Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налоги-2004: как оптимизировать финансовую стратегию

Грядущий финансовый год для отечественного налогоплательщика будет достаточно сложным. Это связано прежде всего с серьезными изменениями в нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы налогообложения...

Грядущий финансовый год для отечественного налогоплательщика будет достаточно сложным. Это связано прежде всего с серьезными изменениями в нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы налогообложения.

С 1.01.2004г. вступает в силу Общая часть Налогового кодекса, которая закладывает нормативно-правовой фундамент функционирования всей отечественной налоговой системы. Этим документом регламентируется и систематизируется категориальный аппарат в налоговой сфере, декларируются основные принципы налогообложения, регулируются властные полномочия по установлению, изменению и прекращению действия налогов, сборов (пошлин), определяются основания возникновения и прекращения прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, обеспечивается единство и ясность процедур исполнения налоговых обязательств, а также осуществления налогового контроля.

В Общей части Кодекса впервые дается определение основных категорий налоговых отношений, что позволяет обеспечить единообразное понимание норм налогового законодательства и исключить их различное толкование. В частности, четко регламентируются такие понятия, как "взаимозависимые лица", "налоговые агенты", "законные представители плательщика", "реализация и место реализации товаров (работ, услуг)", "доходы и источники их получения" и т.д. Кроме того, Кодексом устанавливается единый перечень республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), а также предусматриваются особые режимы налогообложения (СЭЗ, игорный бизнес, лотерейная деятельность, производство сельскохозяйственной продукции и т.д.).

Серьезное внимание в данном документе уделяется вопросам нормативного обеспечения процедуры исполнения налоговых обязательств и осуществления налогового контроля.

В настоящее время ведется активная работа над Специальной частью Налогового кодекса, регулирующей механизм налогообложения по отдельным налогам.

Вместе с тем нововведения в бюджетно-налоговой сфере не исчерпываются Общей частью кодекса. Плательщики должны быть готовы и к очередным изменениям налогового законодательства, которые заложены в проекте закона " О бюджете Республики Беларусь на 2004 год".

Мы не будем детально останавливаться на предполагаемых на 2004г. изменениях в налоговой системе, поскольку информация по данному вопросу в "НЭГ" опубликована (см. N 63, с.1). На наш взгляд, для налогоплательщиков особый интерес представляют нововведения, направленные на уменьшение налоговой нагрузки за счет снижения ставок по оборотным налогам и НДС.

Недостатки налогов с оборота (выручки) хорошо известны и признаются не только налогоплательщиками, но и представителями органов госуправления. Согласно требованиям теории налогообложения и сложившейся мировой практике правительства развитых стран стараются избегать долговременного применения таких налогов, а при необходимости их введения максимальная ставка, как правило, не превышает 2%. В Беларуси в последние годы наблюдается поэтапное снижение ставок по оборотным налогам, а в 2004г. планируется дальнейшее сокращение максимальной ставки до 3,4%.

Еще одно важное новшество налоговой системы, которое предполагается реализовать в 2004г., -- снижение основной ставки по НДС с 20% до 18%. Во многом такая мера обусловлена адекватным снижением основной ставки по НДС в России и направлена на предотвращение потерь белорусских предприятий при экспорте товаров в Россию. В противном случае сохранение действующей ставки НДС при условии введения в РФ 18-процентной ставки приведет к ухудшению финансовых результатов отечественных предприятий по экспорту на российские рынки, поскольку уплаченный в белорусский бюджет НДС по ставке 20% в России будет приниматься к зачету только в размере 18%.

Столь серьезные изменения в налоговой сфере, безусловно, затронут деятельность всех отечественных субъектов предпринимательства, поэтому весьма актуальной представляется попытка оценить их влияние на общую величину налоговых обязательств.

Для такой оценки используем упрощенный вариант калькуляции отпускной цены абстрактного предприятия, рассчитав по одинаковым исходным данным предполагаемую сумму налоговых обязательств по методологии налогообложения текущего года и с учетом планируемых изменений. Исключив "прочие факторы" (колебания конъюнктуры, внедрение новых производственных технологий и др.), такая методика позволяет определить влияние исключительно самих предполагаемых изменений в налоговой системе на объем и структуру платежей в бюджет.

Снижение налоговых ставок по косвенным платежам приводит к сокращению налоговых обязательств и соответственно высвобождению части финансовых ресурсов предприятия. На практике это позволяет построить финансовую стратегию субъекта предпринимательства по двум возможным направлениям.

1. Сохранение сложившегося уровня рентабельности. В данном случае за счет уменьшения налоговой нагрузки с 25,8% до 24,3% у предприятия появляется реальная возможность снизить отпускную цену на 2,8%, что является серьезным преимуществом в условиях жесткой ценовой конкуренции и создает предпосылки для расширения рынков сбыта. При этом бюджет может рассчитывать на частичную компенсацию потерь от снижения ставок за счет увеличения объемов реализации.

2. Увеличение массы прибыли. Благодаря полученному финансовому резерву при неизменной величине отпускной цены предприятие может нарастить массу прибыли и тем самым получить дополнительные средства для расширенного воспроизводства. В результате применения такой стратегии снижение налоговой нагрузки будет не столь существенным, как в первом случае, что объясняется определенной компенсацией потерь бюджета налогами из прибыли.

Безусловно, приведенные варианты не являются единственно возможными и отечественные субъекты предпринимательства с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры будут лавировать высвободившимися финансовыми ресурсами в рамках рассчитанных крайних значений. Будем надеяться, что наши предприятия не упустят такой объективной возможности оптимизировать свою финансовую стратегию.