$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Надо меньше пить

28.08.2009

Уменьшение квот на производство водки, ликеро-водочных изделий и плодовых вин на 2009 г., предусмотренное постановлением Совмина от 18.08.2009 № 1076, не вызовет, по мнению экспертов, каких-либо значимых изменений на рынке. После корректировки на — 0,6% квота на водку и ликеро-водочные изделия превышает прошлогоднюю на 6%, а по плодовым и виноградным винам она остается выше теоретически возможных объемов производства.

С 2004 по 2008 гг. производство водки в республике увеличилось в два раза с 7,3 до 14,4 млн. дал. Стабильные темпы роста производители водки и ликеро-водочных изделий показывают и в этом году. Определенные успехи стоит также отметить в поставках за рубеж, за январь-май предприятия концерна «Белгоспищепром» увеличили экспорт водки и ликеро-водочных изделий на четверть, хотя доля этой продукции в структуре общего экспорта концерна составляет лишь 1,3%, уступая не только сахару (54,4%), кондитерским изделиям (8,7%), рапсовому маслу (4,5%), но даже пиву (1,7%), отгрузку которого за рубеж усложняют ограниченные сроки реализации и трудности рекламы и брендирования.

Сами же предприятия, как показал опрос «ЭГ», заявляют о растущей конкуренции среди производителей. На сужение рынка и, как следствие, на необходимость наращивать экспорт обратил внимание гендиректор Малиновщизненского спиртоводочного завода «Аквадив» Олег Римашевский. Показывая пример другим, предприятие наладило поставки в Армению, Азербайджан, Литву, Латвию, Эстонию. Поставлена задача усовершенствовать маркетинговую стратегию и технологии производства. Последнее должно помочь уменьшить себестоимость продукции, а также до минимума снизить содержание вредных примесей.

Такая динамика создает благоприятные условия для развития и модернизации производства. Однако этот тренд, с точки зрения проблемы алкоголизации населения, не радует.

Впрочем, по мнению О.Римашевского, рост продаж крепких напитков на внутреннем рынке не является однозначным показателем усиления алкоголизации населения. Ведь самогоноварение издавна широко распространено в народе и подсчитать объемы потребления кустарного спирта и во времена СССР, и теперь едва ли реально. Увеличение выпуска и реализации водки и ликеро-водочных изделий, наблюдавшееся в последние годы, можно рассматривать как замещение теневого оборота алкоголя. Население все меньше доверяет «народным умельцам», а больше розничной сети, ведь продукция, произведенная предприятиями в соответствии с жесткими стандартами, намного безопасней самогона.

А вот рынок вин с начала года несколько сократился и дополнительное уменьшение общей квоты на производство вин в 2009 г. примерно на 1 млн. дал, как то предусматривает постановление № 1076, до 28 млн. дал, сохраняет существенное пространство для роста, которое, впрочем, вряд ли будет использовано. Так, с учетом поправок в 2009 г. разрешено произвести 3,64 млн. дал виноградного вина, при том что в прошлом году его в республике было выпущено около 2,4 млн. дал. По плодовым винам разрешенный объем — 23 млн. дал, освоенный в 2008 г. — 20,7 млн., а ожидаемый на 2009 г. — около 19 млн. дал.

Куда больше беспокоят виноделов не квоты, а нестабильность национальной валюты и спроса. К примеру, финансовые результаты производителей виноградных вин, закупающих виноматериалы за рубежом, подрывает девальвация. «Курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам с начала года упал почти на 30%, в то время как мы повысили цену на свою продукцию примерно на 7%», — сетует директор Минского завода виноградных вин Андрей Хилькевич. Впрочем, из нынешней сложной ситуации тоже можно извлечь бонусы. Сдержанная ценовая политика помогает предприятию укрепить свои позиции на рынке: на фоне общего снижения по отрасли, объем продаж завода сохраняется на уровне прошлогоднего, а следовательно, доля по отношению к общему производству виноградных вин в стране растет, уже сейчас составляя около 30%.

В непростом экономическом положении оказались производители плодовых вин. Отчасти это вызвано ежегодным 10-процентным сокращением производства ординарных крепленых вин, как того требует Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, утв. постановлением Совмина от 27.04.2006 № 556. Пока не спасает винозаводы и то, что у них есть возможность компенсировать падение по данной категории продукции ростом выпуска крепленых марочных вин улучшенного качества, на которые не распространяются жесткие ограничения. На ряде предприятий в этом году уже не надеются выполнить плановые показатели. К примеру, на Слонимском винодельческом заводе при доведенном на 2009 г. темпе роста производства продукции 110% за 7 месяцев вышли на 105%, хотя выпуск плодовых крепленых вин улучшенного качества увеличили в 4 раза. Сложной считает экономическую ситуацию и директор Пинского винодельческого завода Сергей Табунов, а потому существенного роста не прогнозирует.

В то же время виноделы мало обращают внимания на производство фруктово-ягодных натуральных вин без добавления спирта, которые наиболее безопасны для здоровья населения. Доля такой продукции в общем объеме выпуска вин ничтожно мала. Наличие стандарта СТБ 1694-2006 «Вина фруктово-ягодные натуральные и виноматериалы фруктово-ягодные натуральные обработанные. Общие технические условия» и нулевая ставка акцизов, установленная Указом от 25.06.2009 № 332, стимулом для предприятий не стали. Между тем фруктовые и ягодные вина, сделанные в Литве, пьют при королевском дворе Англии. Нам остается лишь рассуждать о нереализованном экспортном потенциале еще одного товара.

Александр ГЕРАСИМЕНКО