$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НАДО ЗАРАБАТЫВАТЬ И ЭКОНОМИТЬ

27.04.2007

Во вторник Президент выступил в парламенте с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь: «Независимая Беларусь — наш достойный и надежный дом».

Эксперты, анализируя выступление, в первую очередь отмечают, что неожиданных поворотов в белорусской политике не предвидится. Отчасти Президент повторил многое из того, что присутствовало и в предыдущих обращениях к парламенту и белорусскому народу. Так, вновь прозвучал тезис о том, что «обвальной, бездумной» приватизации в Беларуси не будет. Для ее характеристики также использованы прилагательные «точечная, открытая и честная». «Я всегда был противником приватизации ради приватизации», — напомнил Александр Лукашенко.

По его словам, вопрос не в том, кто является собственником, главное — эффективно ли он управляет и распоряжается своей собственностью. Рачительный хозяин никогда не станет избавляться от того, что приносит прибыль, подчеркнул А. Лукашенко. Именно с таких позиций принимаются решения о приватизации любого объекта. Продавать такие стабильно и прибыльно работающие предприятия, как «Беларуськалий» или БМЗ, в модернизацию которых государство вложило значительные средства, пока не планируется. Хотя в отношении их поступает много предложений от зарубежных инвесторов.

Другое дело, когда государство не в состоянии «поднять» предприятие или это невыгодно. Но люди в трудовых коллективах должны быть уверены, что при смене собственника они не потеряют работу. В качестве примера был назван стеклозавод «Елизово», где частник, как и обещал, создал суперсовременное производство.

Президент также отметил, что, модернизируя предприятия, государство существенно подняло их в цене. Но тут же предупредил: никакой «чиновничьей, президентской, депутатской приватизации и семейной тоже» не будет.

ОДНАКО провозглашены и новые задачи. Так, с нынешнего года кардинально меняется государственная политика в отношении субсидирования экономики. Правительство зачастую «бессистемно и безответственно» подходит к обеспечению выполнения предприятиями условий оказания госпомощи. В прошлом году эти условия не выполнили 36% получивших ее. А всего преференции были предоставлены более чем 3 тыс. организаций на общую сумму свыше 1 млрд. USD.

«С таким иждивенчеством пора заканчивать», — подчеркнул А. Лукашенко. Государство собирается поддерживать «только наукоемкие, новейшие технологии, которые будут приходить в страну».

Комитету государственного контроля поручено внести предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в неэффективном использовании господдержки.

Актуальной задачей А. Лукашенко назвал финансовое оздоровление реального сектора экономики. В условиях обострения борьбы за энергетические ресурсы и рынки сбыта продукции особое значение приобретает повышение конкурентоспособности белорусских товаров. А здесь далеко не все благополучно. С начала этого года снизилась рентабельность продукции в промышленности и сельском хозяйстве. Около 80% организаций в стране имеют уровень рентабельности менее 20%, сообщил Президент.

Тема экономии и бережливости в ходе выступления затрагивалась неоднократно. Хотя, например, о том, что аграрному сектору не стоит особо рассчитывать на средства из бюджета и льготы, в последнее время говорилось не раз, но в Послании четко прозвучало: подход к оценке работы сельхозпредприятий принципиально изменится. Голый рост объемов производства не нужен, продукция должна быть прибыльной без дотаций государства. Глава государства акцентировал внимание на необходимости внедрения в АПК мирового опыта, новых эффективных технологий, инноваций.

Президент также напомнил, что Западная Европа живет богато потому, что умеет экономить. Поставлена задача максимально приблизиться к развитым странам по уровню энергоемкости ВВП. В Беларуси этот показатель пока что в два-три раза выше. В 2007 г. необходимо обеспечить снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 6-7%, к 2010 г. — на 31% от уровня 2005 г. и т. д.

Важное направление обеспечения энергетической безопасности Беларуси — более широкое использование местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Следует довести долю местных видов топлива до 25-30%.

Сейчас правительство осуществляет подготовку проекта закона о нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии, и парламенту надо подключиться к его разработке уже на ранней стадии, считает Президент.

В связи с необходимостью экономить нефтепереработчикам предложено самостоятельно искать средства для компенсации повышения входной пошлины для нефтепереработки. Деньги из бюджета должны идти на социальные нужды.

БЫЛА затронута еще одна чрезвычайно актуальная проблема — взаимоотношения бизнеса и власти. Следует учитывать необходимость всемерной поддержки частной инициативы и предпринимательства, отметил Президент. Также было сказано: уже сегодня можно ставить вопрос о том, чтобы отказаться от разрешительного принципа госрегистрации субъектов хозяйствования и перейти на заявительный. Президент признал, что процедура госрегистрации субъектов хозяйствования является достаточно дорогостоящей и сложной. По его словам, чиновники нашли лазейки, как сохранить административное влияние на предпринимателей, и сегодня вместо отмененных видов лицензий требуют получения множества разрешений, которые в скрытой форме являются все теми же лицензиями. Так, для открытия придорожного кафе надо преодолеть 42 разрешительные процедуры.

Президент поручил правительству до конца года разобраться с этим вопросом. Реальностью в работе с предпринимателями должен стать принцип «одного окна». Планируется также ужесточить наказание за неуплату налогов.

Еще одно поручение правительству также касается весьма актуальной проблемы — решить вопрос об упрощенном и безболезненном преобразовании предпринимателей в малые формы бизнеса. С одной стороны, государство не заинтересовано в повальном переводе всех ИП в «большие» юридические лица, с другой — следует «стремиться к тому, чтобы у нас были цивилизованные формы предпринимательства». Индивидуальный предприниматель — это тот, кто работает один или со своей семьей, все остальные «должны преобразоваться в иные формы малого предпринимательства». При этом Президент пообещал, что и тех, и других государство будет поддерживать, понимая, что они не могут конкурировать с крупными юридическими лицами. А.Лукашенко также напомнил, что законодательство в этой сфере «не должно меняться каждые полгода».

Одновременно Президент заявил, что власти не будут идти на поводу у тех индивидуальных предпринимателей, «которые пугают, что выйдут на площадь».

Глава государства также высказался за отмену требования указывать в уставе создаваемого предприятия исчерпывающий перечень видов деятельности.

В ПАРЛАМЕНТЕ с 2003 г. находится проект закона о государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан, напомнил А.Лукашенко. Он считает, что пришло время пересмотреть существующую систему льгот, которая «большинству людей погоды не делает, а в итоге распыляются огромные бюджетные средства». Поскольку государство сегодня не в состоянии поддержать всех, то социальная помощь должна быть адресной и индивидуальной. Так, в безусловной защите нуждаются инвалиды, одинокие старики, дети-сироты.

Прозвучала уверенность, что «если людям правильно объяснить, а не нагнетать страсти, они это поймут, ведь высвобождаемые средства будут целевым назначением направлены на реализацию госпрограмм по охране материнства и детства, чернобыльских программ».

Обращаясь к парламентариям, А.Лукашенко напомнил о необходимости при принятии законов обеспечивать «оптимальный баланс государственных и общественных интересов» и стремиться к стабильности законодательства. Законы должны быть актами прямого действия, соответствовать ожиданиям нашего общества, быть понятными и доступными для каждого. При этом Президент выразил пожелание, чтобы любой законопроект, «даже самый сложный», не находился в парламенте больше одного года.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях