Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
АПК
22.04.2003 34 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НАКРЫТЬ БЕЛОРУССКИЙ СТОЛ ПО МИРОВЫМ СТАНДАРТАМ способен отечественный АПК

Последние годы ситуацию в сельском хозяйстве иначе как сложной не называют...

Последние годы ситуацию в сельском хозяйстве иначе как сложной не называют.

Да и основания для этого есть: самые большие должники -- предприятия АПК, задержки с выплатой зарплаты -- опять в колхозах и совхозах; первые в очереди за государственной поддержкой -- тоже они. Притчей во языцех стала ежегодная "борьба за урожай", участие в которой принимает почти все население республики. По поводу перспектив белорусского аграрного сектора доводится слышать прямо противоположные мнения. Одни утверждают, что дешевле закупать продовольствие, нежели поддерживать нерентабельную отрасль, другие считают, что сельское хозяйство по причине своей небольшой капиталоемкости может стать тем самым локомотивом, который вывезет всю отечественную экономику. Как оценивают состояние отрасли те, кто принимает решения? Какое будущее они ей готовят? Об этом наш разговор с заместителем премьер-министра Беларуси Александром Андреевичем ПОПКОВЫМ.

-- Александр Андреевич, прежде чем мы "окунемся" в проблемы АПК, хотелось бы услышать несколько слов о вашем видении ситуации в отечественной экономике в целом. Как известно, правительство в лице премьер-министра Геннадия Новицкого оценило свою работу в прошлом году как неудовлетворительную. Отведенный для "работы над ошибками" первый квартал закончился несколько лучше, если судить по количественным показателям: по предварительным итогам выполнено 12 из 16 основных показателей социально-экономического развития республики. В то же время многие качественные показатели имеют отрицательную динамику. Например, с 8,7% до 7,9% снизилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг); до 70% ежемесячного объема производства с прошлогодних 65% возросли складские запасы; выше прогнозируемого уровень инфляции. Такая ситуация дает основания многим аналитикам говорить о кризисном состоянии отечественной экономики. Какова ваша оценка?

-- Я полагаю, что правительство любой страны, если оно не лукавит по чисто политическим мотивам, например связанным с предстоящими выборами, всегда не полностью удовлетворено своей работой. Как на уровне каждой семьи, так и в масштабах всего государства постоянно намечаются большие перспективы, разрабатываются напряженные планы, в чем-то даже превосходящие реальные возможности.

Народнохозяйственный комплекс государства -- очень сложная и многоаспектная инфраструктура. В ней тесно переплетаются политические, социальные и экономические проблемы. Наша республика обладает высококвалифицированными кадрами, хорошо обеспечена трудовыми ресурсами. В наследие от бывшего Союза достался мощный технический комплекс, который, к сожалению, в условиях открытой мировой экономики по многим позициям оказался устаревшим если не физически, то морально. Требует значительных расходов на модернизацию. Вместе с тем отечественная сырьевая база для эффективного функционирования этого комплекса почти отсутствует. Мы практически не имеем своего металла, газа и нефти, сырья для изготовления резино-технических изделий. Импорт их в республику при сложившихся на мировых рынках ценах требует больших средств, а без этой продукции наши промышленные гиганты не могут эффективно функционировать. На каких-то этапах происходят сбои, и мы не достигаем желаемых результатов. Это и вызывает неудовлетворенность в работе правительства.

Возьмем более близкий для меня аграрный сектор. В структуре бывшего Союза ССР агропромышленный комплекс Беларуси формировался как общесоюзный откормочный центр. На средства союзного бюджета было построено 103 животноводческих комплекса по откорму крупного рогатого скота, 107 -- по откорму свиней и 59 птицефабрик. Для их функционирования из-за пределов республики поставлялось ежегодно 3--4 млн. т концентрированных кормов, удовлетворялась полная потребность в других материальных средствах. Произведенное мясо поступало в общесоюзный фонд по разнарядкам из союзного центра, реализовалось по не изменяющимся в течение десятилетий административно установленным ценам. Рынок продукции был гарантированно обеспеченным, конкуренция между производителями практически отсутствовала.

С развалом Союза созданная на территории республики инфраструктура аграрной отрасли осталась, а основная обеспечивавшая ее база исчезла. Образно эту ситуацию на бытовом уровне можно показать так. Если вы крестьянского происхождения, то у ваших родителей, видимо, была корова и пара поросят. Представьте себе, что вчера у них было полно сена и зерна, а утром проснулись и ничего из этих кормов нет. А животных нужно кормить. Примерно в такой ситуации оказался агропромышленный комплекс целого государства на этапе провозглашения суверенитета. Именно в этот период произошел развал аграрного производства почти во всех республиках бывшего Союза. Даже в России, с ее несметными черноземами и полезными ископаемыми, которые нам могут только сниться. Беларуси пришлось экстренно создавать собственную базу для эффективного функционирования аграрной отрасли.

К сожалению, с первых дней суверенного существования Беларуси в аграрной сфере была допущена большая политическая ошибка. Бывшее в тот период руководство страны, слепо копируя опыт шоковых рыночных преобразований, стало на путь демонтажа колхозно-совхозного производства. Это привело к тяжелым последствиям.

Начали уходить из села кадры, руководители и специалисты, растаскиваться основные и оборотные средства, окончательно разладилась трудовая дисциплина, обвальными темпами ухудшалась экономика хозяйств. За 1992--1994 годы в 1,8 раза сократились основные фонды, более чем вдвое -- оборотные. Достигли своего апогея диспаритет цен и неплатежи за сданную государству продукцию. В этих условиях на республиканском и региональном уровнях потребовались нетрадиционные меры, интегрирующие потенциал государственной поддержки и внутренних резервов отрасли. В первую очередь нарастающими объемами характеризуется государственное инвестирование села. Реализованы программы совершенствова-ния семеноводства и племенного дела. Обеспечена устойчивая работа химпредприятий республики по производству минеральных удобрений. Принят ряд мер по техническому переоснащению отрасли с широким использованием лизинговых механизмов. В каждом районе созданы специализированные механизированные отряды по выполнению наиболее важных сельскохозяйственных работ. Приняты меры по обновлению технологий в земледелии, животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции. В результате к настоящему времени Беларусь, как никакая другая республика бывшего Союза, сохранила свою сельскохозяйственную отрасль. Республика занимает ведущие позиции по производству большинства видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения среди стран СНГ, а по молоку, мясу, яйцу и картофелю нам принадлежит первое место.

В последние годы аграрный комплекс обеспечивает положительную тенденцию своего развития. Так, в минувшем, очень сложном по погодным условиям, году на 16% возросло производство зерна, на 2% -- молока и на 3% -- мяса.

На 5,2% снижена убыточность сельскохозяйственного производства. Улучшился ряд экономических показателей. Рост продуктивности отмечен по всем позициям и в первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Объем произведенной сельскохозяйственной продукции обеспечивает продовольственную безопасность страны. Экспорт продукции за первый квартал возрос на 32,7%, импорт снизился на 29,6%.

Мне представляется, что приведенная информация вряд ли свидетельствует о кризисной ситуации в аграрной отрасли Беларуси.

-- Курируемая вами отрасль, наверное, самая сложная в отечественном хозяйстве. Прирост произведенной ею продукции в 2002г. составил лишь 1,5% при плане 3--4%. У организаций Минсельхозпрода самая низкая рентабельность реализации продукции (0,6%), большой удельный вес убыточных предприятий (54,2%). Применительно к отечественному АПК все чаще говорят о необходимости реформирования. Каковы будут его стратегические направления, что правительство предлагает делать с нашими колхозами и совхозами?

-- Да, агропромышленный комплекс республики при высоких объемных показателях работы имеет проблемы экономического характера. Впрочем, как и сельскохозяйственное производство всех остальных стран, находящихся на этапе реформирования. Например, в Российской Федерации в прошлом году сумма прибыли в сельском хозяйстве сократилась в 2,2 раза по сравнению с 2001г. Задолженность сельхозорганизаций за январь -- сентябрь там составила 343 млрд.руб. при объеме выручки -- 304 млрд.руб.

Объективные трудности ведения аграрной отрасли в Беларуси я отметил выше. Имеют место и организационные факторы, лимитирующие экономику аграрного производства. Среди них, в первую очередь, я бы назвал несовершенство организационной структуры АПК, которая в настоящее время в абсолютном большинстве случаев не соответствует требованиям рыночной экономики. Сформированные в рамках плановой экономики внутрихозяйственные отношения в субъектах хозяйствования и сложившаяся система оплаты не направлены на стимулирование высокопроизводительного труда. Имеющая место обезличка средств производства снижает ответственность трудовых коллективов за результаты работы своих предприятий. Существует проблема технического и технологического переоснащения сельскохозяйственного производства, в значительной мере определяющая высокую затратность и неконкурентоспособность производимой продукции. Вследствие этого создаются проблемы с ее реализацией на внешних рынках. В ряде случаев она оказывается неконкурентоспособной и на внутреннем.

Поэтому становится очевидной необходимость перевести агропромышленный комплекс республики на следующий этап его развития, соответствующий условиям рыночной экономики. Необходимо сформировать систему хозяйствования, обеспечивающую наиболее полное и экономически выгодное использование почвенно-климатического потенциала республики, внутриотраслевых резервов материально-технической и энергоресурсной базы предприятий АПК для дальнейшего устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, последовательного повышения экономической эффективности агропромышленного производства.

Для решения этой задачи разработана Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001--2005 годы, одобренная главой государства. Программа ставит цели: обеспечить приоритет экономических показателей перед объемными, внедрить принципы самофинансирования и самоокупаемости, повысить экономическое благополучие субъектов хозяйствования. Сформулирован механизм достижения этих целей. Намечается создать аграрную экономику, базирующуюся преимущественно на арендной форме землепользования с использованием средств производства на коллективной и частной основе при равноправных условиях для всех субъектов хозяйствования. Предусмотрено развитие всех форм правоотношений собственности, определенных Гражданским кодексом. При этом определяющая роль принадлежит крупному производству, преимущество которого доказано мировой практикой. Механизм приватизации средств производства и имущества будет реализован через деление на доли и наделение земельными паями. Намечается интеграция субъектов хозяйствования единой продуктовой цепи на принципах вертикального и горизонтального кооперирования. Будет реализован комплекс мер по повышению эффективности использования природных и материальных ресурсов на основе технического и технологического переоснащения производства.

В рамках указанной Программы намечены и уже осуществляются меры по совершенствованию внутрихозяйственных отношений в колхозах и совхозах. Безусловно, как коллективная форма хозяйствования абсолютное большинство их сохранится, трансформируясь в структуры рыночного типа: агрофирмы, сельскохозяйственные коллективные предприятия, сельскохозяйственные коллективно-долевые предприятия, акционерные общества открытого и закрытого типа и другие. Как субъекты сырьевых зон перерабатывающих предприятий или животноводческих комплексов они войдут в состав интегрированных структур, создаваемых по продуктовому признаку с включением предприятий всей технологической цепи от производства сырья до реализации готовой продукции.

-- Известно, что один из методов привлечения инвестиций в сельское хозяйство -- вовлечение земли в рыночный оборот. У нас же ситуация такова, что иностранец землю купить может (немец Штотц, например), а белорус -- нет. Как правительство смотрит на перспективу введения частной собственности на землю?

В Беларуси отсутствует рынок сельскохозяйственных земель. Да и мировая практика свидетельствует, что вопрос о форме собственности на землю не имеет определяющего значения для эффективности ведения аграрного производства. Например, даже в США, где частная собственность на землю на основе фермерства сложилась уже исторически, широко применяется арендная форма ее использования. Аналогичная практика имеет место в европейских странах с наиболее высоким уровнем аграрного производства: Бельгии, Франции, Голландии, Дании и других. Я недавно был в Германии, беседовал с руководством Земли Бранденбург, с руководителями сельхозпредприятий. Они отмечают, что далеко не всегда резонно покупать землю. Дешевле ее арендовать, а на имеющиеся средства развивать производство. Практически отсутствуют примеры из мировой практики, где бы замена арендной формы использования земли на частную явилась основополагающим фактором существенного улучшения положения в аграрной отрасли. Сегодня наиболее активно в мире развивает свое аграрное производство Китай, в котором вся земля государственная. Вы полагаете, что наши соотечественники стоят в очередь за покупкой земли? Ничего подобного. Из 1077,8 тыс. га, находящихся ныне в личном пользовании граждан, лишь 72,5 тыс. га, или менее 7% приватизированы. Поэтому, учитывая мировую практику и менталитет белорусского крестьянства, правительство не считает необходимым на ближайшую перспективу вводить частную собственность на землю. Что касается господина Штотца, то он не купил землю, а взял в аренду сельскохозяйственное предприятие в Смолевичском районе.

-- Судя по итогам работы, 2002г. стал критическим для промышленных предприятий Минсельхозпрода -- у них сложился отрицательный уровень рентабельности -- 0,1%, при том, что в предыдущем году этот показатель был равен 4,4%. Убыточны льнообрабатывающие предприятия, маслосыродельные, молочные. О причинах догадаться не сложно -- изношенное оборудование, недоступность кредитов, усилившаяся конкуренция с российскими производителями даже на внутреннем рынке. Какой выход видит правительство из этой ситуации? Нет ли искушения решить проблему устранением конкурентной среды?

-- Согласен, перерабатывающая промышленность испытывает трудности. По причине как физической, так и технологической отсталости большинства предприятий. Следствием этого и является приведенная статистика. Одновременно отмечу, что при любом искушении устранить конкурентную среду административными мерами сегодня это сделать уже невозможно. Причины тому -- открытость границ с Россией, намечаемое создание единого экономического пространства четырех государств, а в недалекой перспективе и вступление республики в ВТО. Выход мы видим в совершенствовании организации и коренной модернизации всей перерабатывающей промышленности.

Ведем пересмотр структуры перерабатывающих предприятий, приведение ее в соответствие с сырьевыми ресурсами, реальной емкостью внутреннего и зарубежных рынков. Лишние звенья ликвидируются, часть молокозаводов, мясокомбинатов и комбикормовых заводов будет перепрофилирована на другие виды производства.

Важное значение придаем устойчивому обеспечению перерабатывающей промышленности сырьем через формирование сырьевых зон.

Для технического и технологического переоснащения отрасли разработана и в сентябре прошлого года утверждена правительством Программа развития перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса на 2003--2004 годы, охватывающая мясо-молочную, масложировую, сахарную, картофелеи льноперерабатывающую промышленности, а также все отрасли перерабатывающей промышленности Белпотребсоюза.

Она предусматривает концентрацию финансовых и материальных средств на приоритетных направлениях развития перерабатывающей промышленности с целью формирования ресурсов конкурентоспособных продовольственных товаров в ассортименте и объемах, достаточных для удовлетворения спроса на внутреннем рынке, достижения продовольственной безопасности страны на основе собственного производства и стабильного наращивания экспортного потенциала. Программа подкреплена финансовыми ресурсами. На ее выполнение в 2003г. планируется направить из республиканского бюджета и местных источников почти 230 млрд. руб., в 2004-м -- 493 млрд. руб.

В первую очередь будет осуществлена коренная модернизация крупных перерабатывающих предприятий с целью резкого увеличения их производственной мощности и углубления переработки. Здесь намечено сконцентрировать основное количество производимых в республике сырьевых ресурсов, перейти на конкурентоспособный ассортимент продукции, обеспечить ей европейский уровень упаковки.

На основе модернизации планируется уже в нынешнем году полностью выйти на самообеспечение республики сахаром из собственного сырья. Уверен, что эту задачу мы решим. Уже сформированы сырьевые зоны заводов. Завезено необходимое количество семян. Обеспечена полная потребность посевов сахарной свеклы в минеральных удобрениях. Завершается создание при всех сахарных заводах специализированных механизированных отрядов по возделыванию свеклы. В целом на программу полного обеспечения собственным сырьем сахаропроизводящих заводов выделено 37 млрд. руб.

Мы рассчитываем, что в результате реализации упомянутой Программы в 1,5--2 раза возрастет загрузка предприятий перерабатывающей промышленности, на 30--35% будут сокращены удельные затраты в отрасли. Полагаем, что это наряду с совершенствованием ассортимента и повышением качества производимой продукции обеспечит ей конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

-- Без преувеличения можно сказать, что самая обсуждаемая проблема АПК -- долги отрасли. Село должно за энергоносители порядка 300 млн.USD, по платежам в бюджет -- около 200 млн.USD. Свыше 350 млн.USD -- банкам по кредитам и договорам лизинга. Их регулярно реструктурируют, но затем они опять нарастают, как снежный ком. Есть ли экономически проработанная вероятность их возврата? Какие чудодейственные меры намерено предпринять правительство, чтобы к 2006 г. ныне убыточные предприятия смогли вернуть такие большие суммы?

-- Действительно, проблема долгов АПК уже застаревшая. Как я отмечал выше, возникла она еще в начале 90-х годов в результате большого диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. К сожалению, диспаритет имеет место и в настоящее время. Кстати, это явление присуще практически всем странам, даже самым развитым. Но он там компенсируется за счет высокого уровня государственной поддержки, который мы пока позволить себе не можем. На чудо с экономическим оздоровлением субъектов хозяйствования нам уповать не приходится. Президент и правительство страны постоянно принимают реальные меры по совершенствованию экономического механизма в АПК. Отмечу главные. В прошлом году введен новый ценовой механизм, обеспечивающий рентабельное производство сельскохозяйственной продукции при вполне реальном уровне продуктивности. Существенно снижен объем ее государственного заказа. Установлены свободные цены на продукцию, произведенную сверх заказа. С 5% до 2% снижены ставки единого сельскохозяйственного налога. С сельхозпроизводителей снята существенная статья расходов (порядка 130 млрд. руб. в год) на содержание непроизводственной сферы. Организована выдача льготных кредитов. В начале нынешнего года решен вопрос о снижении цены на дизельное топливо, реализуемое сельскохозяйственным предприятиям, обеспечено соотношение цены на молоко и оптовой отпускной цены на дизельное топливо 2:1. Ежегодно возрастает уровень государственного инвестирования. Например, в 1998г. удельный вес господдержки в валовой продукции сельского хозяйства составил 12%, в 2000-м -- 25,1%, в прошлом году -- около 32%. В прошлом году в АПК республики привлечено 33,2 млн. USD иностранных инвестиций, преимущественно в форме кредитов. На нынешний год намечается привлечь 40 млн. USD в качестве иностранных инвестиций для реализации 29 проектов в различных отраслях аграрного сектора. Полагаю, что в перспективе по мере интернационализации аграрного производства, особенно со вступлением Беларуси в ВТО, внешняя инвестиционная деятельность АПК республики будет расширяться.

Следовательно, можно говорить о том, что создана реальная база для зарабатывания денег и выхода на этой основе субъектов хозяйствования на самоокупаемость и самофинансирование. Собственно, в полной мере реализован важнейший принцип мировой рыночной экономики: производи все, что выгодно, продавай на любых рынках по любой цене, пользуясь при этом преференциями государства.

Полагаю, что эти меры наряду с наращиванием производства востребованной на внутреннем и зарубежных рынках конкурентоспособной продукции позволят существенно укрепить аграрную экономику и тем самым решить все проблемы задолженностей.

-- Как и вся белорусская продукция, сельскохозяйственная не выдерживает конкуренции с импортной. Прилавки магазинов пестрят молочной и мясной продукцией россиян, которая отнюдь не дороже отечественной и выглядит привлекательнее. Хотя отрасли и удалось в прошлом году снизить себестоимость на 9,3%, этого явно недостаточно для победы в конкурентной борьбе. Скажите, пожалуйста, за счет чего произошло снижение, ведь промышленникам не удалось взять и такой барьер, и какой реальный резерв ее снижения еще существует?

-- Хотел бы возразить против вашего утверждения, что прилавки магазинов Беларуси пестрят молочной и мясной продукцией россиян. Такая видимость создается, вероятно, из-за более пестрой упаковки импортной продукции. Фактически белорусы питаются своим национальным продуктом. 98,5% реализованной в прошлом году в республике мясо-молочной продукции -- собственного производства.

Аграрное производство Беларуси многопрофильно. Наша продукция добротная, мы не злоупотребляем различными биостимуляторами. К счастью, у наших животных нет тех страшных инфекционных заболеваний, которые оказались губительными во многих регионах мира. Следовательно, изначально по качественным показателям, продукция белорусских товаропроизводителей в ее широком ассортименте конкурентоспособна. Но ее нужно удешевлять.

Очевидно, вы знаете, что глава государства поставил задачу снизить удельные затраты в сельском хозяйстве на 30%. Результаты ее выполнения в прошлом году вы назвали. Достичь их удалось за счет повышения продуктивности растениеводства и животноводства, о чем уже упоминалось в нашем разговоре. Существенный эффект в животноводстве мы имеем от реализуемых мероприятий по реконструкции животноводческих комплексов и птицефабрик. Приведу два примера. На свинокомплексе РУП "Заря" Мозырского района за счет реконструкции помещений и внедрения энергосберегающих технологий более чем на 30% сокращены затраты энергоресурсов, а рентабельность составила 40%. На основе реконструкции помещений и модернизации системы кормления с установкой автоматизированного оборудования свинопоголовья на комплексе "Западный" Брестского района на 25% снижены затраты на тепло и электроэнергию. В среднем за прошлый год среднесуточный привес откормочного поголовья свиней здесь превысил 570 граммов при удельном расходе кормов 4,1 кормовой единицы. Это лучший европейский уровень работы. В текущем году намечено технически переоснастить по новейшим технологиям 20 животноводческих комплексов по производству свинины и говядины и 20 птицефабрик. На эти цели изыскано 19 млрд.руб.

Вся практическая работа сельхозпредприятий ныне направлена на снижение затратности. В рыночной экономике по-другому работать нельзя. Отмечу основные позиции в этом плане. Дальнейшее углубление специализации сельскохозяйственного производства -- это размещение производства продукции по наиболее экономически выгодным регионам; формирование сырьевых зон для полного обеспечения животноводческих комплексов и перерабатывающих предприятий; интеграция субъектов хозяйствования АПК на принципах горизонтальной и вертикальной кооперации с созданием продуктовых союзов и аграрных финансово-промышленных групп; модернизация перерабатывающей промышленности в рамках принятой правительством целевой программы; совершенствование управления агропромышленным комплексом; дальнейшее техническое и технологическое совершенствование отрасли.

-- Статистика утверждает, что убыточных сельхозпредприятий стало на 230 единиц (14%) меньше. Скажите, Александр Андреевич, что произошло с этими хозяйствами? Какие положительные примеры реформирования вы можете привести?

-- Я уже отмечал, что по итогам прошлого года несколько улучшились экономические показатели работы агропромышленного комплекса республики. Так, на 5,2% снижена убыточность сельскохозяйственного производства, а сумма убытков сократилась на 28%. И как результат -- на 14% уменьшено количество убыточных хозяйств. Вместе с тем проблема реформирования тех из них, которые ныне не способны самостоятельно обеспечить эффективную производственную деятельность, в республике актуальна. С учетом многообразия условий хозяйствования здесь используются 10 предусмотренных Программой совершенствования АПК моделей. Часто практикуется присоединение этой категории хозяйств к экономически крепкому колхозу или другой сельскохозяйственной организации, а также к промышленным, перерабатывающим и обслуживающим организациям. В ряде случаев это дает положительные результаты. Например, совхоз-комбинат "Сож" Гомельского района присоединил к себе в 2000г. хозяйство с продуктивностью молочного стада 1500 кг от коровы. Уже в 2001г. на основе создания хорошей кормовой базы надои молока возросли до 4500 кг, а в 2002 -- до 6305 кг -- в 4,2 раза за два года. Нарабатывается практика передачи в установленном законодательством порядке основных и оборотных средств сельскохозяйственных организаций в аренду другому юридическому лицу для организации эффективного производства сельскохозяйственной продукции. И как крайний случай -- банкротство. Но главный путь -- повышение эффективности использования внутренних резервов самих предприятий на основе кадрового укрепления, ликвидации обезлички материальных ценностей, внедрения механизмов хозрасчета, технического и технологического переоснащения, используя собственные средства, кредитные ресурсы и помощь государства.

Существующие законодательные акты по реформированию сельскохозяйственных предприятий в начале апреля нынешнего года дополнены Законом "О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций", принятым Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь. Он определил круг государственных органов, уполномоченных осуществлять реорганизацию убыточных сельскохозяйственных организаций, и источники финансирования необходимых для этой процедуры расходов. После утверждения Советом Республики и Президентом страны мы будем иметь нормативный акт, законодательно определяющий механизм работы с обозначенной группой хозяйств.

В завершение разговора благодарю редакцию известной в республике газеты за проявленное внимание к нашим аграрным проблемам. Желаю ее читателям доброго здоровья, всесторонних успехов, а еще уверенности, что аграрный комплекс республики уже сегодня способен достойно обеспечить белорусский стол по всем нашим национальным традициям. Думаю, что в недалекой перспективе мы выйдем на лучшие мировые стандарты обеспечения населения как по ассортименту, так и по качеству продовольствия.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by