$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НАЛОГИ НА ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ©

15.03.2013

На ряд глобальных и мелких вопросов, касающихся уплаты налога на прибыль и НДС, ответили в ходе пресс-конференции начальник главного управления методологии налогообложения организаций МНС Лидия ЦЫБИНА и начальник управления косвенного налогообложения Игорь СКРИННИКОВ.

Налог на прибыль занимает особое место в налоговой системе: помимо фискальной функции, он способен играть важную стимулирующую роль в экономике. Так, возврат существовавшей до 2012 г. льготы по капитальным вложениям мог бы стать хорошим подспорьем для модернизации. Однако, как сообщила Л.Цыбина, менять что-то в механизме амортизационной премии пока не планируется. Российский опыт в этой сфере, по ее мнению, заимствовать не стоит, а вот пример Казахстана, где сосуществуют амортизационная премия и льгота по капвложениям, интересен.

Пока же отечественные налогоплательщики не без затруднений осваивают механизм переноса убытков. Л.Цыбина напомнила, что здесь в текущем году есть некоторые изменения. Самое главное — право на перенос имеется только при наличии убытка в целом по предприятию. Так что, если, скажем, в целом предприятие прибыльно, а убыточными были только внереализационные операции, воспользоваться механизмом переноса по ним отдельно нельзя. Есть также вопросы о возможности отсрочки переноса убытков или переноса их по частям. Л.Цыбина пообещала, что соответствующее разъяснение должно быть в ближайшее время разослано по налоговым инспекциям и появится на сайте МНС. Кроме того, убытки по отдельным операциям можно перенести только в пределах общего убытка по предприятию. Эта норма уточняется в проекте указа Президента, которым будут разъяснены и приведены в соответствие с изменениями и дополнениями в Налоговые кодекс на 2013 год отдельные нормы налогового законодательства, сообщила Л.Цыбина. Правда, в прошлом году подобный документ (Указ от 11.07.2012 № 312) появился с опозданием, но большая часть его норм распространялась на отношения, возникшие с 1.01.2012 г. По-видимому, такой практики не избежать и теперь. Однако бизнесу надо как-то планировать свою деятельность, формировать цены, да и сроки подачи налоговых деклараций никто не отменял. И если бухгалтеры и аудиторы упираются сегодня в пробелы и неясности законодательства, то их разъяснение спустя квартал — слабое утешение.

Зато по НДС вопросов стало заметно меньше, чем в предыдущие годы, отмечают сотрудники министерства. Однако желающие его усовершенствовать или отменить все равно находятся. Но ни снижать ставки НДС, унифицировав их с другими странами — членами Таможенного союза, ни заменять его налогом с продаж не планируется. Ссылки на интеграцию тут некорректны — соглашения в рамках Таможенного союза позволяют устанавливать ставки на национальном уровне. При этом И.Скринников не согласен с позицией бизнес-союзов, утверждающих, что более высокая ставка НДС в Беларуси мешает взаимной торговле. При экспорте применяется нулевая ставка, поэтому, по его мнению, более высокая ставка НДС у нас в стране никак не препятствует экспорту. К тому же НДС занимает в доходах нашего консолидированного бюджета гораздо большую долю, чем в Казахстане и РФ, а потому источников для его компенсации в республике не найти — налог на добычу природных ресурсов, в отличие от партнеров по ТС, тут не поможет. Да и общая тенденция в мире сейчас совсем иная: многие страны повышают налоги, чтобы увеличить доходы бюджета.

И.Скринников исключает возможность замены НДС якобы более эффективным налогом с продаж. В нем есть немало своих негативных особенностей, включая каскадный эффект, способных отрицательно сказаться и на ценах. К тому же НДС успешно применяется как в Евросоюзе, так и в странах СНГ, не мешая ни инвестициям, ни развитию бизнеса.

Одним из направлений совершенствования порядка взимания НДС, по мнению И.Скринникова, могут стать электронные счета-фактуры, которые планируется апробировать в 2014–2015 годах, а затем, если опыт будет удачен, сделать обязательными. По его мнению, «мы здесь не придумали ничего нового», специальные документы для НДС есть практически везде, поскольку это способствует улучшению налогового администрирования и контроля за поступлениями в бюджет, повышает прозрачность сделок. С электронными счетами-фактурами, которые легко будет проверить, сложнее уклониться от уплаты НДС. Сейчас же с использованием товарно-транспортных и товарных накладных это сделать проще. Не случайно россияне озабочены «липовым» импортом из стран Таможенного союза. Кроме того, внедрение электронных счетов-фактур будет способствовать расширению электронных сервисов в налогообложении. Вводить при этом счета «депо» для НДС не планируется, так что отвлечение оборотных средств субъектам хозяйствования не грозит.

Кстати, сегодня 60% организаций представляют налоговые декларации в электронном виде. Правда, важно, чтобы это было не просто данью моде, а реальным средством улучшения жизни налогоплательщиков. Столь же реальна перспектива сокращения налоговых льгот. По мнению Л.Цыбиной, это необходимо, чтобы исключить неравномерность налоговой нагрузки. Сложность здесь еще и в том, что ряд льгот установлен не только Налоговым кодексом, но и другими актами законодательства, а потому их тоже придется пересматривать.

Валерия ГЕРАСИМОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях