$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Программы

НАДЕЖДЫ НА ИНВЕСТИЦИИ, ХОЛДИНГИ И СЕТИ

15.03.2011

Сокращение разрыва в технологическом отставании отечественного легпрома от мирового уровня потребует почти 4 трлн. Br инвестиций в ближайшие 5 лет. Такой расчет заложен в Комплексную программу развития отрасли до 2015 года, которую концерн «Беллегпром» представил Совету Министров. Как пояснил журналистам председатель концерна Геннадий ВЫРКО, подчиненным предприятиям предстоит реализовать 19 важнейших инвестпроектов на общую сумму 1,9 трлн. Br. Еще 37 проектов предложены облисполкомами.

Таким образом, инвестиции в текстильные и швейные производства запланированы в объеме 3,8 трлн. Br, кожевенные — 172,6 млрд. Br. В концерне рассчитывают, что не менее 21% этих сумм составит зарубежный капитал, в основном иностранные кредиты.

По оценке Г.Вырко, ситуация в отечественном легпроме на протяжении последних лет кардинально не менялась из-за «точечного» инвестирования. Денег все равно не хватало, а тут еще и мировой кризис повлиял. Теперь определенные сдвиги есть: предприятия стали работать рентабельно. Но текстильная отрасль — базовая для трикотажной и швейной подотраслей находится в плохом состоянии. Особенно остро стоит вопрос с обновлением основных фондов. Поэтому одна из целей текстильщиков — комплексная модернизация, реконструкция и строительство новых предприятий.

Приоритетными инвестпроектами концерн считает техперевооружение РУП «Оршанский льнокомбинат» (483,7 млрд. Br), РУП «БПХО» (383,7 млрд. Br), ОАО «Моготекс» (46,5 млрд. Br) и ОАО «Полесье» (101,4 млрд. Br), строительство нового производства на ОАО «Камволь» (343 млрд. Br), а также реконструкцию ОАО «Сукно» (30 млн. USD). Если реализация программы будет успешной, то предприятиям концерна удастся снизить износ активной части основных средств с нынешних 61,4% до 39% в 2015 г. и увеличить экспорт в 2,2 раза к уровню 2010 г., до 1,352 млрд. USD.

Источниками финансирования проектов будут собственные средства предприятий, иностранные кредитные линии. Концерн намерен отказаться от прямого государственного субсидирования. Деньги из республиканского бюджета предполагается использовать только в отдельных случаях для удешевления процентных ставок за пользование банковскими кредитами. Большое внимание будет уделяться организационным новациям: повышению роли маркетингово-сбытовых структур, стимулированию продаж, исключению «лишних» посреднических звеньев, расширению товаропроводящих сетей.

Определенные надежды «Беллегпром» связывает с проектами создания в Витебской области кожевенно-обувного и льноперерабатывающего холдингов. «Мы понимаем, что прямым «сложением» предприятий получить более высокую эффективность невозможно. Первое, что следует учитывать — такое объединение должно базироваться на собственном сырье. Создание кожевенно-обувного холдинга — наиболее реальный проект. Будет выбрана управляющая компания, достаточно мощная, которая могла бы вести и маркетинговую политику и обладала необходимыми ресурсами. Сейчас идут переговоры с собственниками предприятий.

Потенциальные участники льняного холдинга пока находятся в управлении у разных отраслевых госорганов. Все его будущие участники сегодня дотационны, а качество льноволокна оставляет желать лучшего. В этой ситуации прежде всего надо получить высококачественное сырье и выйти на безубыточную работу. Сегодня 1 т льна на мировом рынке стоит 2–2,5 тыс. EUR. В концерне рассчитывают увеличить мощности по переработке длинного льноволокна до 8,5 тыс. т в 2012 г. путем модернизации действующих производств и благодаря строительству новой фабрики с полным циклом переработки длинного волокна в объеме 3,5 тыс. т. В 2015 г. планируется производить 2 260 т котонизированного льноволокна (против прошлогодних 1 370 т) и использовать его для выработки льняных и смесовых пряж», — рассказал Г.Вырко.

Завершение эпохи дешевого сырья в мире необходимо использовать с выгодой для нашей страны и легпрома, в частности, убежден руководитель концерна. По его словам, политика хлопкопроизводителей привела к тому, что множество прядильных фабрик остановлены, как, например, Кренгольмская мануфактура в Латвии. В связи с этим «Беллегпром» рассчитывает получить заказ, который загрузит Барановичское хлопчатобумажное объединение почти на полгода. «Поскольку с рынка уходят крупные производители, мы можем работать в нише производства тканей с использованием дорогого хлопка. Мы не будем конкурировать с Китаем — там другие подходы к развитию легкой промышленности, но обратите внимание: Китай стал дорожать! В связи с этим многие западные заказчики стали обращаться к нам». В этой ситуации стратегия отечественных предприятий должна быть нацелена на максимизацию эффекта от сотрудничества. Опыт здесь у каждого свой, например, «Милавица» и «Славянка» производят продукцию мирового уровня. Но первая продвигает свой бренд, а «Славянка» отшивает заказы под маркой «Адидас» с минимальной рентабельностью. В результате «Милавица» имеет выработку, которую руководство концерна хотело бы видеть у всех подчиненных предприятий, — 60 тыс. USD на человека в год. Такой результат позволяет достойно оплачивать труд персонала. Но это пока исключение из общей ситуации, в т.ч. по зарплате.

«Специфика отрасли в том, что добавленную стоимость, помимо количества произведенного товара, дает и бренд. Поэтому наша задача — развивать свои бренды», — убежден Г.Вырко. Руководитель концерна признал, что сегодня зарплата в легпроме — одна из самых низких в стране. Но ее уровень определяет не только квалификация работников. Например, на отечественных текстильных предприятиях производительность оборудования в 3–4 раза ниже, чем в аналогичных иностранных компаниях. Отсюда — и финансовый результат, и зарплата, увеличить которую можно только, повысив производительность труда.

Другой приоритет — изменение отношений с розничной торговлей. Здесь «Беллегпром», ничего не изобретая, предлагает перейти на опробованные в мире схемы: от расчетов аккредитивами до регулярной переоценки товаров в сбытовых звеньях. Сокращение числа последних также кажется руководству концерна актуальным. «Когда предприятия реализуют свою продукцию через наши товаропроводящие сети, они получают эффект 20% в сравнении с работой через оптовиков. При этом следует учитывать, что на монотоваре сегодня далеко не уедешь. Те, у кого есть развитые торговые сети, это поняли и стараются разбавить ассортимент другой продукцией. Что поделаешь — кому-то хочется видеть и другие марки, в т.ч. с мировой известностью. Поэтому все замещать смысла нет, но нужно войти в действующее торговые сети с хорошим ассортиментом», — подытожил руководитель концерна.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА