$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Национальная система венчурного финансирования — приоритетная задача

08.05.2008

О перспективах венчурного предпринимательства в Беларуси рассказывает Владимир МАТЮШКОВ, председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь.

— Владимир Егорович, насколько актуальна тема семинара для Беларуси?

— В настоящее время венчурное предпринимательство представляет собой не только сложившийся экономический институт в отдельных промышленно развитых странах, но и заметное явление в мировой экономике в целом. Во многих государствах прилагаются усилия к созданию соответствующего сектора. Показательным в этом плане является представленный на прошедшем 28-29 апреля семинаре российской опыт по развитию института венчурных инвестиций на принципах партнерства государства и бизнеса. Так, учреждение по инициативе правительства Российской венчурной компании ставило целью стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов.

Беларусь не должна стоять в стороне от мировых процессов. Замечу, что особое внимание, которое уделяется развитию венчурного предпринимательства, объясняется его потенциальным значением для инновационного развития нашего государства.

Основная цель деятельности венчурных организаций состоит в аккумулировании средств инвесторов для последующего инвестирования в высокодоходные проекты. Ориентированность венчурных инвестиций на высокий уровень доходности приводит их в технологически передовые и быстро растущие отрасли экономики. Именно поэтому большая часть венчурных инвестиций направляется на реализацию инновационных проектов, а венчурное предпринимательство как разновидность инвестиционной деятельности становится частью инновационного процесса.

Венчурные инвесторы, готовые вкладывать деньги в рисковые проекты, могут обеспечить для белорусской экономики дополнительный приток инвестиций.

— Будет ли деятельность венчурных компаний направляться на поддержку именно инновационной деятельности?

— Мы уже говорили о связи венчурного инвестирования и инновационной деятельности. В Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. создание правовых и организационных условий для развития венчурного финансирования и венчурного предпринимательства названо в числе основных направлений построения национальной инновационной системы. Создание национальной системы венчурного финансирования полностью соответствует мировым тенденциям инновационного развития.

Перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития — приоритетная задача нашего времени. Поэтому формируемая государственная политика в отношении венчурного предпринимательства будет предполагать именно инновационный характер венчурных инвестиций. Законодательные основы для такого определения места и роли венчурного предпринимательства в Беларуси уже заложены: Положение о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденное Указом Президента от 3.01.2007 № 1, определяет венчурную организацию именно как коммерческую организацию, создаваемую для инвестиционной деятельности в сфере создания и реализации инноваций, а также финансирования инновационных проектов.

В результате создаваемый в Беларуси рынок рисковых инвестиций должен базироваться на сосуществовании и взаимодействии двух основных субъектов: венчурных фондов и инновационных организаций.

— Развитие венчурного предпринимательства в Беларуси требует принятия специального законодательства, регулирующего эту сферу деятельности. Как оно будет формироваться?

— Государственный комитет по науке и технологиям уже разработал и внес в Правительство проекты двух указов Президента Республики Беларусь, регулирующих вопросы венчурного инвестирования.

В случае его подписания главой государства Указ «О венчурных компаниях в Республике Беларусь» должен стать основополагающим документом, регулирующим деятельность венчурных организаций на отечественном рынке. Этим законодательным актом будут определены основные термины, связанные с венчурным предпринимательством, регламентированы вопросы инвестирования, налогообложения и др.

Основные положения этого документа сводятся к следующему. Субъектами венчурной деятельности в нашей стране будут Белорусская венчурная компания, венчурные фонды, управляющие венчурными фондами, а также инновационные организации.

При этом проект предполагает целевой характер деятельности венчурных компаний и ее направленность на финансирование инновационной деятельности. Венчурные компании смогут осуществлять инвестиции в другие организации, если последние производят либо планируют производить высокотехнологичные товары (услуги).

Проект также предусматривает предоставление субъектам венчурной деятельности определенных налоговых льгот.

Проект Указа «О Белорусской венчурной компании» предполагает учреждение фонда, основными задачами которого будет финансовая поддержка венчурного инвестирования, участие от имени государства в создании и управлении венчурными фондами с участием государственного капитала, контроль за целевым и эффективным использованием государственного капитала в венчурной деятельности, содействие и поддержка развития предпринимательства в сфере создания и производства высокотехнологичных товаров и услуг, содействие привлечению иностранных инвестиций.

— Какая роль отводится государству в создаваемой отечественной венчурной индустрии?

— Учитывая то, что на текущий момент государственному сектору принадлежит доминирующая роль в экономике, и именно государство выступает инициатором развития этого сектора рынка, мы убеждены в том, что создание венчурной системы Беларуси должно осуществляться в рамках четкой государственной стратегии. Уверенность в правильности такого подхода основывается на анализе опыта таких стран, как Великобритания, Финляндия, Израиль, Сингапур, Китай, где государство брало на себя инициативу и ответственность за развитие рынка венчурных инвестиций, а также выделяло бюджетные средства для создания государственных венчурных фондов.

Государство должно обеспечивать своё присутствие на рынке не только путём регулирования процедур инвестирования венчурного капитала. Не менее важно, что капитал Белорусской венчурной компании, о которой говорилось выше, будет первоначально сформирован за счет бюджетных средств. Белорусская венчурная компания, действуя как «фонд фондов», будет участвовать в уставном капитале иных венчурных компаний. Это позволит государству определять стратегию их деятельности при помощи рыночных механизмов. В то же время такое участие будет обеспечиваться через процедуру проведения конкурса предложений по созданию венчурных фондов с участием государственных средств.

Еще одним условием для активного развития венчурного предпринимательства является создание благоприятных условий для ведения этого бизнеса. Необходимым условием начала формирования рынка венчурных инвестиций является значительное количество субъектов инвестирования — инновационных организаций. В целях формирования значительного количества таких предприятий и повышения инновационной активности предлагается на ограниченный срок предоставлять им налоговые льготы. Освобождаемые от налогообложения средства будут направлены на выполнение инновационных проектов.

— Какие первые практические шаги будут сделаны после принятия названных указов?

— Белорусская венчурная компания должна быть создана в срок до 1 октября т.г. А до 1.07.2009 г. предстоит сформировать фонд инвестиционных мероприятий этой организации в размере 170 млрд. Br. Аккумулированные средства станут основой для создания системы венчурных компаний, — до начала 2010 г. Белорусская венчурная компания должна провести конкурс на право участия в создании венчурных фондов с участием государственного капитала. Одновременно с этим Правительством дано поручение разработать программу создания венчурных организаций.

Кроме того, будет продолжаться работа по совершенствованию нормативно-правовой базы. Ведь после принятие двух названных указов потребуется внесения определенных коррективов в законодательство об инвестиционной деятельности.

— Как Вы видите перспективы работы венчурных компаний на белорусском рынке?

— Результатом принятия предлагаемых нормативных правовых актов уже в ближайшие 5 лет должно стать более активное развитие передовых отраслей промышленности, рост занятости высококвалифицированных кадров, увеличение доходов республиканского бюджета. Мы надеемся на проявление и ряда других позитивных социально-экономических эффектов в масштабе страны.

Следует отметить экономическую реализуемость проекта по формированию рынка венчурных инвестиций. Одним из результатов его воплощения в жизнь станет появление дополнительного устойчивого потока денежных средств для развития новых высокотехнологичных производств.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях