$

2.0255 руб.

2.2800 руб.

Р (100)

3.2150 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Резонанс

НАЧИНАЕТСЯ НОВАЯ ЭРА В РЕГУЛИРОВАНИИ БЕЛОРУССКОГО БИЗНЕСА

04.11.2003
С 1 ноября государственные органы и государственные организации согласно Декрету N 17 начинают выдачу субъектам хозяйствования, адвокатам и нотариусам специальных разрешений (лицензий) в соответствии с перечнем и Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным этим Декретом.

Количество видов деятельности, подлежащих лицензированию в нашей стране, давно стало легендой как для отечественных бизнесменов, так и для их зарубежных партнеров. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии), утв. постановлением Кабинета Министров от 21.08.1995г. N 456, имеет долгую и славную историю. За 8 лет в него было внесено 80 изменений и дополнений. Если в СССР лицензировалось 23 вида деятельности, то за 12 лет их число выросло до 165, а с учетом подвидов -- до 1300. Затраты времени и денег на получение лицензий превратились в обузу, для многих чрезмерную. Список лицензируемых видов деятельности вырос до таких размеров, что грозил раздавить своей массой отечественную экономику. Попытки изменить ситуацию путем принятия закона, подобного российскому, оказались непосильными для белорусского парламента.

Лицензионные отношения пришлось регулировать Декретом Президента. Готовился он долго -- более 2 лет -- и тяжело. Министерства и ведомства с трудом расставались с властью, позволявшей разрешать, запрещать и контролировать право субъектов хозяйствования торговать и строить, перевозить и оценивать, собирать компьютеры и березовый сок... Какой чиновник откажется добровольно от возможности "казнить и миловать" бизнесмена? Ведь доходы от деятельности, осуществляемой без соответствующей лицензии, подлежат конфискации плюс штраф в таком же размере.

Со вступлением в силу Декрета N 17 и постановлений правительства по лицензированию отдельных видов деятельности административные барьеры, может быть, станут немного пониже. Но проблемы на этом не заканчиваются. Начинается новый этап хождения по инстанциям -- на сей раз за лицензиями нового образца, получаемыми по новым правилам. Что ж, нам не привыкать: две перерегистрации, перелицензирование то одной, то другой сферы деятельности -- хорошая школа. Тех, кто ее прошел, трудно чем-нибудь смутить или удивить.

* * *

Правовые аспекты лицензирования

Что же сегодня делается в нашей стране в сфере лицензирования? В целом ее нормативная база стала складываться с 1991г. Одним из первых правительством было принято постановление от 16.10.1991г. N 386 "О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и государственной регистрации предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица".

До 1995г. лицензирование регулировалось законами, решениями правительства. Затем решения по таким вопросам принимались и Президентом. Правительство же, в свою очередь, утверждало акты во исполнение законов, декретов и указов Президента. Единообразного подхода в актах по вопросам лицензирования не было. Лицензирующие органы предъявляли разные требования к документам на выдачу (оформление) лицензий, а также при прекращении их действия.

С учетом уровня экономического развития государства, а также иных факторов, в том числе предложений Всемирного банка, требований по вступлению государства в ЕС, правительством была поставлена задача все-таки создать систему в лицензировании отдельных видов деятельности.

Ситуация здесь, на мой взгляд, очень напоминает ту, что мы "пережили" при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Еще во времена бывшего Союза с конца 80-х гг. прошлого столетия создавались кооперативы, народные, коллективные предприятия и т.д. В начале 90-х гг. приняли свои законы о предприятиях, акционерных обществах, об аренде. Субъекты хозяйствования стали создаваться в соответствии с данными законами. Затем организационные правовые формы юридических лиц были упорядочены в Гражданском кодексе (1999г.). Однако еще до его принятия стало очевидным, что в государстве отсутствует четкий порядок регистрации названных организаций. В результате большой и очень трудной работы, начатой в соответствии с Указом Президента от 24.05.1996г. N 208, прошла перерегистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Затем был принят Гражданский кодекс и Декрет от 16.03.1999г. N 11, которым утверждено Положение о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, которое было уточнено Декретами от от 2000-11-16г. N 22, от 2002-12-17г. N 29, от 2003-09-11г. N 20, от 8.10.2003г. N 21. Показательно, что законодательство совершенствуется, нынешний порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей стал привычным, достаточно простым и понятным, -- словно так всегда и было.

И с лицензированием будет так же. Уже проделана значительная работа по систематизации и упорядочению этой сферы регулирования. Правительством были предприняты максимально возможные меры, разработаны подходы для того, чтобы направить этот вопрос в единое русло. 14 июля Президентом подписан Декрет N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Судьба его непростая: готовился в правительстве почти 3 года, рассматривались разные подходы. В Парламент вносился проект одноименного Закона. Затем рассматривался в Администрации Президента: проводились неоднократно совещания у Главы государства. Очень многие положения проекта Декрета шлифовались.

Итак, Декрет был подписан и вступил в действие со дня его официального опубликования -- 16 июля 2003г. Тем самым в государстве появился единый акт, которым утвержден перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций. Это значит, что требования к этим видам деятельности будут предъявляться в особом порядке.

Сразу следует обратить внимание на то, что наименование лицензируемых видов деятельности не всегда соответствуют Общегосударственному классификатору видов экономической деятельности. С учетом требований Декрета N 29 (подпункт 29.1 пункта 29 Положения) необходимо внести изменения в уставные документы только по тем наименованиям лицензируемых видов деятельности, которые указаны в Декрете N 17 -- всего их 49.

До принятия данного Декрета в государстве существовало более 1300 лицензируемых видов деятельности. Их сокращение является одним из концептуальных подходов государства в вопросе лицензирования. В Декрете виды деятельности объединены с учетом направлений и сфер деятельности. Однако некоторые виды, например, торговля, разделены с учетом специфики обращения различных товаров (оптовая и розничная торговля нефтепродуктами, розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание). Во исполнение Декрета, Правительством в положениях о каждом виде лицензируемой деятельности, утвержденных до 20 октября этого года, определены составляющие вид лицензируемой деятельности работы и услуги. По данным Минэкономики их немногим более 400. (От редакции: постановления названы в "НЭГ" N 85 за 2003г. в рубрике "Новости законодательства"). Отдельные виды лицензируемой деятельности не имеют составляющих работ и услуг, например, адвокатская, аудиторская, деятельность антикризисного управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом, распространение правовой информации и другие. Если количество составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг более пяти, то они прилагаются к положению о виде деятельности, утвержденному Правительством. Количество таких составляющих определялось с учетом интересов национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды. Это понятно: с самого начала Декрет объясняет экономическую и социальную направленность лицензирования.

Декретом N 17 определены государственные органы и государственные организации, которые будут выдавать лицензии. Среди них 27 республиканских органов государственного управления, местные распорядительные и исполнительные органы, Национальный банк, Управление делами Президента, Государственный центр безопасности информации при Президенте и Белорусский государственный концерн по нефти и химии -- объединение, подчиненное Правительству.

Все органы будут выдавать лицензии по единой форме. Форма лицензии являться бланком строгой отчетности и имеет степени защиты. Форма бланка специального разрешения (лицензии) и порядок ее заполнения утверждены постановлением Правительства от 2003-10-10г. N 1310. Бланк изготавливается в 2-х экземплярах: один должен находиться у лицензиата, второй -- идентичный, только другого цвета, -- в лицензирующем органе. При утере подлинника лицензирующим органом будет выдаваться дубликат. Бланки лицензий могут заполняться как машинным (электронным, компьютерным) способом, так и вручную. Кроме того, предусмотрено, что на отдельном листе (листах), являющемся (являющимися) составляющей частью бланка лицензии будут указываться в обязательном порядке перечень работ, услуг, составляющий лицензируемый вид деятельности, и сведения об обособленных структурных подразделениях (филиалах). При этом каждое такое подразделение (филиал) будут иметь копию лицензии, аналогичную основному бланку лицензии с указанием типографским способом на бланке "копия". Лицензирующий орган одновременно с выдачей лицензии обязан выдавать столько копий, сколько обособленных структурных подразделений указано в учредительных документах.

Для осуществления с 1 ноября текущего года выдачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям лицензий необходимо будет соблюдать еще ряд требований, которые в соответствии с Декретом N 17 установлены Правительством.

Так, в соответствии с постановлением Совмина от 2003-10-20г. N 1382 "Об утверждении Положения о порядке проведения проверки и (или) экспертизы соответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям" лицензирующим органом проводится проверка на предмет соответствия представленных соискателем документов лицензионным требованиям и условиям, установленным в пунктах 8 и 12 Положения, утв. Декретом N 17 и в положениях о лицензировании вида деятельности, утвержденных постановлениями Правительства. По результатам проверки лицензирующий орган составляет заключение в установленном им порядке. И если по результатам проверки принято положительное решение, то соискателю выдается лицензия в месячный срок со дня подачи в лицензирующий орган заявления с приложением необходимых документов. Если установлено несоответствие соискателя лицензионным требованиям и условиям, то лицензирующий орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии в месячный срок и в 5-дневный срок со дня принятия такого решения уведомляет об этом соискателя лицензии.

В случае, если для оценки соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям требуются специальные знания в каких-либо областях, а также в случаях, предусмотренных в положениям о лицензировании, назначается экспертиза. Она может проводится не только по лицензируемому виду деятельности, но и по работам, услугам, его составляющим. Срок проведения экспертизы (включая проверку) не может превышать полтора месяца со дня подачи соискателем заявления с приложением необходимых документов.

Экспертиза может проводиться как лицензирующим органом, так и юридическим лицом, независимо от его организационной правовой формы, имеющим в своем составе специалистов соответствующей квалификации, а также физическим лицом, отвечающим этим требованиям. Это должно быть подтверждено дипломом, аттестатом, свидетельством, удостоверяющим получением надлежащего образования, документами, удостоверяющими стаж работы по определенной специальности, при наличии допуска для проведения определенных видов экспертиз. Данным постановлением предусмотрен запрет на право осуществления экспертизы лицами, находящимися в гражданско-правовых и трудовых отношениям с соискателем лицензии. При обнаружении таких фактов экспертиза будет признана недействительной.

Отметим, что соискатель и орган, назначивший проведение экспертизы несут затраты по ее проведению в равных долях. Поэтому административные отношения совмещаются с гражданско-правовыми. А именно: экспертиза проводится на основании решения лицензирующего органа, но для ее проведения заключаются договоры между лицензирующим органом и соискателем лицензии, и между лицензирующим органом и экспертом. При отказе соискателя заключить такой договор лицензирующий орган вправе принять решение о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Однако, следует иметь в виду, что лицензирующий орган принимает решение о соответствии соискателя лицензионным требованиям и условиям только с учетом результатов экспертизы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны четко знать требования и условия, которые указаны в каждом положении о виде деятельности. Требования и условия, как правило, изложены в положениях раздельно к лицензиату и к соискателю. Различаются они тем, что соискатель только намеревается получить лицензию для осуществления конкретного вида деятельности, а лицензиат уже осуществляет деятельность. С учетом этого и требования разные. Для отдельных видов деятельности они четко разграничены. Например, чтобы получить лицензию на деятельность антикризисного управляющего или на занятие аудитом надо пройти обучение и сдать экзамен. А для осуществления деятельности, например, по разработке и производству бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты их от подделки требования и условия, как к соискателю, так и к лицензиату практически одинаковы: по организации производственного процесса, оборудованию, специализации персонала, наличию специальных материалов и т.д. В таких случаях требования и условия, которые предъявляются к соискателю, впоследствии являются требования и условиями к лицензиату.

Единообразно урегулирован постановлением Совета Министров от 2003-10-10г. N 1308 порядок предоставления информации, содержащейся в реестре специальных разрешений (лицензий). До принятия указанного постановления учет лицензиатов и выданных лицензий велся по усмотрению каждого органа, а предоставление информации вообще (кроме как соответствующим органам) законодательством не предусматривалось. В соответствии с Декретом N 17 лицензионные органы будут вести реестры на каждый вид деятельности, предоставлять заявителям информацию по их запросам и посредством публикации в установленном порядке. Сведения, содержащиеся в реестре лицензий, являются открытыми, если иное не установлено законодательными актами, например, Законом от 29.11.1994г. N 3410-ХII "О государственных секретах". Плата за предоставление информации из реестра, поступает в доход государства. Размер платы один для всех лицензирующих органов, предоставляющих сведения из реестра.

Елена ЯНТОВСКАЯ,
первый заместитель начальника юридического управления Аппарата Совета Министров

(Продолжение в следующем номере)

Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы