$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Накладные — 2009: готовимся заполнять по-новому

17.04.2009

С 1 мая ныне действующие формы накладных ТТН-1 И ТН-2 заменят новые типовые формы, утвержденные постановлением Минфина от 18.12.2008 № 192 (далее — постановление № 192, см. «ЭГ» № 28 от 10.04.2009, с.17-21 Информбанка).

Правомерно у субъектов хозяйствования возникают, по крайней мере, три задачи: организовать выписку накладных по новым формам, научиться заполнять накладные в соответствии с Инструкцией по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утв. постановлением № 192 (далее — Инструкция № 192), и решить судьбу остатков старых форм.

По последнему вопросу пока официального решения нет. Но, по мнению Минфина, ажиотажа с заменой бланков накладных, как выписываемых с применением компьютера, так и заполняемых вручную, не будет. Наряду с новыми накладными можно будет использовать и имеющиеся бланки строгой отчетности товарно-транспортной накладной и товарной накладной. Для накладных, выписываемых с помощью ПЭВМ, нужно будет перестраивать программы в соответствии с формами, утв. постановлением № 192, а в накладных, заполняемых вручную, — заполнять только графы, предусмотренные постановлением № 192, и по правилам Инструкции № 192.

Представляется, что это не совсем корректно. Ведь порядок заполнения ТТН-1 и ТН-2, утв. постановлением Минфина от 14.05.2001 № 53 (далее — постановление № 53), всегда вызывал у бухгалтеров немало вопросов, часть которых так и осталась без ответа. В новых бланках и правилах их заполнения тоже не все однозначно (как будет показано ниже). А уж совмещение этих форм и инструкций без дополнительных официальных разъяснений может вызвать немало вопросов.

Тем более что пока не смягчена и административная ответственность субъектов хозяйствования за непреднамеренное нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных в связи с переходом на новую форму и правила их заполнения. Ст.23.17 КоАП по-прежнему за нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10% суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах.

Попробуем разобраться, как работать с новыми формами накладных.

В главе 1 Инструкции № 192 определено, что накладные применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями. На первый взгляд цели применения накладных не изменились.

Согласно п.2 Инструкции № 192 накладные ТТН-1 и ТН-2 являются основанием для списания товарно-материальных ценностей (далее — товары) у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Накладная ТТН-1 предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств (далее — автомобиль), расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы в порядке, установленном Законом от 14.08.2007 № 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Напомним, что в соответствии со ст.37 данного Закона заключение договора автомобильной перевозки груза осуществляется в порядке, установленном Правилами автомобильных перевозок грузов и подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа.

Накладная ТН-2 используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).

Таким образом, Инструкция № 192 отделяет назначение данных первичных учетных документов от вопросов, связанных с ценообразованием. Представляется, что при существующем государственном регулировании этой последней сферы отношений такое разделение немного преждевременно и за облегчение процесса заполнения накладных субъекты хозяйствования могут расплатиться конфликтами с органами, контролирующими цены. Ведь до сих пор соблюдение ограничений уровней оптовой и торговой надбавок, требований к предоставлению договорных, оптовых и торговых скидок можно было проконтролировать по содержанию граф 1 «Наименование продукции, товара (груза), (с указанием сорта, размера, артикула, прейскуранта, протокола согласования цены и т. д.) или номера контейнеров; страна откуда ввезен товар; наименование предприятия-изготовителя Республики Беларусь», 4 «Цена единицы продукции изготовителя (импортера) (отпускная, розничная), руб.» и 5 «Размер оптовой надбавки (наценки), торговой скидки, %», а также — строки «Цель приобретения продукции (товара)». Теперь вся нагрузка ложится на графу 11 «Примечание» накладной.

Раздел 1 накладной ТТН-1, называемый теперь «Товарный раздел», претерпел существенные изменения — сократилось количество граф, изменилось их содержание. Зато разделы II «Погрузочно-разгрузочные операции» и III «Прочие сведения (заполняются перевозчиком)» практически не изменились (кроме нумерации граф, которая является сплошной по всем разделам). Именно в них реализуется задача учета выполненной транспортной работы.

Ранее постановление № 53 отсылало к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. постановлением Минтранса от 22.09.2000 № 22 (утратили силу), только для правильного оформления отметок о времени прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки в ТТН-1 при перевозке грузов. Теперь в главе 2 указано, что заполнение накладной ТТН-1 производится с учетом Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (в ред. от 15.12.2008, далее — Правила № 970). Пункт 17 главы 2, который регламентирует заполнение разделов II и III, также отсылает к Правилам № 970. Заметим, что при отсутствии договора перевозки, который должен быть заключен в обязательном порядке между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильных перевозок (п. 7 Правил № 970), строка «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» не заполняется. Это происходит в случае, когда перевозка осуществляется автомобилем грузоотправителя или грузополучателя. Соответственно в этом случае не заполняется и раздел III.

Дело техники и вопрос формы

В отличие от постановления № 53, утвердившего две инструкции по заполнению накладных и два приложения, в постановлении № 192 содержится одна инструкция и два приложения, в которых приведены только типовые формы ТТН-1 и ТН-2. Ранее в приложениях к постановлению № 53 содержались дополнительно формы накладных «для выписки на ПЭВМ с соблюдением всех реквизитов типовой формы». Впрочем, новые накладные после 1 мая 2009 также могут выписываться на компьютере. В п.7 Инструкции № 192 разъясняется, что для выписки накладных ТТН-1 и ТН-2 с применением персонального компьютера используются бланки строгой отчетности с указанными на них при изготовлении серией и номером. Все остальные реквизиты распечатываются при условии их соответствия реквизитам типового бланка. Наряду с реквизитами, заполненными с применением персонального компьютера, могут быть реквизиты, заполненные вручную.

На сегодня существуют также специализированные формы накладных, утвержденные соответствующими министерствами, ведомствами и концернами, разработанные на основе типовых форм, утвержденных постановлением № 53. В п.1 Инструкции № 192 также говорится, что республиканские органы государственного управления, подчиненные Совмину и осуществляющие методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, могут на основе типовых форм (но уже утвержденных постановлением № 192) разработать и утвердить специализированные формы. Полагаем, что после 1 мая 2009 г. республиканские органы госуправления должны будут привести в соответствие с новыми типовыми формами специализированные формы накладных и утвердить их.

Вводимые бланки накладных ТТН-1 и ТН-2, как и их предшественники, являются бланками строгой отчетности, приобретение и уничтожение которых осуществляются в порядке, установленном Инструкцией о порядке разработки, производства, учета, хранения, реализации и уничтожения бланков первичных учетных документов, регистрируемых в государственном реестре бланков строгой отчетности, утв. постановлением Минфина, МНС и Министерства связи и информатизации от 16.04.2002 № 61/47/7.

Внутренняя потребность

Новеллой Инструкции № 192 является то, что при перемещении товаров для собственных нужд (внутреннем перемещении) наряду с накладными ТТН-1 и ТН-2 могут использоваться первичные учетные документы, составленные по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совмину и осуществляющими методологическое руководство бухучетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, в соответствии с законодательством.

Таким образом, при внутреннем перемещении товарно-материальных ценностей вместо накладных ТТН-1 или ТН-2 можно использовать иные первичные учетные документы.

В статье 1 Закона № 278-З автомобильная перевозка для собственных нужд определена как автомобильная перевозка, которая носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и выполняется ими для перемещения своих работников или грузов, принадлежащих им на праве собственности или на иных законных основаниях, транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях, при условии, что транспортными средствами управляют работники этих юридического лица или индивидуального предпринимателя либо сам индивидуальный предприниматель.

Согласно Разъяснению ВХС от 5.11.2008 № 03-29/2367 «Об автомобильной перевозке для собственных нужд» деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта в соответствии с п. 37 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), утв. Декретом от 14.07.2003 № 17, подлежит лицензированию, за исключением внутриреспубликанских перевозок для собственных нужд. При этом ВХС разъясняет, что если соблюдаются условия такой перевозки, приведенные в ее определении в ст.1 Закона № 278-З, то, например, доставка товаров продавцом покупателю силами продавца в процессе осуществления оптовой торговли и выполнения условий договора по поставке товара является автомобильной перевозкой для собственных нужд и не требует наличия у продавца лицензии на грузоперевозки.

Отметим также, что согласно п. 48 Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, утв. постановлением Минфина от 17.07.2007 № 114, отпуск материалов на склады (в кладовые) подразделений организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение. Накладная на внутреннее перемещение материалов (форма М-13п), утв. постановлением Минпрома от 29.12.2004 № 21 (в ред. от 29.12.2008), используется для оформления отпуска материалов (их отдельных групп, видов, наименований) своим подразделениям. (см. «ЭГ» № 4 от 16.01.2009 г., с.9 — 26 Информбанка).

Для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка) в другое применяется форма ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств», утв. постановлением Минфина от 8.12.2003 № 168 «Об утверждении типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкции о порядке заполнения бланков типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов». Указанная накладная выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объекта(ов) основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Теперь, если такие структурные подразделения находятся не на одной территории и основные средства необходимо перемещать с участием транспортных средств, это можно сделать, не выписывая ТТН-1, ограничившись выпиской накладной ОС-2.

Для внутреннего перемещения сахара-сырца, переработанного за смену, используется накладная на внутреннее перемещение сахара-сырца ЗПС-87, утв. постановлением Минфина от 6.02.2006 № 10 (в ред. от 10.01.2009) «Об утверждении Инструкции по ведению первичного учета в организациях сахарной промышленности Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром», форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета». В ней указываются вид и категория тары, вес одного мешка, количество мест и общий вес. Если сахар нужно переместить с помощью транспорта, можно обойтись без ТТН-1.

Для учета движения материальных ценностей между материально ответственными лицами одной организации (одного обособленного структурного подразделения юридического лица) в пределах стройки, строительного объекта, между объектами строительства согласно п.16 Инструкции о порядке применения и заполнения форм первичных учетных документов в строительстве, утв. постановлением Минстройархитектуры от 11.04.2005 № 13 (в ред. от 08.01.2009), применяется накладная на внутреннее перемещение (форма С-13). Она составляется в необходимом количестве экземпляров, но не менее двух. Накладная С-13 не применяется при передаче строительных материалов между организациями (обособленными структурными подразделениями юридического лица). Инструкцию № 13 также следовало бы привести в соответствие с постановлением № 192, поскольку согласно ст.5 Закона от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 3321-XII) республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности Минфина.

Поэтому субъектам хозяйствования также должно быть предоставлено право перемещать товарно-материальные ценностями с использованием автотранспорта внутри организации (без перехода права собственности) между объектами строительства, структурными подразделениями, материально ответственными лицами без составления ТТН-1, а лишь с составлением накладной С-13.

Широко применяется внутреннее перемещение материальных ценностей в организациях АПК. Для оформления таких операций используется ряд форм первичных учетных документов. Так, перевозка хлебопродуктов с одних складов на другие, на элеваторы, сушилки внутри одного пункта оформляется накладной на внутреннее перемещение хлебопродуктов по форме ЗПП-19, утв. постановлением Минсельхозпрода от 26.08.2004 № 64. Для оформления операций по внутреннему перемещению материальных ценностей в сельхозорганизациях могут применяться требование-накладная формы 203-АПК, утв. постановлением Минсельхозпрода от 22.11.2005 № 69, и ряд других первичных учетных документов, список которых может занять не одну страницу.

Как на практике будет реализована норма Инструкции № 192, позволяющая осуществлять внутреннее перемещение ТМЦ без составления накладных ТТН-1 или ТН-2, покажет время…

Дополнительная информация

В Инструкции № 192 узаконено право организаций самостоятельно вносить дополнительную информацию в накладные и в приложения к ним, причем в любом месте, которое можно выбрать самостоятельно. Единственное условие при этом, чтобы такая дополнительная информация не препятствовала прочтению иных записей. Заметим, что под приложениями в данном случае понимаются приложенные к стандартному бланку накладной листы с информацией по всем графам раздела I «Товарный раздел» с указанием серии и номера накладной с заполненной итоговой частью (когда перечень отпускаемых товаров не представляется возможным поместить на стандартном бланке).

Такой дополнительной информацией могут быть сведения о:

— регистрационном номере сертификата соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, сроке его действия, наименовании и адресе органа по сертификации, выдавшего сертификат;

— регистрационном номере декларации о соответствии, дате ее регистрации, наименовании и адресе юридического лица или индивидуального предпринимателя, принявших декларацию о соответствии;

— регистрационном номере удостоверения о государственной гигиенической регистрации и срока его действия, а также наименовании, адресе и телефоне юридического лица или индивидуального предпринимателя — держателя удостоверения (подпункты 1.1.1-1.1.3 постановления Минторга, Минсельхозпрода, Минздрава и Госстандарта от 7.05.2007 № 28/35/38/27 «О подтверждении безопасности и качества товаров при их реализации в розничных торговых объектах, торговых объектах общественного питания, на торговых местах на рынках»).

Исправления

По общему правилу, установленному ст.9 Закона № 3321-XII, в первичных учетных документах стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных учетных документах исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных.

В накладные согласно п.10 Инструкции № 192 также можно вносить исправления, которые производятся во всех экземплярах накладных организацией, допустившей ошибку. Исправление ошибочных записей осуществляется методами, позволяющими установить дату, основание исправления и лицо, его осуществившее, путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм, текста и надписи над зачеркнутым исправленных текста и суммы таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Одновременно лицом, осуществившим исправление, производится оговорка «Исправлено» с указанием даты, основания поправки, фамилии и инициалов лица, ее осуществившего (п.4 Инструкция о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утв. постановлением Минфина от 18.12.2008 № 196).

Реквизиты прошлые и будущие

Общие для накладных ТТН-1 и ТН-2 правила заполнения объединены в главе 1 Инструкции № 192. Кроме того, согласно п.23 главы 3 заполнение строк «УНП», «Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Основание отпуска», «Всего сумма НДС», «Всего стоимость с НДС», «Отпуск разрешил», «Сдал грузоотправитель», «по доверенности», «выданной», «Принял грузополучатель», «С товаром переданы документы» и граф 1 — 9 раздела I «Товарный раздел» накладной ТН-2 производится в порядке, установленном главой 2 Инструкции № 192.

Заполнение накладных значительно упрощено. Остановимся лишь на некоторых графах и строках.

Графа 11 «Примечание» ТТН-1 и графа 9 ТН-2 предназначены для указания необходимой организациям информации, связанной с формированием цены (ставки и суммы налога с продаж, процента торговой надбавки и иной информации) (пп.16, 23 Инструкции № 192).

Ранее в случае предоставления оптовой скидки в графе 4 ТТН-1 или ТН-2 «Цена единицы продукции изготовителя (импортера) (отпускная, розничная), руб.» указывалась прейскурантная цена, а в графе 5 «Размер оптовой надбавки (наценки), торговой скидки, %» — размер оптовой скидки.

Согласно п.19 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики 10.09.2008 № 183 (в ред. от 13.11.2008, далее — Инструкция № 183) оптовые скидки предоставляются торговым организациям, осуществляющим оптовую торговлю, в размере, определяемом по соглашению сторон. Дальнейшая поставка товаров осуществляется по отпускным ценам, утвержденным организациями-изготовителями или импортерами и помещенным в прейскурант, без взимания оптовой надбавки.

Таким образом, в случае предоставления оптовой скидки в гр. 11 ТТН-1 или гр. 9 ТН-2 целесообразно сделать ссылку на то, что товар поставляется на условиях оптовой скидки и указать прейскурантную цену, по которой должна будет осуществляться дальнейшая поставка данного товара. В гр. 4 в этом случае проставляется цена с учетом скидки.

Кроме того, согласно п.51 Инструкции № 183 при предоставлении субъектам предпринимательской деятельности скидок, а также по разовым (индивидуальным) заказам и иным сделкам цены и тарифы согласовываются с покупателями в протоколе согласования цен (тарифов), рекомендуемая форма которого приведена в приложении 3 к Инструкции № 183, и (или) договорах на поставку продукции. Поэтому никто не запрещает субъекту хозяйствования составлять протокол согласования цен в случае предоставления оптовых скидок, а также указывать необходимую информацию в договорах.

Теперь в накладных не предусмотрены графы или строки, в которых должна быть ссылка на прейскурант или протокол согласования цен. В гр.4 указывается цена товара, по которой производятся расчеты. Но вся необходимая для дальнейшего продвижения товаров информация по ценообразованию тоже должна быть доведена до покупателя. Для этого Инструкция № 192 позволяет указывать эти сведения в гр.11 ТТН-1 и гр.9 ТН-2 или в любом месте накладных в качестве дополнительной информации. Кроме того, всю необходимую информацию можно указать в протоколе согласования цен и(или) договоре поставки (купли-продажи), чтобы соблюсти все требования законодательства о ценообразовании.

Указом Президента от 19.05.1999 № 285 утвержден перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются Совмином, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству, Нацбанком, облисполкомами и Минским горисполкомом. Постановлением Совмина от 18.06.1999 № 943 (в ред. от 15.06.2005) утверждены перечни социально значимых товаров (работ, услуг) и лекарственных средств, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом. Регулирование цен выражается в установлении предельных торговых надбавок, минимальных отпускных цен и фиксированных цен.

На некоторые товары отечественного производства и импортные установлены фиксированные розничные цены.

Например, постановлением Минэкономики от 26.08.2008 № 177 (в ред. от 23.03.2009, далее — постановление № 177) утвержден прейскурант «Розничные цены на сахар-песок» согласно приложению 1 к постановлению (далее — прейскурант). Розничные цены на сахар-песок, предусмотренные в настоящем прейскуранте, распространяются на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и (или) реализацией указанной продукции на территории РБ, независимо от подчиненности и форм собственности, в т. ч. на сахар-песок иностранного производства.

Установленные в прейскуранте розничные цены на сахар-песок с НДС применяются для реализации населению. Розничные цены на сахар-песок с НДС за вычетом утвержденных в прейскуранте торговых скидок применяются при расчетах поставщиков с покупателями — юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В главе 2 указанного прейскуранта приведены размеры торговых скидок с розничных цен с НДС, которые организации-изготовители или импортеры сахара-песка предоставляют покупателям (кроме населения) независимо от количества участвующих покупателей. Причем размеры торговых скидок приводятся в зависимости от направлений поставки сахара-песка и условий франкировки.

Теперь в ТТН-1 или ТН-2 в графах 4, 5, 7, 8 при отгрузке сахара-песка юридическим лицам или ИП нужно указывать цену, стоимость и сумму НДС с учетом предоставленной торговой скидки, а в гр.11 ТТН-1 или гр.9 ТН-2 — размер предоставленной торговой скидки и примененную прейскурантную цену. При дальнейшей реализации данного сахара-песка размер прейскурантной цены не должен быть превышен.

Оправдание доверия

Согласно п.16 Инструкции № 192 в строках «по доверенности» и «выданной» ТТН-1 и ТН-2 должны указываться дата и номер доверенности и наименование организации, ее выдавшей. При получении товара непосредственно руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем в накладной ТТН-1 указываются данные удостоверения руководителя или свидетельства о государственной регистрации ИП и проставляется оттиск печати (штампа) юридического лица или индивидуального предпринимателя. Интересно, что Декрет от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» формы такого удостоверения не предусматривает. А потому с 1 мая одновременно со вступлением в силу Инструкции № 192 руководители юридических лиц (за исключением руководителей политических партий, общественных объединений, их союзов (ассоциаций), фондов) в соответствии с подп.2.1 постановления Совмина от 4.03.2009 № 275 обязаны сдать свои удостоверения руководителя коммерческой (некоммерческой) организации в регистрирующие органы.

Заполнение других граф и строк накладных, утв. постановлением № 192, по нашему мнению, не должно вызвать затруднений. Особенно, если внимательно прочитать Инструкцию.

Елена ПАНОВА, аудитор


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях