Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Проекты
25.10.2002
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Надежды маленький остаток

В проекте бюджета-2003 из планируемых в налогообложении новшеств почти ничего не осталось...

В проекте бюджета-2003 из планируемых в налогообложении новшеств почти ничего не осталось

Специалисты МНС недавно рассказали о планируемых новшествах в налогообложении в рамках подготовки государственного бюджета на 2003 год (см."НЭГ" N 61, с.1). Красной нитью через всю статью проходил тезис о предполагаемом уменьшении налогового бремени. Чего нам только не обещали: и снижения с 2 до 1,5% отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции и налога с пользователей автодорог, и уменьшения другого единого платежа по местным целевым бюджетным фондам с 2,5 до 1,9%, и изменения с 5 до 3,75% ставки единого платежа от фонда зарплаты, и еще кое-какие приятные для налогоплательщиков мелочи. Казалось бы, перспективы самые радужные. Тем более что сколько уж твердили на всех, в том числе самых высоких, уровнях о необходимости "дальнейшего снижения налоговой нагрузки".

Но рано радовались. В проекте закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год", переданном в Администрацию Президента, ни одного из этих новшеств нет! А что есть? Все те же единые платежи, и с теми же ставками.

Сколько говорилось самими налоговиками о вредности для экономики так называемых оборотных налогов с выручки, которые самым негативным образом сказываются на финансовых результатах деятельности предприятий (к ним относятся и два упомянутых единых платежа). Но остаемся, похоже, с нынешними их ставками.

О высокой налоговой нагрузке на фонд оплаты труда не упоминал только ленивый. Однако та же ставка единого платежа от фонда оплаты труда в 5% осталась и в проекте нового бюджета. Правда, несколько изменилась "дележка" поступающих в бюджет сумм этого платежа между чрезвычайным налогом и отчислениями в государственный фонд содействия занятости. В прошлом году эти суммы делились в пропорции соответственно 75% и 25%, а по проекту бюджета-2003--80% и 20%. Но для налогоплательщиков изменение этого соотношения никакого значения не имеет.

Словом, судя по проекту закона ни о каком реальном снижении налоговой нагрузки говорить не приходится.

И все же одно существенное приятное новшество нельзя не отметить. Практика местного налогообложения в текущем году показала, что местные власти устроили здесь полный произвол. Во многом это обусловлено тем, что Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" не предусматривалось никаких ограничений по ставкам местных платежей. В проекте закона о бюджете-2003 эти ограничения есть. Так, курортный сбор не может превышать 3% от стоимости путевки, сбор с физических лиц при пересечении ими границы РБ через контрольно-пропускные пункты -- 3 евро или в эквиваленте в белорусских рублях. К слову, в текущем году в отдельных пограничных районах такой сбор существенно превышал названную сумму.

По вызвавшему столь бурные негативные эмоции плательщиков налогу на продажу планируется установить ставку налога в размере 5% выручки от реализации товаров, а по импортным товарам -- 10%. Сбор за услуги также составит 5% выручки от реализации услуг. Такой же процент, но от суммы прибыли, остающейся в распоряжении юридического лица, определен в проекте по целевым сборам, налогу на рекламу (в совокупности). Ставки-то зафиксированы, но платежей местных остается по-прежнему немало. К тому же налоговики часто считают налоговую нагрузку без местных платежей, которые весьма существенно утяжеляют налоговое бремя.

В принципе, все ясно: ожидать облегчения участи налогоплательщиков в обозримом будущем не придется. Похоже, что светлое налоговое завтра откладывается надолго. Конечно, остается маленькая надежда, что какие-то коррективы могут быть внесены в ходе обсуждения проекта закона о бюджете-2003 г. в оставшихся высоких инстанциях до его окончательного принятия. Но к оптимизму нас налоговики уже призывали (см. упомянутый номер "НЭГ"). Что из этого вышло -- видно из проекта закона. Короток, однако, век у надежды...
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений