$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнения

НАГРУЗКА, НАГРУЗКА,©

14.03.2014

сколько у нас денег осталось?

В министерствах и бизнес-союзах уже думают над тем, что изменить в налоговом законодательстве в следующем году, чтобы сделать его лучше и проще. Предприниматели в ожидании изменений законодательства традиционно надеются на снижение налогового бремени, а власти — на увеличение поступлений в бюджет. Экономике страны нужно и то, и другое, если удастся подобрать нужную пропорцию — так, чтобы улучшалась не только налоговая нагрузка, но и финансовое положение субъектов хозяйствования.

На макроэкономическом уровне налоговая нагрузка определяется как отношение общей суммы налоговых доходов к объему внутреннего валового продукта. С этой точки зрения все почти хорошо: МНС сообщает о снижении налоговой нагрузки с 36,1% в 2008 г. до 26,2% в 2013-м (без учета взносов в ФСЗН), а в текущем году, исходя из параметров Закона «О республиканском бюджете на 2014 год», налоговые доходы должны составить 26,1% ВВП. Но налогоплательщиков больше интересует не доля, которую займут изъятые у них деньги в макроэкономическом кошельке, а сколько останется в их собственном. Мировой опыт свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30–40% от дохода, чтобы мысль о минимизации не становилась навязчивой.

МЕТОДЫ определения налоговой нагрузки на микроэкономическом уровне различаются по структуре налогов, включаемых в расчет, и базе сравнения. Чаще всего берется отношение суммы начисленных налоговых платежей в организации к объему выручки или прибыли. Такой подход применяется и государством. В соответствии с Указом от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных субъектом хозяйствования налогов, сборов и его доходов от реализации, т.е. выручки. Этот показатель служит одним из критериев отнесения предприятий к средней группе риска, определяющего периодичность проверок, в случаях, когда налоговая нагрузка в календарном году ниже среднего уровня в соответствующей отрасли экономики (по виду экономической деятельности), сложившегося по налоговому органу, на учете в котором состоит проверяемый субъект, с учетом применяемой системы налогообложения или если она снижается у проверяемого субъекта в календарном году больше, чем в предыдущем или чем у аналогичных предприятий, в отрасли или регионе. Таким образом, успехи в минимизации налогов не останутся без оценки контролирующих органов — и повезет, если они сочтут их законными.

Согласно исследованию Всемирного банка Doing Business общая налоговая ставка в Беларуси составила в прошлом году 54% к чистой прибыли, что выше, чем в странах ОЭСР (38,7%), России (50,7%) и Казахстане (28,6%). В основном это обусловлено высокими налогами на зарплату (включая ФСЗН): у нас они составляют 39%, тогда как в РФ — 36,7%, Казахстане — 11,2%, а странах ОЭСР — 22,6%. Однако вряд ли корректно сравнивать налоговую нагрузку у нас и в развитых странах, поскольку там значительно выше доход на душу населения и социальная защищенность, уровень защиты прав бизнеса и частной собственности. Так что сравнивая показатели налогового бремени, стоит делать поправку на уровень качества услуг со стороны государства.

Кроме того, традиционные методики характеризуют только налогоемкость ВВП или продукции (работ или услуг), но не дают реальной картины налогового бремени налогоплательщиков, не позволяют определить влияние структуры, количества и механизма взимания налогов, отраслевых и иных особенностей. Так, в Doing Business рассматривается налоговая нагрузка столичного малого предприятия с общим режимом налогообложения. Но у компаний, применяющих «упрощенку» (а это в Беларуси более 1/3 юрлиц), налоговая нагрузка существенно ниже, а у производителей подакцизной продукции — обычно выше «среднерейтингового» уровня.

ДЛЯ организации важное значение имеет наличие реальных финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Поэтому особый интерес представляет определение налоговой нагрузки по коэффициенту денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных в отчетном периоде налоговых платежей к реально полученным организацией денежным средствам за вычетом заемных ресурсов, привлеченных в этом периоде. Еще более сложная методика предполагает расчет налоговой нагрузки как отношение всех налогов к сумме источников их уплаты. При этом в сумму налоговых платежей включаются все уплачиваемые налоги, в т.ч. те, в отношении которых компания является налоговым агентом. Это позволяет определить долю налогов в выручке, прибыли, а также долю зарплаты, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Таким образом, налоговая нагрузка рассматривается как функция типа производства, изменяющаяся в зависимости от материалоемкости, трудоемкости (расходы на оплату труда) и фондоемкости (амортизация) и определяемая как доля добавленной стоимости, изымаемая государством.

Если использовать такие методики, можно оценить, как влияет фискальная политика на обеспеченность оборотными средствами и платежеспособность предприятий. При этом определяющую роль играют иногда не ставки налогов, а незаметные на первый взгляд изменения в правилах налогообложения.

ТАК, в прошлом году был принят единый способ признания выручки для целей исчисления НДС, акцизов и налога на прибыль — методом начисления, как бы в целях сближения бухгалтерского и налогового учета. При этом, ссылаясь на международные стандарты и заботу об удобстве бухгалтеров, почему-то не учли, что принцип начисления сочетается в МСФО с целым рядом других принципов, в частности, осмотрительности, предписывающим признавать доходы при наличии твердой уверенности в том, что они будут получены, а расходы при наличии достаточных оснований будут понесены. В ст. 3 отечественного Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» принцип осмотрительности существенно смягчен — он лишь означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов — занижена. Одним из положений такого подхода является норма п. 17 Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102, согласно которой выручка в бухучете признается, если покупателю переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на продукцию, товары; сумма выручки может быть определена, организацией предполагается получение экономических выгод в результате совершения хозяйственной операции, а расходы, которые произведены или будут произведены при ее совершении, могут быть определены. Эти формулировки в целом повторяют нормы п. 14 IAS 18 «Выручка», за исключением нескольких нюансов. В МСФО выручка должна признаваться, если:

– предприятие передало покупателю значительные риски и вознаграждения, связанные с правом собственности на товары;

– предприятие больше не участвует в управлении в той степени, которая обычно ассоциируется с правом собственности, и не контролирует проданные товары;

– сумма выручки может быть надежно измерена;

существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные с операцией, поступят на предприятие;

– понесенные или ожидаемые затраты, связанные с операцией, можно надежно измерить.

Но «твердость», «надежность», «значительность» и «вероятность» — субъективные оценки, зависящие от профессионального суждения бухгалтера. Для целей налогообложения нужны более четкие критерии и минимизация личностного фактора. Поэтому в Налоговом кодексе метод начисления превратился исключительно в метод «по отгрузке», довольно далекий от принципов и критериев бухучета. В результате предприятиям приходится платить налоги по факту отгрузки, невзирая на то, что денег они еще не получили.

ЕСЛИ выручка рассчитывается по методу начисления, а образовавшаяся дебиторская задолженность имеет длительные сроки погашения, то денежные средства, фактически поступившие от реализации продукции в текущем периоде, как правило, значительно меньше суммы, которая была бы получена, если бы дебиторы платили своевременно или можно было бы не предоставлять им отсрочку. Но такая роскошь доступна немногим. Чтобы компенсировать «кассовый разрыв», приходится брать кредиты или накапливать адекватную кредиторскую задолженность, наращивая цепь неплатежей. Для предприятий с повышенной налоговой нагрузкой это уже стало существенной проблемой. Примером тому может служить Указ от 21.01.2014 № 42 «Об особенностях деятельности организаций, производящих алкогольную продукцию», разрешивший производителям алкоголя по-старому выбирать один из методов признания выручки — «по оплате» или «по отгрузке». Некоторые другие предприятия выручает помощь государства. Но как быть остальным? Между тем немалой части убытков и бюджетных расходов можно было бы избежать, если бы предприятия не теряли деньги на кредитование государства авансовой уплатой налогов.

В текущем году налоговая нагрузка «по денежному потоку» усугубляется переходом к ежеквартальному начислению налога на прибыль и практически тотальным применением метода начисления в отношении внереализационных доходов. В частности, в их состав согласно подп. 3.6 п. 3 ст. 127 НК включаются суммы неустоек (штрафов, пеней) и суммы возмещения убытков за нарушение договорных обязательств, причитающиеся к получению, а не полученные, как ранее. Таким образом, выиграв иск, кредитор тут же обязан начислить налог на прибыль, который должен перечислить в сроки, установленные п. 5 ст. 143 НК, даже если должник неплатежеспособен и не заплатит присужденные судом суммы ни до даты уплаты налогов, ни вообще когда-либо. Неудивительно, что иные компании не обращаются с исками в суды, чтобы не оказаться наказанными рублем государством за грехи своих должников.

Одним из ключевых принципов налоговой теории является экономическая обоснованность налогов. Это достаточно широкое понятие, которое сводится к вполне бытовой мудрости: не надо стричь то, что еще не выросло...

Леонид ФРИДКИН


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях