$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НАЛОГИ КРОЮТСЯ В ДЕТАЛЯХ©

09.09.2014

Облегченно вздохнув после известия том, что ставки НДС и налога при упрощенке останутся неизменными, в деловом сообществе стали разбираться с оставшимися нюансами проекта изменений и дополнений в Налоговый кодекс на 2015 год. И, как всегда, отдельные детали методологии исчисления налогов и определения облагаемой базы оказались не менее серьезными, чем общие правила. Разбору этих деталей было посвящено заседание рабочей группы бизнес-союзов, прошедшее 4 сентября.

Приятно сознавать, что власти услышали единодушное мнение делового сообщества и отраслевых министерств и концернов о негативном влиянии усиления налогового бремени на финансовое положение субъектов хозяйствования. Но, по мнению экспертов бизнес-союзов, проект обеспечивает решение далеко не всех, как утверждают авторы законопроекта, «проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов его практического применения, дальнейшее упрощение порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, а также облегчение восприятия плательщиками предписаний Кодекса». По мнению председателя БСП Александра Калинина, после нескольких лет упрощения налогового законодательства сейчас идет его усложнение. Одна из основных причин — изобилие в НК отсылочных норм, заставляющих искать многие термины и определения в других актах законодательства, порой для целей налогообложения не подходящих.

Несправедливым считают в бизнес-союзах и взимание платы за электронное декларирование, которое теперь для плательщиков НДС стало обязательным. Но если государство навязывает такую услугу, то оплачиваться она должна из казны. Кроме того, предприниматели считают опасным включение в подп. 2.2 ст. 68 НК нормы о дополнительных налоговых проверках по поручениям органов уголовного расследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) таких органов и судов по находящимся в их производстве делам. Такое расширение полномочий силовых структур грозит бизнесу дополнительными проблемами. Ухудшает условия работы и отмена лимита в 3 тыс. базовых величин для проверок по обоснованности возврата НДС. Единственным аргументом для этого в обосновании законопроекта является приведение НК в соответствие с Указом Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Но ведь можно наоборот — привести в соответствие с НК этот указ, тем более что в него все равно планируется вносить правки.

По мнению участников заседания, существенно увеличит у предприятий с зарубежным капиталом базу, облагаемую налогом на прибыль, изменение ст. 1311 НК, предусматривающее по сути введение нормирования затрат на оплату инжиниринговых, маркетинговых, информационных консультационных, управленческих услуг, роялти, штрафов и пеней. Такой шаг призван ограничить вывод капитала и валюты из страны, но нет гарантий, что цель будет достигнута. Зато несомненно, что исключение из состава внереализационных расходов резервов по сомнительным долгам в сочетании с методом начисления весьма негативно скажется на обеспеченности предприятий оборотными средствами. А потому бизнес-союзы намерены просить вернуть порядок налогового учета резервов, существовавший до 2013 г.

Эксперты бизнес-союзов единодушно считают неправильным наделение местных Советов правом увеличивать ставки налога на недвижимость и на землю до 10 раз в отношении неэффективно используемого имущества. В НК нет критериев эффективности использования имущества, а отсутствие точных и однозначных признаков неэффективности открывает широкие возможности для произвола и коррупции. В придачу исключение из этой нормы возможности увеличения ставок для отдельных организаций, прежде всего получающих господдержку, нарушает базовые принципы налогообложения — всеобщности и равенства, установленные в п. 3 ст. 2 НК.

Особый интерес у участников заседания вызвали изменения в правилах применения упрощенной системы налогообложения. Прежде всего — это намерение запретить применение УСН организациями, в которых имеется доля участия других организаций более 25%, а также обязать уплачивать подоходный налог в отношении доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и являющихся одновременно учредителями (участниками), собственниками коммерческих организаций или состоящих с такими лицами в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства. Речь идет о доходах от оказания маркетинговых, информационных, консультационных, управленческих услуг. Не секрет, что под видом оказания таких услуг немало предприятий минимизирует налоги, перечисляя на счета ИП, применяющих упрощенку, значительные суммы. Однако ставя заслон недобросовестным плательщикам, законодатели одновременно затрудняют работу тем, кто действительно нуждается в названных услугах и в состоянии их оказывать. Но если уж ограничения столь необходимы, пусть они будут более конкретны. Между тем в НК не определены понятия «свойства», а выяснять, кто является где-то владельцем доли или акций и одновременно чьим-то родственником или свойственником, довольно сложно. Ведь законодательство не обязывает компании раскрывать информацию о своих участниках, а доступ к реестрам акционеров прямо ограничен. Некоторые специалисты полагают, что здесь необходим адаптационный период, как минимум в полгода, как предусмотрено Директивой № 4. Например, в законопроекте такой период установлен для предприятий розничной торговли, которые лишатся права применять УСН с 1.01.2016 г.

Более же всего участников заседания беспокоит неопределенность законотворчества в сфере налогообложения. Сегодня трудно быть уверенным, что в оставшееся до принятия законопроекта время не появятся новые правки в проект изменений и дополнений в НК — как в части ставок налогов, так и по другим вопросам. Еще меньше уверенности, что власти не «обрадуют» бизнес корректировками налогового законодательства в середине 2015 г. задним числом, как это было сделано Указом Президента от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы».

Валерия ГЕРАСИМОВА