Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
17.10.2014 18 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НАД ИНВЕСТИЦИЯМИ НУЖНО РАБОТАТЬ ДОЛГО©

Национальное Агентство инвестиций и приватизации в последнее время принимает множество обращений инвесторов, рассматривающих планы вложения средств в Беларусь (далее — Агентство). Отчасти это результат ранее проведенных мероприятий, тогда как результаты инвестиционного форума в Нью-Йорке проявятся гораздо позже. Пока его зарубежные участники «переварят» впечатления и настроятся на принятие серьезных решений, белорусская сторона должна быть готова встретить их, считает директор Агентства Наталья НИКАНДРОВА.

Национальное Агентство инвестиций и приватизации в последнее время принимает множество обращений инвесторов, рассматривающих планы вложения средств в Беларусь (далее — Агентство). Отчасти это результат ранее проведенных мероприятий, тогда как результаты инвестиционного форума в Нью-Йорке проявятся гораздо позже. Пока его зарубежные участники «переварят» впечатления и настроятся на принятие серьезных решений, белорусская сторона должна быть готова встретить их, считает директор Агентства Наталья НИКАНДРОВА.

— Наталья Михайловна, как вы оцениваете итоги белорусско-американского инвестиционного форума?

— Вполне позитивно. Мы даже не ожидали такого интереса со стороны американского бизнеса. Первые отзывы, поступающие от участников, свидетельствуют, что форум прошел успешно. Я понимаю, что многие ожидали реляций не о числе участников, а о количестве подписанных контрактов и их суммах. Вынуждена разочаровать: пока об этом говорить не приходится. Инвестиционный имидж страны создается годами, это долгая и кропотливая работа. Любой факт, каждая оценка может носить двоякий смысл. Например, в СМИ можно встретить упоминание о том, что в рейтинге Всемирного банка Doing Business наша страна находится между Фиджи и Сент-Лусией. Но почему-то умалчивается, что Беларусь со своим 63-м местом на 2 позиции опережает Италию (где не комплексуют из-за положения в рейтинге между той же Сен-Лусией и Тринидадом), на 12 позиций — Чехию, на 33 — Китай. Впрочем, за строчками рейтингов стоят более серьезные и менее известные факты. Поэтому мы и организуем форумы, чтобы рассказать об особенностях инвестиционного и налогового законодательства, представить обзоры рынков и экономики в целом, выслушать независимое мнение международных компаний.

Отмечу и политический аспект. Выступая на нью-йоркском форуме, заместитель помощника госсекретаря Эрик Рубин заявил, что США будут помогать американскому бизнесу, который пожелает работать в Беларуси, заверил в отсутствии ограничений для размещений белорусских бумаг на американских фондовых площадках. Кроме того, на форуме присутствовал депутат законодательной Ассамблеи штата Нью-Йорк и ряд высокопоставленных чиновников, занимающихся вопросами инвестиций, что подтвердило бизнесменам высокий представительский уровень мероприятия не только с белорусской, но и с американской стороны. Всего же в форуме участвовали более 180 представителей американских компаний, банков и инвестфондов, в т.ч. достаточно известных. Некоторые из них уже имеют в своем портфеле суверенные белорусские облигации и удовлетворены таким приобретением. Поэтому они заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве в этой сфере. Репутация надежного заемщика кое-чего стоит, так что ее можно считать одним из «активов», оправдывающих расходы на форум.

Широко были представлены на встречах в Нью-Йорке компании IT-сектора, заинтересованность в диалоге по вопросам инвестирования выказала General Electric. Известный производитель силовых установок MTU Friedrichshafen видит перспективы сотрудничества с БелАЗом. У крупных поставщиков труб нефтегазового ассортимента есть интерес к продукции БМЗ. Ряд компаний намерены предпочесть Беларусь в качестве площадки для ведения бизнеса в Евразийском экономическом союзе. Однако сегодня не решен ряд вопросов, которые требуют урегулирования на уровне международных двусторонних соглашений.

— Например, обновления соглашения об устранении двойного налогообложения, которое между нашей страной и США было заключено еще во времена СССР, или соглашения о защите инвестиций?

— Насколько я знаю, такие договоренности не ратифицированы американской стороной. В любом случае двусторонние договоренности будут закрепляться, и на форуме было заявлено о взаимных шагах в этом направлении.

— Предыдущие инвестфорумы в Лондоне и Франкфурте не привели к прорыву в притоке прямых инвестиций, поэтому отношение к ним у многих белорусских предпринимателей и экспертов чрезвычайно скептическое. Насколько справедлив такой взгляд? Что дают такие форумы в краткосрочной перспективе, или же нам стоит рассчитывать лишь на создание имиджа, который даст отдачу только в отдаленном будущем?

— Мгновенного результата здесь быть не может. Целью таких мероприятий является информирование, привлечение внимания зарубежного бизнеса, появления у него желания расширить географию своей деятельности. Договора и соглашения о сотрудничестве появляются позднее — когда проведен анализ, сделаны оценки и выводы, сопоставлены риски и доходность, выбрана стратегия, получено согласие собственников. На это порой уходят годы — ведь речь идет не о разовых спекулятивных операциях, а о стратегических долгосрочных инвестициях.

Например, сейчас мы сопровождаем французскую компанию, которая планомерно, раз в два месяца приезжает в Беларусь, чтобы изучить ситуацию в регионах и выбрать производственную площадку. Компания остановилась на 2 вариантах. Теперь прибыл HR-менеджер для оценки трудовых ресурсов и расходов на обучение персонала. И все это — лишь часть процесса.

— Инвесторы, которые выражают заинтересованность в организации дела в Беларуси, больше склоняются к проектам «гринфилд» или не пугаются и приватизационных?

— Рассматривают все варианты, но практика показывает, что наши госпредприятия не заинтересованы в приватизации целиком, скорее — в реализации совместных проектов. Большинство предложений, действительно, предполагают создание производства «с нуля». Но есть и инвесторы, которые целенаправленно ищут возможности организации производства на готовых площадках, или готовы выкупить предприятие целиком, независимо от формы собственности. Государство на практике лучше относится к «гринфилдам», особенно в отраслях, где госпредприятия достаточно эффективны.

— Предметом деятельности Агентства является содействие привлечению прямых инвестиций, в т.ч. при приватизации госимущества. Как у нас будет развиваться приватизация вашими усилиями?

— Давайте уточним. Национальное агентство инвестиций и приватизации занимается не приватизацией как таковой, а привлекает стратегических инвесторов через ее проведение. Это слово появилось в названии организации лишь потому, что проект со Всемирным банком предусматривал финансирование создания новой модели приватизации, основанной на опыте стран Центральной и Восточной Европы. При проведении конкурсов по поиску инвесторов выдвигаются условия, в соответствии с которыми инвестор должен иметь опыт работы в конкретной отрасли, определенные финансовые показатели, обеспечить необходимые инвестиции, в ряде случаев — гарантировать сохранение рабочих мест и профиля предприятия. Это обычная мировая практика, в т.ч. закрепленная в требованиях Всемирного банка. При этом главная задача — не избавиться от госсобственности. Речь идет об инвестициях. Участники конкурса не знают, какова стоимость предприятия, им дается возможность сделать собственную оценку: в течение 40 дней они обследуют объект, изучают его отчетность, техническое состояние, анализируют множество факторов. Когда есть несколько предложений, проводится конкурс, мы и решаем, какое из них наиболее интересно.

Недавно со Всемирным банком обсуждался вопрос об исключении слова «приватизация» из названия Агентства, чтобы наши функции не путали с задачами Госкомимущества. Мы занимаемся лишь «бутиковой» приватизацией, т.е. образцовой. Процедуры, которые проводятся Всемирным банком, больше применимы к крупным предприятиям, поэтому все происходит не так быстро, как хотелось бы. Мы получаем опыт, который стоит дорого, ведь нужно оценить, в какой мере те или иные возможности применимы в Беларуси.

Сейчас мы готовим предложения по изменению процесса внедрения инвестора на приватизируемые предприятия. Мы хотим, чтобы это шло не через покупку акций, поскольку здесь слишком много сложностей. Скажем, если инвестор оценивает стоимость акций ниже, чем государственный оценщик, но предлагает значительные инвестиции в будущем, то это не значит, что такой вариант неприемлем.

С учетом мирового опыта мы выступаем с некоторыми инициативами по изменению подходов и отдельных положений актов законодательства. В частности, предлагается проводить предварительную оценку потенциала различных предприятий в части привлечения инвесторов и формирование по особым критериям списков, предполагающих различные подходы к приватизации (аукцион, двухэтапный тендер с привлечением финансового консультанта, прямые переговоры). Кроме того, следует наделить приватизационный орган полномочиями по оперативному управлению и подготовке к процессу приватизации вплоть до ее завершения, как делалось в Литве. Это позволит осуществлять реорганизацию предприятий перед приватизацией, повышать их конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов, исключать противодействие со стороны отраслевых министерств и директоров. Чтобы повысить доходы от приватизации, надо ввести обязательную диагностику и оценку предприятия с точки зрения целесообразности проведения реструктуризации перед началом приватизации.

Целесообразно более широкое внедрение двухэтапной процедуры привлечения инвесторов для крупных предприятий: первоначально должен проводиться отбор претендентов, соответствующих индивидуальным критериям, а затем допускать их к изучению информации о предприятии с возможностью представить предложение о цене покупки акций и размере будущих инвестиций. Очень важно установить сроки исковой давности, по истечении которых результаты приватизации не могут быть пересмотрены, а также отказаться от планов увеличения полномочий представителей государства под предлогом защиты прав миноритарных акционеров. Вообще необходимо гарантировать инвесторам невмешательство государства в операционную деятельность и принятие решений в компаниях, где государственная доля не является контролирующей.

Важным представляется введение возможности рассмотрения споров, связанных с приватизацией белорусских компаний иностранными инвесторами, в международных арбитражных инстанциях. Нужно создать при Совете Министров комиссию с достаточными полномочиями по выработке условий приватизации, одобрению выбора инвесторов и одобрению проектов сделок с инвесторами. На основании решений такой комиссии целесообразно принимать нормативные правовые акты об одобрении сделок по приватизации. Это позволит исключить препятствия со стороны множества органов, которые на стадии согласования могут блокировать принятие решения о приватизации в угоду местным или ведомственным интересам.

Мы будем продвигать изменения в миграционное законодательство, чтобы появилась возможность привлекать иностранный менеджмент без разрешений. Но для госпредприятий в условиях постановления № 744 это стало совсем затруднительно — зарплата экспатов не вписывается в его рамки.

— Попытки продажи некоторых предприятий и проведения дополнительных эмиссий показали низкий интерес со стороны инвесторов, в частности, потому, что приобретение пакета акций не гарантирует возможности участия в управлении. В какой мере, по вашему мнению, защищены интересы инвесторов в Беларуси?

— Действия государства здесь можно понять. Приватизировать предприятие — это как отдать ребенка в приемную семью. Конечно, нужно сначала убедиться, что ему там будет хорошо, а потом приглядывать, все ли в порядке. Так и при продаже предприятия ставятся предварительные условия и контролируется их исполнение. С другой стороны, каждый инвестор желает иметь гарантии, что его деньги будут потрачены правильно. И если он с чем-то не согласен, то он уходит, а если не согласен его партнер — то тоже имеет право оставить бизнес, продав свою долю. При этом миноритарный акционер тоже может иметь достаточно влияния. Для этого есть определенные механизмы как в отечественном законодательстве, так и в мировой практике. В свою очередь, если действия инвестора не противоречат законодательству, не несут угрозы национальной безопасности, здоровью людей, интересам бюджета, то государство не должно вмешиваться в решения инвестора и компании. Даже если на определенном этапе они кому-то кажутся неправильными, завтра может выясниться, что собственник просто лучше просчитал перспективы.

— Существуют структуры, предлагающие белорусским гражданам и юрлицам вкладывать деньги в зарубежные активы, — через банковские и иные фонды, форекс-компании и т.п. Может, стоит больше заботиться о привлечении внутренних ресурсов в отечественную экономику?

— У крупного бизнеса обычно нет проблем с поиском денег для стоящего проекта. Фонды или инвестиционные банки готовы предоставить ресурсы тому, чья репутация и способность предоставить соответствующие гарантии известна. Новичкам гораздо сложнее. С другой стороны, деньги находятся там, где им комфортно. В странах с развитым рынком любая пенсионерка ищет возможность инвестировать свои сбережения, и таких возможностей достаточно. Не уверена, готовы ли мы не столько создать такую же инфраструктуру, сколько пользоваться ее услугами. Чтобы население пожелало вкладывать свои деньги в белорусские акции, нужно, чтобы такие вложения были доходнее и надежнее, чем банковские депозиты. Это требует серьезных изменений в принципах работы предприятий и уровне получаемой ими прибыли — на что, в свою очередь необходимо время.

— Указ № 273 предусматривает создание фонда для привлечения инвестиций, финансирования деятельности Агентства. Создан ли этот источник? Достаточно ли у Агентства ресурсов для решения своих задач?

— Как в любом государственном учреждении, финансовые вопросы в Агентстве строго регламентированы. Порой это существенно тормозит нашу работу. Специфика нашей деятельности открывает немало возможностей участия в доходных проектах, привлечения рекламодателей и т.п., но бюджетные правила ставят здесь определенные ограничения, хотя согласно уставу мы вправе зарабатывать самостоятельно. Поэтому для проведения многих мероприятий, в т.ч. инвестиционных форумов, приходится искать партнеров. К счастью, они находятся, например, среди банков и промышленных предприятий, которые нуждаются в укреплении своего имиджа за рубежом, консалтинговых компаний, ищущих новых клиентов. Но, разумеется, наличие стабильных источников, которые можно оперативно использовать, существенно облегчило бы нашу работу. Скажем, в ряде стран Восточной Европы создавались специальные фонды агентств как с участием международных организаций, так и за счет определенного размера отчислений от привлеченных инвестиций, т.н. «премий за успех», которые в дальнейшем использовались для найма профессиональных консультантов и финансирования деятельности агентства. Мы тоже рассматриваем подобные возможности.

Беседовала

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by