Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проекты
12.07.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Налог на GOOGLE» по-белорусски

C 2017 г. в Беларуси может появиться механизм обложения НДС электронных услуг (по реализации мобильных приложений, музыки, фильмов, игр), оказываемых нерезидентами гражданам нашей страны. Как заявил 8 июля первый заместитель Министра по налогам и сборам Игорь Клепча, «этот вид бизнеса активно развивается, и мы поставили перед собой задачу получить в бюджет налоги от такой деятельности».

Отечественные налоговики намерены воспользоваться здесь зарубежным опытом. Как пояснил начальник главного управления методологии организаций МНС Игорь Скринников, территория республики будет признана местом реализации этих услуг иностранными компаниями, что повлечет обязанность компаний-поставщиков уплачивать НДС в белорусский бюджет. При этом налогом будет облагаться выручка от реализации как платного контента, так и бесплатных мобильных приложений, которые приносят владельцам прибыль за счет рекламы.

Прорабатываются «механизмы наиболее объективного взимания НДС на территории Беларуси как непосредственно иностранными компаниями, так и белорусскими плательщиками, которые могут исполнять налоговые обязательства за иностранные компании», пояснил И.Скринников. Готовятся предложения по подготовке правил налогообложения электронных услуг. После согласования с Минфином и другими заинтересованными сторонами они будут внесены в проект изменений в Налоговый кодекс на 2017 г.

Глобальная кампания по налогообложению электронных услуг началась еще 3 года назад, когда на саммите G-20 был поднят вопрос о противодействии схемам налоговой минимизации, широко применяемых рядом транснациональных корпораций. По этому заказу Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала проект закона, направленного на ликвидацию схем ухода от НДС, используемых интернет-компаниями, включая Google, Apple и Yahoo. Такие корпорации проводили платежи через филиалы в оффшорных зонах или таких странах, как Ирландия и Люксембург, Бермуды, освобождаясь от уплаты налогов в связи с тем, что не являются налоговыми резидентами этих стран. Доходы легализовались в странах с наиболее льготными условиями и не облагались налогами в других государствах, где они фактически были получены, благодаря отсутствию в них постоянного представительства и соглашениям об устранении двойного налогообложения. В результате бюджеты европейских государств теряли более 100 млрд. USD в год. Например, в 2013 г. корпорация Google провела 12 млрд. USD выручки через свой филиал на Бермудах, что позволило ей сэкономить на налогах более 2 млрд.

Первой спохватилась Испания. Здесь в октябре 2013 г. были приняты изменения в закон «Об интеллектуальной собственности», обязавший платить за появление ссылок в поисковой строке Google News фрагментов новостей или статей новостным агентствам и изданиям, чьи материалы используются. Именно этот механизм первоначально был назван «налогом на Google». Теперь под таким термином понимаются все варианты налогов и сборов, связанных с электронными услугами и продажами ПО и контента.

Немного позднее, в декабре 2013 г., в Италии был принял закон об интернет-рекламе, согласно которому итальянские компании обязали покупать рекламу (в т.ч. через Интернет) только у местных рекламных агентств, являющихся налоговыми резидентами Италии. Таким образом, Google и другим подобным корпорациям пришлось открывать в Италии коммерческие представительства и платить там налоги, тогда как ранее вся выручка от услуг интернет-рекламы уходила в оффшоры.

Сегодня налог на продажи программного обеспечения в том или ином виде существует в большинстве стран мира. По рекомендации ОЭСР в законодательстве Евросоюза, Японии и Южной Кореи появилась новая концепция «постоянного представительства» (permanent establishment), согласно которой выручка иностранной компании должна облагаться налогом в том государстве, где оказываются рекламные услуги, реализуются IT-решения, включая различные ПО, игры, антивирусы и т.п. Например, в ЕС с 2015 г. все телекоммуникационные, теле- и радиовещательные, электронные услуги облагаются НДС по месту нахождения покупателя вне зависимости от местонахождения поставщика. При этом средняя ставка налога составляет около 21,5%, а в разных странах варьируется от 15% в Люксембурге до 27% в Венгрии. Чтобы не утруждать бизнес регистрацией во всех странах – членах ЕС, был создан единый портал VAT Mini One Stop Shop (MOSS). На нем компания может пройти упрощенную регистрацию в одной из стран EC, получить идентификационный код VAT ID, а затем через этот же сайт уплачивать НДС всем странам, в которых были подпадающие под налог B2C-продажи.

В РФ с 1 января 2017 г. иностранные компании, которые оказывают электронные услуги или продают контент в Интернете российским пользователям, должны встать на учет в российских налоговых органах и платить НДС по ставке 18%. Для этого необходимо заполнить электронную форму с указанием сведений о себе и об оказываемых услугах. После этого будет присвоен ИНН и открыт «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС России, через который будут представляться декларации. В облагаемый оборот включена выручка, полученная от оказания рекламных услуг, за предоставление доступа в Интернет, хранение и обработку данных, услуги связи, трансляцию телеканалов и радиоканалов через Интернет, а также предоставление доступа к аудио-, видео- и печатному контенту.

Забавно, что еще месяц назад некоторые эксперты предполагали, что иностранные компании будут использовать белорусское резидентство, чтобы обойти новые российские правила. Однако наши законодатели, по-видимому, готовы пресечь такие попытки на корню.

Юрлица – покупатели зарубежных электронных услуг смогут принять НДС к вычету. Но такая возможность будет далеко не у всех, а для физлиц она вообще недоступна. Если для компенсации налоговой нагрузки компании попытаются автоматически поднять цены, то это неизбежно повлечет существенное падение легальных продаж и бурный расцвет пиратства. Впрочем, многие ТНК и так работают в Беларуси и России через свои «дочки» или партнеров, которые получают право тиражирования ПО и продажи контента по лицензионным договорам, платят местные налоги. Так что экономический эффект от попытки обложить электронные услуги НДС может оказаться куда ниже, чем надеются законотворцы.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений