Налоги-2018: контроль над счетами и льготами
В последние годы законодатели уделяют все больше внимания совершенствованию администрирования налогов и ограничению схем минимизации платежей в бюджет. На это направлен и ряд поправок, предлагаемых в опубликованном Минфином проекте дополнений и изменений в Налоговый кодекс. Рассмотрим основные новшества, которые планируется внести в Общую часть НК.
В проекте планируется облегчить работу иностранным корпорациям, имеющим подразделения в Беларуси. Им в 2018 г. не потребуется нотариально заверять верность перевода заключения иностранных аудиторских компаний, представляемых согласно п. 9 ст. 139 НК, заключенных договоров и первичных учетных документов, составленных иностранными компаниями, относящихся к затратам (внереализационным расходам), понесенным за пределами РБ для деятельности через постоянное представительство.
Тайна счета исключается
В отечественном законодательстве учитывается все больше глобальных тенденций раскрытия сведений, еще недавно казавшихся непроницаемой банковской тайной.
Так, сейчас банки обязаны представлять сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, на основании соглашения, заключенного с МНС. Перечень таких сведений определяется МНС и Нацбанком и сегодня включает данные, входящие в состав кредитной истории, о продаже иностранной валюты, платежных документов в валюте за белорусские рубли. Теперь предлагается обязать банки представлять в МНС сведения, составляющие банковскую тайну не только физических лиц, но и организаций, которые подлежат передаче иностранному налоговому органу на основании международного договора. Передаваться будут данные о счетах, открытых иностранными компаниями и физлицами в финансовых учреждениях РБ, о доходах, зачисленных через такие счета или выплаченных с них, об исполнении белорусскими организациями и ИП внешнеэкономических договоров.
В свою очередь МНС после получении соответствующей информации из МИД РБ или зарубежного налогового органа будет информировать Нацбанк о вступлении в силу международного договора, содержащего обязательства по предоставлению через МНС сведений, подлежащих передаче в рамках международного налогового обмена информацией, о завершении установленных законодательством процедур, необходимых для начала такого обмена и перечня подлежащих передаче сведений. Таким образом, в НК закрепляются нормы, позволяющие Беларуси участвовать в глобальном обмене налоговой информацией как в рамках уже заключенного с США соглашения FATCA, так и тех, в которых наша страна пока не участвует: об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (MCAA CRS) и межстрановой отчетностью мультинациональных корпораций (MCAA CbC).
Кроме того, физические лица – налоговые резиденты РБ, в т.ч. индивидуальные предприниматели, будут обязаны сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет об открытии или закрытии счетов в зарубежных банках в течение 30 дней со дня открытия или закрытия такого счета. Напомним, непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и иных сведений, которые плательщики и налоговые агенты обязаны представлять в соответствии с законодательством или по запросу налогового органа, грозит штрафом в размере 2 базовых величин с увеличением на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки, но не более 30 БВ.
Сроки начисления и корректировки
Согласно проекту начислять налоги на недвижимость и землю физическому лицу, в т.ч. зарегистрированному ИП, налоговый орган будет не более чем за 3 календарных года, предшествующих году, в котором они исчисляются. В такой же срок должны делаться корректировки налоговых обязательств в случае выявления фактов неуплаты и излишней уплаты налога, сбора (пошлины), исчисляемого нарастающим итогом, и если со дня окончания отчетного периода истекло 3 года. Подлежащая уплате сумма налога должна исчисляться по итогам налогового периода, в котором установлены факты неуплаты и излишней уплаты, а пени – с учетом установленных налоговым законодательством сроков уплаты налогов и фактов переплаты в данном налоговом периоде.
Ограничивается возможность применения налоговых льгот. Планируется установить, что льготы по налогам, сборам (пошлинам), исчисляемым нарастающим итогом, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы, не подлежат применению в отчетных периодах текущего налогового периода, следующих за отчетным периодом, подвергнутым проверке (за исключением камеральных проверок), в случае неиспользования таких льгот в проверенном отчетном периоде, в котором возникли правовые основания для их применения.
Возможности налоговых органов по взысканию денег с плательщиков планируется расширить. В настоящее время решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней с приложением платежного требования, в т.ч. с продажей иностранной валюты, должно исполняться банком в тот день, когда он их получил. Теперь предлагается установить, что для этого банки будут продавать иностранную валюту в день получения решения налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней с приложением платежного требования по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату получения таких документов. Плата за осуществление продажи валюты при этом взиматься не будет.
Время проверки
В проекте детализируется срок проведения выездной проверки. Сейчас он не должен превышать 30 рабочих дней и может быть продлен руководителем ИМНС. Теперь предлагается установить общий срок проведения выездной проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной и дополнительной проверок, не более 30 рабочих дней, дополнительной проверки – 10 рабочих дней (в обоих случаях – кроме проверок, проводимых по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу), внеплановой тематической оперативной проверки в отношении физических лиц – не более 3 рабочих дней. Проверки могут быть приостановлены по решению руководителя налогового органа или его уполномоченного заместителя на срок, не превышающий 3 месяцев в случае проведения исследований (испытаний), технических освидетельствований или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов для целей проверки, необходимости восстановления проверяемым субъектом документов или получения им документов и сведений, истребованных контролирующим (надзорным) органом, за пределами РБ, при направлении запроса в компетентные органы, в т.ч. иностранные, невозможности продолжения проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или представителя проверяемого субъекта, а также по иной причине.
Период приостановки выездной проверки не включается в общий срок проведения выездной проверки. Кроме того, по решению руководителя налогового органа или его уполномоченного заместителя проведение выездной проверки может быть однократно продлено, но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований, встречных проверок и т.п.).