$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НАЛОГ НА ЧИСТОТУ

26.11.2010

Чиновники ряда министерств и ведомств активно заняты поиском новых источников финансирования для проектов по сбору и переработке вторичных ресурсов. Изучается, в частности, возможность установить новые экологические сборы для отдельных категорий предприятий и повысить тарифы по сбору бытовых отходов для населения. Однако участники «мусорного» бизнеса предупреждают: инвестиции в отрасль без создания там должных экономических предпосылок не будут эффективными.

Впрочем, и сами чиновники понимают — что-то надо менять. Даже успешное выполнение мероприятий госпрограммы сбора и переработки вторичного сырья в Беларуси на 2009–2015 гг. не позволит стране приблизиться к европейскому уровню использования отходов. Такое мнение в ходе недавнего круглого стола высказал начальник управления обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Кузьменков.

Статья 25 Закона от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» запрещает захоронение вторичных материальных ресурсов. Однако на практике добиться этого пока не удалось. Относительно неплохо обстоят дела с отходами производства: их использование (не считая Беларуськалий и Гомельский химический завод) достигает 76%. Хуже с коммунальными бытовыми отходами — извлекать получается не более 15%. Даже если построить в стране еще с десяток мусороперерабатывающих заводов и направить туда основную массу отходов, принципиально изменить ситуацию не удастся. Как показывает опыт работы подобных предприятий, уже созданных в Беларуси, из мусора удается извлечь не более 20–25% полезных материалов. Дело даже не в технологии — в мире максимальный процент извлечения составляет 30–35%. Достигнуть 90% и более некоторые европейские страны смогли лишь за счет сжигания отходов.

Нам следует двигаться по тому же пути, убежден С.Кузьменков. И не стоит бояться, что такие производства будут отравлять выбросами окружающую среду. Применяемые в мире технологии очистки позволяют обезопасить и природу, и человека. К примеру, один из подобных заводов успешно работает в самом центре Вены (Австрия). Куда более серьезная проблема — стоимость подобных сооружений, которая может превышать 70 млн. USD, и период окупаемости — от 20 лет. Впрочем, достичь последнего параметра удается не всем. В Западной Европе, к примеру, деятельность подобных предприятий дотируется за счет платежей населения. В белорусском Минприроды убеждены, что включение в стоимость коммунальных услуг дотационной составляющей вполне «подъемно» и для белорусов. Сортировка и переработка одной тонны мусора сейчас обходится в 35–40 EUR. Если учесть, что в среднем за год каждый из нас «создает» 300 кг бытовых отходов, то заплатить придется около 10 EUR, в месяц — менее одного. Соответственно, месячная «жировка» для семьи из 4 человек «потяжелеет» примерно на 13–14 тыс. Br. Только повышение коммунальных тарифов и создание схемы субсидирования сделает данную отрасль привлекательной для инвесторов и позволит создать необходимые производственные мощности.

Еще один путь, по которому предлагает двигаться ГО «Белресурсы», — это введение специального сбора для производителей и импортеров сложной бытовой техники, изделий из бумаги, картона, стекла и пластмассы. Подготовлен соответствующий проект указа, сообщил зам. начальника управления по обращению со вторичными материальными ресурсами ГО «Белресурсы» Николай Скорин. При этом он посетовал, что из-за упразднения с этого года некоторых составляющих экологического налога «уходит» финансирование, за счет которого можно решать многие вопросы. Правда, остается другой источник — государственный целевой бюджетный фонд. Хуже обстоят дела с областными бюджетами — в этом году они, за исключением Гомельской области, попросту не выделяют средств на программу сбора и переработки вторичного сырья.

По мнению Н.Скорина, дополнительная налоговая нагрузка на производителей товаров, подлежащих последующей утилизации, — вполне нормальное явление, распространенное во всем мире. Такие издержки закладываются в цену товаров и не ухудшают экономического положения предприятий. Впрочем, возможно, у других органов госуправления иная точка зрения: не даром проект указа, подготовленного ГО «Белресурсы», вот уже 5 месяцев не может пройти все согласования. Видимо, он плохо коррелирует с попытками страны улучшить систему налогообложения и ценовую конкурентоспособность наших товаров.

В 2006–2009 гг. из государственного целевого фонда на укрепление материальной базы заготовительных организаций выделено 67,3 млрд. Br, в результате чего объем сбора вторсырья за этот период удалось увеличить со 115,3 тыс. т до 288,2 тыс. т в год. Охват жилых домов контейнерами для раздельного сбора мусора увеличился почти до 100%. Только в нынешнем году приобретено 12 тыс. контейнеров. Для более полного извлечения вторсырья в целом по стране работают 87 линий и станций досортировки мусора. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы достичь 70-процентной переработки вторсырья. Но обсуждая в ходе круглого стола достижения Белресурсов, Минжилкомхоза и Белкоопсоюза, чиновники почему-то мало внимания уделили возможностям частного бизнеса в данной сфере. Вопрос создания условий для формирования частной заготовительной сети и сектора переработки толком не обсуждался. Между тем, напомним, что на августовском заседании Совмина (см. «ЭГ» № 60 за 6.08.2010 г.) премьер-министр Сергей Сидорский потребовал активнее привлекать предпринимателей и частные организации, создавать для них равные с госструктурами условия работы.

Выжидают и зарубежные бизнесмены. Более 5 лет присматривалась к белорусскому рынку немецкая компания «Ремондис» — один из мировых лидеров мусороперерабатывающей индустрии — прежде чем начать у нас работать. Пробный проект открывается в Минске. Однако и теперь прогнозы представителя компании Ивана Михальчука относительно перспектив отрасли в целом не слишком радужные: без изменения неэффективной системы управления построенные в Беларуси мусороперерабатывающие заводы обречены на банкротство. Не стоит, по его мнению, гнаться за показателями. Далеко не все развитые страны Европы, несмотря на значительные субсидии и совершенное законодательство, смогли достичь 70-процентного использования вторсырья. «По нашим расчетам, если довести показатель переработки мусора до 30%, расходы на 1 т могут увеличиться до 100 EUR, — отмечает И.Михальчук. — Может ли наша экономика позволить себе это?» Сегодня следует инвестировать не столько в объекты переработки, сколько в изменение самих подходов работы с отходами и подготовку высококлассных специалистов, убежден он.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях