$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Надежды автопрома

25.01.2008

Как показывает анализ Программы развития автомобильной отрасли Беларуси на 2007-2010 гг., утвержденной правительством в конце прошлого года, большинство предприятий отрасли не связывают свое развитие с приходом иностранных инвесторов. Как и прежде, ставка сделана на собственные средства и кредиты банков.

До 2010 г. в рамках программы запланировано освоить 1,5 трлн. Br. В числе основных объектов финансирования — ПО «БелавтоМАЗ» (470 млрд. Br), ПО «БелАЗ» (350 млрд. Br), ОАО «Белшина» (156 млрд. Br), СП ЗАО «Юнисон» (110 млрд. Br), ПРУП «Минский завод колесных тягачей» (80 млрд. Br). Примечательно, что приход иностранных инвесторов ожидают лишь на единичных предприятиях, да и то в отдаленной перспективе 2009-2010 гг. В текущем году из 22 участников программы привлечение иностранных средств запланировано только на ОАО «Белшина». Даже финансирование СП ЗАО «Юнисон» будет идти через один из белорусских банков. Правда, стоит уточнить: белорусский банк использует иностранные кредитные ресурсы. Как сообщили «ЭГ» на предприятии, прорабатывается возможность привлечения иностранных средств напрямую. Достигнуто соглашение о вхождении в состав акционеров иранской промышленной группы Iran Khodro, в ближайшее время ей продадут до 40% акций.

В остальных случаях проблем с финансированием отраслевой программы, которая опирается на внутренние источники, стоит ожидать исходя из опыта предыдущих лет. К примеру, проектом технического перевооружения ПО «БелавтоМАЗ» на 2001-2005 гг. предусматривалось создание мощностей по выпуску автотехники нового семейства в объеме 20 тыс. штук в год по новым гибким технологиям. На эти цели требовалось вложить 231 млн. USD. Однако ПО «БелавтоМАЗ» из различных источников смогло привлечь лишь 82 млн. USD. В результате новое технологическое оборудование было закуплено лишь частично.

Несмотря на определенное обновление технической базы, используемые объединением технологии практически по всем переделам функционируют по жесткому принципу и соответствуют уровню 70-80-х годов, констатируют разработчики программы. В механообрабатывающем производстве действуют не подлежащие наладке жесткие автоматические и поточные линии. В термическом и гальваническом производствах устаревшее оборудование не позволяет добиться необходимого качества и точности обработки деталей. Физически и морально устарели линии, используемые в окрасочных процессах. Возникают сложности в выполнении новых требований конструкторской документации.

В сложившейся ситуации модернизация отечественного автопрома в очередной раз может лечь на белорусских налогоплательщиков. Формально прямое бюджетное финансирование программы сведено к минимуму, до 55 млрд. Br. Причем все эти деньги пойдут на одно предприятие — ПРУП «Минский завод колесных тягачей». Фактически же дефицит финансов, как это принято в целом по промышленности, будет покрываться через реструктуризацию и прощение долгов, «точечное» финансирование предприятий, в т.ч. через бюджетные займы, возмещение процентов за пользование кредитами и т. д., отмечают эксперты.

Конечная цель программы — освоение новой, конкурентоспособной автомобильной продукции. К примеру, планируется, что к 2010 г. автомобили МАЗ будут иметь практически все новые узлы, агрегаты и системы, в частности, модернизированные тормозные системы, электрооборудование и электронику, новые кабины и пр. На машинах будут использоваться силовые агрегаты ЯМЗ и ММЗ, соответствующие стандартам Евро-4 и Евро-5. Это позволит увеличить среднетехнические скорости движения на 10-15%, одновременно уменьшив расход топлива на 5-8%. Общий ресурс автомобиля будет увеличен до 1 млн. км.

Появятся новые образцы узкоспециализированной техники. Планируется выпуск сельскохозяйственных и лесозаготовительных машин, самосвалов колесных формул 8 х 4, 6 х 6 с нагрузками на тележку до 32 т. С 25 до 36 т увеличится максимальная грузоподъемность отечественных автокранов. Новое семейство автомобилей военно-технического назначения повышенной проходимости будут выпускать на ПРУП «Минский завод колесных тягачей».

Расширится модельный ряд городских, пригородных и туристических автобусов МАЗ, причем последние будут соответствовать уровню комфорта «4 звезды» по международной классификации МСАТ. Повышенное внимание при разработке всех моделей будет уделяться дизайну. Выпуск междугородного автобуса планируют освоить на «Гомельском авторемонтном заводе». Над созданием новых городских и пригородных автобусов будет работать и ПРУП «Опытный завод «Неман». К 2010 г. общее производство автобусов в запланировано увеличить до 3,4 тыс. штук в год.

Развитие прицепной отечественной техники пойдет по пути увеличения объема перевозимого груза. Планируется создать и освоить прицепные автопоезда с объемом платформы от 100 до 120 куб. м. Увеличение объема произойдет за счет уменьшения погрузочной высоты и расстояния между автомобилем и прицепом, понижением высоты седельно-сцепного устройства и применением шин меньшего диаметра. Появятся также новые модели самосвальных прицепов и полуприцепов с увеличенным объемом платформы и массой перевозимого груза. Расширится гамма полуприцепов, предназначенных для перевозки контейнеров высотой до 2,9 м. Также будет создана специальная прицепная техника для перевозки льна, зерна и корнеплодов.

Несколько новых моделей карьерных самосвалов грузоподъемностью от 45 до 320 т, подземный самосвал 50 т запланированы к производству на ПО «БелАЗ». Новые многофункциональные погрузочные шасси будет выпускать ОАО «Амкадор».

Из новых видов автомобильных компонентов, запланированных к производству программой, стоит отметить двигатели ПРУП «Минский моторный завод». До 2009 г. должен быть налажен выпуск семейства рядных дизельных двигателей с рабочим объемом цилиндра 1 л в диапазоне мощностей 100-300 л.с. стандарта Евро-4. К 2010 г. запланирован выпуск 6-цилиндровых автомобильных дизельных двигателей Евро-4 мощностью от 185 до 350 л.с. В дальнейшей перспективе — переход к производству двигателей для автобусов и автомобилей стандарта Евро-5.

Программой предусмотрен существенный рост производства легковой автомобильной техники: к 2010 г. до 20 тыс. штук ежегодно, что составит 37% к общему числу произведенных в Беларуси автомобилей. При удачном развитии СП ЗАО «Юнисон» и спросе на легковые автомобили на внешних рынках объем производства может вырасти до 60 тыс. шт. В этом году предприятие должно наладить выпуск автомобилей «Samand TU-5», оснащенных двигателем в 110 л.с. уровня Евро-3. Также в этом году с участием иранской стороны запланирована вторая очередь модернизации предприятия: строительство цеха сварки и окраски кузовов. Отраслевой программой поставлена стратегическая задача: доля отечественных комплектующих в автомобилях «Samand» должна превысить 50%. Однако это может существенно увеличить себестоимость автомобилей и ударить по конкурентоспособности. Комплектующие белорусского производства с учетом особенностей ценообразования и налогов дороже импортных, сообщили на предприятии.

Александр ГЕРАСИМЕНКО