$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НАД КУЧЕЙ МУСОРА©

16.12.2011

Пока законодатели обсуждают ставки и льготы по налогам, а международные эксперты оценивают достижения совершенствования нашей налоговой системы, белорусские бухгалтеры считают одной из самых проблемных ее частей экологический налог. Обсуждение этой темы, в том числе на сайте www.buh.by, неизменно вызывает бурю эмоций.

Доля экологического налога в доходах белорусского бюджета невелика и год от года сокращается. Между тем сфера применения этого налога то расширялась, то сужалась, некоторые его составляющие и разнообразные коэффициенты были отменены, а вот хлопот с его исчислением на предприятиях почему-то меньше не становится. Весьма напрягает бухгалтеров и то, что получить консультацию по экологическому налогу достаточно проблематично. В инспекции МНС ссылаются на Минприроды, а там отправляют обратно к налоговикам. При этом последние видят корень проблем в законодательстве об отходах, а экологи — в налоговом.

Однако очевидно, что поскольку экологический налог входит в систему налогообложения, то и регулироваться он должен налоговым законодательством. А потому все вопросы исчисления и уплаты этого налога должны быть решены в стенах МНС.

Многие бухгалтеры обращают внимание на громоздкость документооборота и сложность формул для исчисления налога. При этом суммы к уплате весьма незначительны. Например, один из завсегдатаев «бухбая» сетует, что за такие суммы приходится «лазить по мусоркам и пересчитывать мусор», а по выбросам при сумме налога в 200 тыс. Br обращаться к высшей математике. Если же сравнить получаемые суммы и затраченное на их выведение время, ущерб предприятий несопоставим с доходами бюджета.

Не проще ли было бы установить по «мусору» единую ставку налога к какой-либо базе? Это существенно облегчит администрирование налога. К тому же за примерами далеко ходить не надо — взять хотя бы подоходный налог или отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Почему бы не ввести шкалу ставок экологического налога в зависимости от вида деятельности субъекта хозяйствования и пользоваться в этих целях Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности? Кстати, недавно Указом Президента от 17.11.2011 № 528 введены комплексные природоохранные разрешения, а в приложении к этому документу содержится перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, виды деятельности и код по классификатору ВЭД, которые можно было бы принять за основу.

Досаждает плательщикам чрезмерно громоздкий документооборот, сопровождающий исчисление и уплату экологического налога: разрешения, журналы, инструкции и инвентаризация отходов. На самом деле инструкция по отходам, особенно для предприятий непроизводственной сферы, изначально выглядит пустой формальностью, выгодной лишь нескольким фирмам, «штампующим» образцы этого документа для всех желающих, и весьма удобной для сбора штрафов. Неудивительно, что бухгалтеры предлагают такой документооборот отменить или существенно сократить — на экологической обстановке в стране это вряд ли как-то скажется.

Казалось бы естественным, что все основные понятия, связанные с уплатой того или иного налога, должны быть определены в Налоговом кодексе. Но на самом деле бухгалтеру, чтобы подсчитать экологический налог, надо штудировать другие нормативные акты, чтобы разобраться, что такое «отходы производства, подлежащие хранению». На какой период считать кучку мусора, сколько ее можно и нужно хранить для уплаты налога? При этом ответы на эти вопросы часто найти не удается, а мнения на сей счет у специалистов разные.

Все это портит жизнь бухгалтерам и бизнесменам не первый год. Но очередной проект изменений и дополнений в Налоговый кодекс, к сожалению, мало что меняет в 2012 г.

Остается надеяться, что все исправится в более отдаленном будущем. К примеру, в Плане по реализации предложений по дальнейшему упрощению налогового администрирования, поступивших 25 октября на расширенном совещании МНС с деловыми кругами и заинтересованными госорганами, есть предложение уплату экологического налога осуществлять по месту постановки на учет плательщика. А распределение платежей между бюджетами на основании сведений, содержащихся в налоговых декларациях, поручить уже самим налоговикам. Это предложение, внесенное БелАПП, запланировано внедрить с 1.01.2012 г.

А вот упростить, как предлагает ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей», порядок исчисления экологического налога (по отходам, выбросам) «ввиду разночтения толкования норм между МНС и Минприроды» налоговое ведомство намерено до 1.04.2012 г. Еще одна неплохая идея, предложенная бизнес-союзами, — отмена экологического налога за хранение отходов производства, а также обязательности разработки инструкции по обращению с отходами в связи с трудоемкостью расчета. Срок реализации — тоже до 1 апреля. Надо полагать, за I квартал ведомства между собой разберутся. Вот только менять правила опять придется в середине года.

Предложения бухгалтеров по совершенствованию отечественного налогового законодательства не сводятся только к экологическому налогу. Традиционно есть нарекания и на НДС. Например, некоторые сетуют на методику расчета налоговых вычетов по удельному весу, которая слишком часто меняется. Есть, по мнению бухгалтеров, резервы для упрощения налоговой декларации по НДС, где можно было бы оставить одну строку для освобождаемых от НДС оборотов независимо от того, каким нормативным актом установлено это освобождение, исключив строки 8, 14а, 14 б, 15а и 15б. Можно было бы усовершенствовать механизм возврата НДС.

Многие бухгалтеры мечтают о единых сроках уплаты и едином налоговом периоде для всех налогов, а также о том, чтобы прекратилось принятие нормативных правовых актов, касающихся налогов, со сроком вступления в силу со дня опубликования. Лучше бы такие документы «привязали» к первому числу месяца, чтобы избежать путаницы и ошибок.

Кстати, на дворе уже середина декабря, а коррективы в Налоговый кодекс на будущий год до сих пор не утверждены. Соседи куда оперативнее: россияне управились еще летом, украинцы — тоже. У последних, кстати, законом предписано вносить налоговые новшества до 1 июля, а в Казахстане — не позднее 1 ноября. Да и нам обещали, что дата вступления в силу нормативных правовых актов, закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, будет устанавливаться исходя из разумных сроков, необходимых субъектам хозяйствования для подготовки к осуществлению деятельности, как правило, не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования. Неужели выполнение подп. 9.2 Директивы № 4 так сложно для наших чиновников?

Валерия ГЕРАСИМОВА