$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НАЛОГАМ НУЖЕН ДИАЛОГ©

18.01.2013

Оценки белорусской налоговой системы порой весьма противоречивы. Для этого есть объективные и субъективные причины, благо, сама тема предполагает критический подход — платить налоги не любит никто. Но поскольку избежать этого невозможно, необходим постоянный диалог государства и общества по актуальным проблемам налогообложения.

Сегодня, вероятно, никто не рискнет утверждать, что существует эффективная универсальная экономическая, в т. ч. налоговая, модель. События последних лет свидетельствуют о системном и длительном мировом кризисе экономической теории и практики. Поэтому дискуссии между поклонниками «чикагской школы», кейнсианцами и сторонниками других теорий уже утратили принципиальное значение. И пока наука ищет новую парадигму, на которую можно было бы опереться, циклы, рецессии и регрессии выглядят для практиков экономическим эстетством либо обыкновенным «самоедством».

Пока можно согласиться с теми, кто считает, что основной причиной саморазрушения практически всех экономических теорий и практик стал фетиш ценных бумаг, особенно производных. Если когда-то фондовый рынок играл безусловно позитивную роль в регулировании денежного обращения и в инвестиционных процессах, то в XXI веке он превратился в «вещь в себе», а непомерно разбухший пузырь финансовых инструментов сбросил экономику с рельсов реальности под откос разбитых иллюзий.

Прежние догматы утратили действенность и в сфере налоговых отношений. Сегодня даже в соседних и примерно равных по экономическому потенциалу странах Евросоюза могут применяться совершенно противоположные подходы к налогообложению. В одних требуют повышения ставок налогов для концентрации ресурсов государства в целях поддержки экономики, борьбы с безработицей и т.п., в других — снижения этих ставок для активизации предпринимательства и роста инвестиций. В США и Франции идут жаркие споры о налогообложении высоких доходов физических лиц, в России — о преимуществах и недостатках НДС и налога с продаж.

Итак, оптимальных рецептов совершенствования системы налогообложения сегодня нет. Под сомнением даже классические принципы налогообложения — нейтральность, справедливость, равномерность. Функции налогов — фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная — сохраняются, но и их действие весьма неоднозначно. В то же время налоговая система — достаточно консервативный механизм, оказывающий существенное влияние на все остальные. Например, Евросоюзу удалось достичь высшей степени экономической интеграции — единой валюты, практически не приблизившись к какой-либо унификации ставок налогов, что во многом стало причиной противоречий, раздирающих сегодня еврозону. Сегодня уже весьма странно выглядит и классический тезис об оптимальных 33% налоговой нагрузки на экономику. То есть и так называемая кривая Лафера практически не срабатывает.

Поэтому, на наш взгляд, стоит оценивать белорусскую систему налогообложения не столько с точки зрения ее места рейтинге Всемирного банка Doing Business, сколько с учетом практических реалий. Кто бы что ни говорил, какие бы противоречия ни возникали (что неизбежно), следует признать, что в Беларуси сегодня есть налоговая система, которая организационно четко и понятно выстроена, управленчески сочетаема в отношении выработки, принятия и исполнения решений, функционально структурирована и методологически обеспечена.

Последний аспект весьма важен. Напомним, как формировалось налоговое законодательство у нас в стране: методические указания, многочисленные письма и инструкции, без которых, казалось, невозможно обойтись. Затем появилось кодифицированное законодательство — Налоговый кодекс, ставший единой нормативно-правовой основой системы налогообложения. Но это, конечно, не означает, что не надо дальше работать над ее улучшением. Теперь наиболее важным является следующий шаг: обеспечение открытости, предсказуемости, прозрачности системы налогообложения для налогоплательщика. В частности, следует создать реальный механизм применения нормы п. 7 ст. 3 Общей части НК, согласно которому в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу налогоплательщиков. Эта норма очень важна, но на практике пока работает плохо. Между тем нужно максимально учесть интересы плательщиков при принятии налоговыми органами решений, основой которых не должна быть исключительно фискальная составляющая. Кроме того, чтобы совершенствовать и дальше отечественную систему налогообложения, следует расширить диалог с общественными объединениями, в т. ч. аудиторскими, не ограничиваясь разовыми акциями. Нужно постоянное взаимодействие, сотрудничество и обмен мнениями в рамках общественно-консультативного совета МНС и других доступных инструментов и мероприятий.

Евгений ГЕРШТЕЙН,заместитель директора ООО «Партнераудит»