$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

Надежный партнер и конструктивный оппонент

24.04.2009

24 апреля состоится ХIХ съезд Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.Кунявского. Время после предыдущего съезда пришлось как на докризисный, так и на кризисный периоды в функционировании отечественной экономики. В этой связи работа правления и дирекции Союза по своему содержанию тоже явственно делится на две части.

Георгий БАДЕЙ, председатель правления Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского

Поручения премьера

Важнейшим событием первой, докризисной половины было совещание, проведенное премьер-министром С.Сидорским 7 августа прошлого года на «Белкоммунмаше» по вопросам налоговой политики и ценообразования. Протокол по его итогам содержал поручения главы правительства по 30 вопросам. По 8 из них БСПН был в числе соисполнителей. То есть Совмин считает наш Союз реальной интеллектуальной и организационной силой, способной обосновывать и решать задачи, насущные для экономики и социальной сферы страны. Четыре поручения непосредственно затрагивали интересы наших организаций, в т.ч. женского института «Энвила» и Института управления и предпринимательства.

Касательно учебных заведений речь шла об отмене НДС и выравнивании условий налогообложения для частных и государственных организаций. Этот вопрос БСПН поднимал еще в 2007 г., в т.ч. и в Конституционном Суде. Теперь же, благодаря поручению премьер-министра, он решен. По другим поручениям — упрощению налогообложения, бухгалтерского учета, порядка начисления зарплаты, совершенствованию системы ценообразования — работа с участием представителей Союза продолжается.

Надежда на улучшение ситуации в этих сферах есть. Но при условии солидарной позиции бизнес-ассоциаций страны. Это уже доказано практикой. Напомню, что постановление Минэкономики от 11.09.2008 № 183 появилось в результате компромисса между бизнесом и властью по поводу постановления этого ведомства от 27.08.2008 № 179, которым устанавливался совершенно неприемлемый порядок формирования цен на импортные товары. В результате согласованных действий деловых сообществ была организована совместная работа с Департаментом по ценообразованию Минэкономики по подготовке нового решения. И оно было принято.

К сожалению, примеров такой совместной работы бизнес-ассоциаций мало. БСПН в одиночку пришлось участвовать в решении вопросов, связанных с предвзятым, по нашей оценке, отношением отдельных чиновников к частным организациям. Так, были аннулированы лицензии ООО «Просма» (лицензиат — Управление делами Президента) и ООО «Лидеринвест» (лицензиат — Минфин). Руководители этих госорганов принимали скоропалительные решения не по нарушениям, а лишь по признакам нарушений законодательства. Решением Высшего Хозяйственного Суда приказ Минфина отменен. А вот восстановить лицензию ООО «Просма» не удалось.

Отсюда вывод: Беларуси остро необходим не декларативный, а обоснованный и работающий закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства», где были бы четко определены гарантии частному бизнесу. Проект такого закона подготовлен БСПН и представлен правительству еще два года назад.

Стремление быть полезным

Содействие привлечению инвестиций и региональному развитию на основе частного малого и среднего бизнеса было одним из главных направлений в работе Союза. В июне прошлого года на выездном расширенном заседании правления рассмотрена практика решения проблем инвестиционной и инновационной деятельности на примере ООО «МАЗ-Купава». В июле пути повышения эффективности инвестиций обсуждались на заседании Республиканского клуба директоров (РКД), проведенном на базе ОДО «Центр развития сельского предпринимательства «Комарово». В сентябре совместно с Минсельхозпродом проведена научно-практическая конференция «Диверсификация капитала и развитие АПК». На этих и других мероприятиях БСПН рассматривались проблемы инвестиций в малых населенных пунктах. По нашему убеждению, помимо хороших законов и решений нужна еще конкретная организаторская работа на местах. Как со стороны местных органов управления, так и со стороны бизнес-сообщества.

В этой связи для начинающих предпринимателей на сайте Союза создана информационно-справочная система «Как начать свой бизнес». В 2008 г. ее посетили более 4 тыс. человек.

БСПН реализует в трех областях проект международной технической помощи ПРООН, направленный на активизацию предпринимательской деятельности в регионах. Речь идет об усилении базовых функций центров поддержки предпринимательства, создании демонстрационных бизнесов как моделей для консультирования и распространения опыта предпринимательской деятельности в сельской местности.

Союзом, при поддержке Инициативы «Глобальный договор в Беларуси», подготовлено технико-экономическое обоснование создания Гарантийного инвестиционного фонда. В нем готовы участвовать ОАО «Белгазпромбанк» и Минский горисполком. Но проблема привлечения капитала для организации фонда остается актуальной. Мобилизации финансовых ресурсов и улучшению доступа к ним, что очень важно в условиях кризиса, могло бы поспособствовать создание небанковских обществ взаимного кредитования. Предложения по стимулированию создания таких обществ Союз внес в Минэкономики в июле прошлого года. Теперь важно добиться, чтобы дело не заглохло на бумажном уровне.

Для содействия инвестициям на сайте БСПН размещен «Путеводитель инвестора» по Могилевской и Минской областям. Здесь в рамках Программы немецкого правительства «Поддержка Беларуси» разработаны и размещены конкретные инвестиционные предложения по каждому району. За последние 5 месяцев их посетили 1400 человек. Но самое главное, что удалось активизировать усилия местных органов на работу с инвестициями. Этому поспособствовал также ряд семинаров и заседаний за круглым столом, проведенных БСПН совместно с обл- и райисполкомами. По мнению их участников, фактором, сдерживающим привлечение инвестиций в сельхозпроизводство, является растянутость процедуры передачи инвестору имущества сельхозорганизаций. Сдерживает и вмешательство местных органов власти в хозяйственную деятельность инвестора, а также отсутствие на практике равных условий для всех сельхозпроизводителей.

Предложение сильно исполнением

В конце прошлого — начале нынешнего годов главное внимание правления и дирекции БСПН сосредоточилось на содействии смягчению последствий докатившегося до Беларуси мирового финансово-экономического кризиса. В январе в заседании РКД на эту тему приняло участие более 100 человек. Докладчиками выступили руководители ряда предприятий, которым удается противостоять кризису. Их опыт показывает, что сейчас директорат первоочередное внимание должен уделять решению следующих задач.

Повышение эффективности бизнеса путем снижения издержек и непроизводительных расходов; концентрация ресурсов на наиболее эффективных направлениях; улучшение и упрощение организационной структуры производства, в т.ч. через его реструктуризацию, развитие кооперации (субконтрактации).

Оптимизация производства с учетом конъюнктуры рынка. Здесь важны: усиление маркетинговой стратегии; производство только тех товаров и услуг, которые можно продать; поиск новых возможностей и развитие альтернативных каналов продаж.

Повышение уровня финансового менеджмента. Для этого следует разработать оптимистический и пессимистический планы действий, установить мониторинг активов, отказываться от сомнительных операций и усиленно работать с дебиторами.

Рационализация работы с поставщиками. Необходимо добиваться снижения цены поставок, отсрочки платежей, использования аккредитивов либо банковской гарантии вместо предоплаты.

Оптимизация работы с персоналом, усиление мотивации труда. Выгоднее получить больше дивидендов в будущем, нежели краткосрочные доходы от сокращения персонала сейчас.

На государственном уровне, на наш взгляд, необходимо сокращать бюджетные расходы и снижать налоговую нагрузку. Кроме того, полагаем, что в расходах на национальную экономику поддержка валообразующих предприятий способна принести лишь временный эффект, т.к. глубину кризиса и сроки его преодоления не знает никто. Поэтому более надежными вложениями была бы поддержка малого и среднего бизнеса, прежде всего инновационного. Но в этом направлении делается пока очень мало.

БСПН предложил правительству пересмотреть порядок формирования инновационных фондов, в первую очередь в строительстве, где отчисления составляют до 13,5% от стоимости выполненных работ. К тому же частные организации практически не имеют доступа к ресурсам этих фондов.

В 2008 г. отчисления на социальное страхование составили 14,5 трлн. Br, или 11,3% к объему ВВП. Страховые взносы, уплачиваемые нанимателями, составляли 35% от фонда оплаты труда. Для сравнения: в России ставка единого социального налога, включая фонд медстрахования, составляет 26%. БСПН считает необходимым уменьшение размера взносов на соцстрах, отделение страхфондов от госбюджета, а также перераспределение ответственности по страховым взносам между нанимателями и работниками.

Предложений правительству от бизнес-ассоциаций по либерализации экономики поступает немало. Однако реализация их существенно опаздывает. К тому же те решения, которые принимаются, зачастую не первостепенны и половинчаты. Поэтому по-прежнему остаются острыми проблемы административных процедур, упорядочения контрольных проверок и многие другие.

Над ними и предстоит работать БСПН в ближайшем будущем, выступая в качестве надежного партнера, а если надо, то и конструктивного оппонента правительству.