Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
21.01.2011 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НАДБАВКИ И СКИДКИ ВЫШЛИ НА ВОЛЮ

Одним из первых воплощается в жизнь призыв Директивы от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» осуществить переход к рыночным механизмам ценообразования. Часть этих требований реализована в постановлении Минэкономики от 30.12.2010 № 196 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183». Судя по дате, документ был подготовлен как минимум одновременно с Директивой № 4, однако в НРПА он зарегистрирован лишь 18 января (№ 8/23217).

Одним из первых воплощается в жизнь призыв Директивы от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» осуществить переход к рыночным механизмам ценообразования. Часть этих требований реализована в постановлении Минэкономики от 30.12.2010 № 196 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183». Судя по дате, документ был подготовлен как минимум одновременно с Директивой № 4, однако в НРПА он зарегистрирован лишь 18 января (№ 8/23217).

В Инструкцию о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением № 183, вносится ряд корректив, существенно меняющих правила ценообразования в республике.

Оптовые надбавки на все товары, кроме указанных в приложении 1 к Инструкции № 183, будут определяться исходя из конъюнктуры рынка. Напомним, это приложение включает 48 видов продовольственных товаров, предельные торговые надбавки на которые утверждены постановлением Минэкономики от 10.09.2008 № 184. Кроме того, ограничиваются надбавки на товары для детей (по перечню, определяемому Минторгом и Белкоопсоюзом), а также лекарства, изделия медицинского назначения и медтехнику. На эти товары оптовая надбавка по-прежнему устанавливается в размере не более 20% независимо от количества участвующих торговых организаций, за исключением сельхозпродукции, если законодательством не установлено иное. Эти правила будут распространяться и на случаи поставки товаров, приобретаемых у нерезидентов РБ на территории республики (за исключением случаев приобретения продавцом-нерезидентом товаров иностранного происхождения у резидента), когда ранее здесь разрешалось применять надбавку не более 20%.

Отменяется 20-процентное ограничение оптовой надбавки к отпускной цене, увеличенной на сумму расходов по фасовке для организаций оптовой торговли, производящих фасовку продовольственных товаров в одноразовые упаковочные материалы.

Импортеры смогут формировать отпускные цены на товары иностранного происхождения, ввезенные для последующей реализации в Беларуси, исходя из контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам — исходя лишь из конъюнктуры рынка, за исключением товаров, указанных в приложении 1 к Инструкции № 183. По последним надбавка для импортеров, как и прежде, ограничивается 30%, однако теперь независимо от того, кому и для чего их реализуют.

Субъекты предпринимательской деятельности, закупающие сельхозпродукцию, смогут формировать отпускные цены на поставляемую перерабатывающим и торговым организациям продукцию исходя из закупочной цены, плановых расходов по заготовке, хранению и транспортировке, налогов и прибыли. При этом ограничений в разнице между отпускными и закупочными ценами (до сих пор — не более 20%) отныне не предусматривается.

Отменяется 5-процентное ограничение оптовой надбавки к отпускной цене организации-изготовителя или импортера при поставке товаров на территорию республики транзитом. Заодно из Инструкции № 183 за ненадобностью исключено и определение транзита.

Из Инструкции № 183 исключается норма, разрешавшая организациям-изготовителям реализовывать на территории республики товары, приобретаемые для экспорта и (или) производства товаров, предназначенных для экспорта, по отпускным ценам, превышающим установленные для внутреннего рынка. Теперь в таких случаях будут применяться общие подходы к формированию цен.

Несколько свободнее станут правила предоставления скидок. Как и ранее, в зависимости от условий договора поставки скидки предоставляются в соответствии с утвержденным субъектом хозяйствования порядком. Однако в нем, как и при предоставлении скидок с тарифов на услуги, не обязательно указывать фиксированные размеры скидок, а условия их предоставления можно не конкретизировать. Кроме того, позволяется делить между оптовиками по соглашению сторон оптовую скидку, предоставленную для реализации товара в розничной торговой сети, на любой стадии обращения любого товара, а не только в отношении скидки, предоставленной изготовителем на свой товар. Таким образом, как у изготовителей, так и у оптовиков появляется возможность более гибко подходить к вопросу предоставления скидок, в т.ч. для своих дилеров. Организации розничной торговли и общепита также будут самостоятельно определять порядок предоставления скидок — Инструкция № 183 не предъявляет более для них к этому процессу каких-то формальных требований.

Исключается особый порядок формирования в розничной торговле розничных цен на сельхозпродукцию, а также на продукцию общественного питания, в т.ч. ограничение для последней наценок пределами, устанавливаемыми областными и Минским городским исполкомами.

Не требует более Инструкция проводить снижение розничных цен на товары, по которым торговые (оптовые) надбавки к отпускным ценам определяются с учетом конъюнктуры рынка, исключительно за счет уменьшения торговой надбавки. Субъекты хозяйствования смогут самостоятельно решить, какая составляющая цены обеспечит такое снижение.

Как и ранее, цены (тарифы) должны устанавливаться в белорусских рублях. Установление цен (тарифов) в иностранной валюте (условных единицах) не допускается, если иное не установлено законодательством. До недавнего времени этот вопрос регулировался Перечнем продукции и организаций, которым разрешено согласовывать отпускные цены в иностранной валюте с пересчетом по текущему курсу Нацбанка, утв. постановлением Минэкономики от 13.11.1998 N 96 “О согласовании цен в валюте”. Однако постановлением от 13.12.2010 N 183 этот документ был отменен. А потому с 1.01.2011 цены должны согласовываться в рублях. Правда, в ряде случаев, прямо предусмотренных Законом от 22.07.2003 N 226-З “О валютном регулировании и валютном контроле” и Правилами проведения валютных операций, утв. постановлением Правления Нацбанка от 30.04.2004 N 72, расчеты между резидентами могут проводиться в иностранной валюте. Видимо, в ней должны тогда формироваться и цены. Впрочем, это не отменяет нормы ст. 298 ГК, позволяющие предусматривать в денежном обязательстве, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в инвалюте или в у.е.

Постановление № 196 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования. Так что можно ожидать, что в феврале мы будем формировать цены по-новому.

Итак, установленная Директивой № 4 отмена ограничения надбавок в оптовой и розничной торговле, за исключением социально значимых товаров и продукции организаций-монополистов, состоялась. А вот полностью исключить вмешательство органов госуправления в процесс ценообразования не вышло. Не отменяется обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги). Так что придется по-прежнему составлять калькуляции с расшифровкой статей затрат, расчеты, прейскуранты и реестры цен. Чтобы изменить эти правила потребуется сначала внести соответствующие правки в Указ Президента от 19.05.1999 N 285 “О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь”. По слухам такие изменения уже подготовлены и, возможно, вскоре будут утверждены. Тогда появятся новые коррективы в Инструкции № 183, а также в КоАП. С этого момента белорусским менеджерам придется учиться не «обосновывать» цены из страха перед штрафами, слепо следуя нормативным предписаниям, а формировать их с максимальной выгодой для своей компании, анализируя конъюнктуру рынка. И тогда Инструкция № 183, основанная исключительно на затратном методе ценообразования, станет ненужным анахронизмом.

С другой стороны, если отменить ограничения, запреты и санкции сравнительно просто, то для повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, победы над монополизмом и недобросовестной конкуренцией, достижения эффективного функционирования товарных рынков одних нормативных актов мало. Понадобятся институциональные изменения в экономике, отказ от административно-командных методов, которые, кстати, не слишком-то помогали до сих пор остановить рост цен. Ведь если рыночные механизмы, от которых мы так долго и упорно отказывались, не работают, то свободное ценообразование в условиях господства государственных монополий тяжким грузом ложится на потребителей.

Леонид Фридкин

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by