Фонд соцзащиты, которые в совокупности с подоходным налогом создают слишком большую нагрузку на заработки граждан и издержки предприятий.
По мнению председателя Белорусского союза предпринимателей и члена правления БСН Александра Калинина, отчисления в ФСЗН давно пора перераспределить между работником и нанимателем, а заодно ввести систему накопительных пенсий и позволить людям распоряжаться своими пенсионными накоплениями. Кроме того, пора исключить из облагаемого оборота затраты граждан и предприятий на медобслуживание. Ведь здоровье работника — тоже производственный ресурс, а потому расходы по его восстановлению должны включаться в затраты, учитываемые при налогообложении. Неужели в социальном государстве человеческий капитал менее важен, чем станки и здания? Кроме того, БСН предлагает дифференцировать отчисления в ФСЗН для городов и сельской местности.

Беспокоит союз и функция косвенных налогов. Хотя производители сельхозпродукции освобождены от НДС, этот налог все равно «контрабандой залез в цену льготируемых товаров». Например, в цене свинины, по его оценкам, около 70% — стоимость комбикормов, причем и то, и другое НДС не облагается — в отличие от услуг по их перевозке и ряда других расходов, связанных с производством мяса, зерна и кормов. В результате НДС косвенно уплачивают конечные производители, а мясо и прочие продукты в Польше и других странах ЕС зачастую дешевле, чем в Беларуси.

Не стимулируют инвестиции и прямые налоги. БСН предлагает снизить налог на прибыль до 12–15%, а прибыль, направленную на инвестиции (покупку основных средств, ценных бумаг, жилья), исключить из налогооблагаемой базы без всяких условий и оговорок, а заодно вместо запланированного на 2014 г. снижения ставки налога на дивиденды вообще его отменить, чтобы стимулировать инвестиции в стране. Эти меры способствовали бы развитию фондового рынка и привлечению внешних и внутренних инвестиций.

БСН не первый год добивается увеличения необлагаемого вычета по подоходному налогу до уровня бюджета прожиточного минимума вместо ежегодной индексации на уровень инфляции, а также предлагает освободить молодежь от подоходного налога и отчислений в Фонд соцзащиты в первые 3 года трудовой деятельности. Это было бы реальным стимулом для решения проблемы трудоустройства молодежи, особенно в сельской местности и малых городах. Вместо экзотических способов пополнения казны, вроде налогов «на тунеядцев» и автовладельцев, БСН призывает существенно сократить нерациональные государственные расходы и увеличить неналоговые доходы — за счет приватизации и эффективного использования госимущества, вовлечения в оборот новых ресурсов за счет продажи земли, развития новых кластеров, например, связанных с медуслугами. Их успех, в т.ч. в экспорте, был бы гарантирован — при условии предоставления налоговых режимов, схожих с имеющимися в Парке высоких технологий.

Участники заседания не видят проблемы с «выпадающими доходами бюджета», на которые постоянно ссылаются чиновники, отрицая возможность снижения налоговой нагрузки. Бизнесмены отлично понимают, что причина здесь в нежелании властей сокращать расходы на финансирование неэффективных госпредприятий и содержание избыточного госаппарата, который оказывает ненужные услуги обществу по завышенным ценам. Например, регистрация недвижимости, выделение земли, подключение к электросетям в реальности требует гораздо больше затрат средств и времени, чем записано в нормативных актах. Скрытый налог платят предприятия, вынужденные брать кредиты по запредельно высоким ставкам, в то время как отдельные госпредприятия получают льготные заимствования и компенсацию из бюджета процентов, оплачивают постоянно растущие тарифы «естественных» государственных монополий. В результате электричество у нас дороже, чем в Польше или Украине. Порой из-за затягивания регистрации прав на недвижимость и продления договора аренды на землю утрачиваются льготы, предусмотренные Декретом от 6.08.2009 № 10 « О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». В придачу власти навязывают бизнесу лишние расходы на создание и содержание инфраструктуры — дорог, подъездных путей, линий энергопередач и т.п., что делает многие инвестпроекты неокупаемыми. Так что место страны в рейтинге Doing Business предприниматели всерьез не воспринимают.

Не работает на практике п. 9 Директивы № 4, обещавший однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, повышение качества подготовки нормативных правовых актов, толкование их неясностей в пользу субъектов хозяйствования, обсуждение проектов с бизнесом. Зато у государства все больше желания усилить контроль и собрать побольше штрафов.

Валерия ГЕРАСИМОВА