Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Найди свои "пять золотых"

Как снизить затраты компании в белорусских условиях
Как снизить затраты компании в белорусских условиях

Сколько реально зарабатывает предприятие? Кто на самом деле контролирует финансовые потоки на предприятии? Можно ли расходы сопоставить с доходами? Какова реальная прибыльность продуктов и услуг предприятия?

Чтобы получить ответы на эти и многие другие вопросы, перспективный топ-менеджер просто обязан поучаствовать в образовательной программе "Как управлять затратами компании". Этот цикл предложен учебным центром "Технологии управления" при Республиканском институте высшей школы БГУ и рассчитан на 60 часов продуктивной работы в малой группе. Шестьдесят часов лекций, семинаров, ролевых игр и креативного моделирования - тот оптимальный образовательный формат, который позволяет перейти на более высокую ступеньку менеджерского искусства и еще лучше приспособиться к белорусским условиям хозяйствования. Если, конечно, вы не планируете сворачивать свой бизнес и уходить на заслуженную пенсию.

Большой куш

Работа на том или ином национальном (читай - белорусском, российском, украинском и т.д.) рынке имеет свои особенности. Правила ведения бизнеса, конечно, универсальны, но есть и отличия, обусловленные поведением административных органов. Тем не менее, существуют практические способы оптимизации бизнеса, применимые в Беларуси. Важно правильно сформулировать тактические и стратегические цели собственного бизнеса. Алексей КУШНЕР, руководитель образовательной программы "Как управлять затратами компании" прямо заявляет, что "главная проблема многих предприятий заключается в неумении четко формулировать свои финансовые приоритеты и правильно регулировать соотношения расходов/доходов. Ведь чтобы повысить прибыльность компании, руководитель должен узнать, какую прибыль приносит каждый клиент, каждая сделка".

Оказывается, что есть практические методики, позволяющие даже в наших непростых условиях увеличивать прибыльность своего бизнеса. Сокращение тех же издержек на персонал, налоги или сопровождение бизнеса - только одна из методик. И причем далеко не самая важная. По мнению "тренеров" учебного центра, куда важнее найти скрытые резервы на предприятии и активизировать их, а также обеспечить адекватное предварительное планирование, чтобы увидеть все ручейки необязательных расходов. 

В Беларуси чрезмерные расходы своих предприятий топ-менеджеры пытаются компенсировать близостью с рядом отраслевых чиновников, а также лоббированием протекционистских мер на разном уровне. На самом деле такой подход существенно: увеличивает расходы компании. Предприятие становится слишком  зависимым от внешних факторов и гораздо менее управляемым.

Что делать?

Активная практика в рыночных условиях очень часто ставит перед нами заковыристые проблемы. Скажем, что делать, если прибыль стремится к нулю, отраслевой рынок перенасыщен однотипной продукцией, а стимуляция собственного персонала не дает никаких результатов? Общепринятых решений не так-то и много. Можно вовсе закрыть свой старый бизнес. А можно попытаться  изменить бизнес-профиль своей хозяйственной деятельности. В крайнем случае, можно некоторое время подемпинговать и посмотреть, как поведут себя в новой ситуации конкуренты. Однако, как полагает Алексей Кушнер: "Нелепо отказываться от традиционного рынка или превращаться в аутсайдера только по причине непонятного вам роста издержек и расходов.  Важно правильно оценивать свой потенциал. И, прежде всего, необходимо четко обозначить приоритет: вы за снижение цены или за снижение издержек"? Очевидно, что механическое снижение цены на продукцию с целью удержаться на плаву - это первый шаг к тотальному краху. Это означает, что топ-менеджер слабо контролирует ситуацию, а потому путем заимствований или сугубо административными методами пытается удержаться на плаву. И ведь ему невдомек, что внутренние финансовые резервы компании вообще не задействованы.

Обучение в рамках 60-часовой программы "Как управлять затратами компании" позволит топ-менеджеру найти в последующем решение фундаментальных проблем ведения собственного бизнеса. И что же слушатель получает на выходе? Во-первых, устойчивость любого бизнеса неизмеримо возрастает в том случае, если руководитель осуществляет полноценное предварительное планирование расходов. Только в этом случае он будет точно знать, сколько денег расходуется по всем направлениям деятельности предприятия. И если расходы начнут внепланово возрастать, значит, утечка происходит внутри компании. Во-вторых, удачливому руководителю наверняка очень поможет оценка реальных затрат на ведение бизнеса. Сразу станет ясно, от каких расходов можно отказаться без ущерба для основного бизнес-профиля. Оценка затрат - это математический инструмент, позволяющий высчитать текущую стоимость своего бизнеса в каждый конкретный момент времени. По мнению Алексея Кушнера, "не зная реальных затрат, нельзя говорить об эффективности бизнеса. Ведь и в самой компании и во внешней вреде всегда найдутся люди, желающие немотивированно увеличить издержки на ведение бизнеса. От этого может зависеть их дополнительный доход. Вопрос в том, нужно ли владельцу компании подобное расточительство?" Третья проблема, решаемая в рамках цикла, звучит так: как адекватно оценить прибыльность собственных продуктов и услуг. Это серьезная аналитическая работа, также имеющая практический алгоритм решения, и которая позволяет отделить зерна от плевел. Ведь среди всего перечня "фирменных блюд" предприятия всегда есть продукты и услуги, отличающиеся высокой прибыльностью, а есть такие, которые приносят только убытки. Но в общей структуре доходов очень сложно вычленить детальные данные. Сложно, но можно. Как именно?

Четвертая "программная" проблема: как проанализировать эффективность работы подразделений предприятия? Известно, что чем крупнее бизнес, тем длиннее его "технологическая цепочка". Подразделения зачастую множатся, словно грибы после дождя, а на поверку оказывается, что общая эффективность бизнеса стремительно падает. На предприятии появляется огромное количество узких специалистов - рекрутментов, маркетологов, PR-менеджеров - а профильный продукт или услуга резко теряет свои конкурентные качества. Затем снижается сегмент рынка, сокращается объем продаваемых товаров, ухудшается качество товаров, развивается мощный внутриорганизационный кризис.  Можно ли этого избежать? Наконец пятый - и самый практичный - результат нашего обучения: вместе строим оптимальную модель управления затратами.

В сухом остатке

Кстати, программа имеет и более сухое название "Методы анализа и управления затратами компании". И впрямь, применение новых технологий позволяет не только снизить затраты компании, но также выявить внутренние резервы повышения эффективности бизнеса и даже обеспечить регулярный контроль затрат. 

В любом бизнесе главное -   это получение прибыли. Казалось бы, чего проще - увеличивай ассортимент, разворачивай сеть продаж, выходи на смежные рынки и прибыль неизменно увеличится. На практике, особенно у нас в республике, все может получиться иначе. Чем обширнее твой бизнес, тем меньшие прибыли ты получаешь на выходе. Это, конечно, не значит, что в наших условиях успешно могут развиваться только мелкие предприятия и производства. Скорее, это прямое свидетельство неумелого управления собственными денежными потоками. Но этот недостаток легко корректируется нашими "тренерами". Руководитель цикла Алексей Кушнер полагает, что за 60 часов "собственника можно научить тому, как "выжать" из бизнеса еще 30% прибыли, менеджера - где найти внутренние или внешние резервы роста прибыльности, а вот если ты хочешь, чтобы у тебя не стало прибыли, ничего не меняй в своем деле". После чего Алексей неизменно добавляет: "Надо знать все о деньгах своей компании":
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений