Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Итоги
02.04.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Начало года - пробный камень рациональной политики

О работе народного хозяйства страны в январе -- феврале 2002г.

О работе народного хозяйства страны в январе -- феврале 2002г.

Можно ли заниматься производством и жить без денег? В определенной степени именно такой эксперимент переживает нынче экономика Беларуси. Конечно, деньги у нас есть, но их потоки изменили свое направление. Основные показатели макроэкономики за два месяца отличаются следующими особенностями:
 
============================================================
Показатели                          Изменения  Соответствие
                                    роста (%)  официальному
                                               прогнозу
============================================================
Валовой внутренний продукт               +3.1      Ниже
Внутренние потребительские продажи       +9.8      Выше
Инвестиции                               +4.6      Ниже
Экспорт                                  - .2      Ниже
Импорт                                   +1.8      Ниже
                        
============================================================

Динамика в целом положительная, хотя все агрегатные величины ниже официально планируемых (прогнозируемых), кроме прироста денежных доходов и продажи услуг.

Национальная политика доходов оторвалась от реалий экономики еще в прошлом году. За два месяца 2002г. их прирост по сравнению с тем же периодом 2001г. составил 21%. По этой причине продажи товаров на внутреннем рынке увеличились на 16,5%, услуг -- на 9,8%.

Однако это была вынужденная популистская мера -- как реакция на инфляцию в размере 9,9% (февраль 2002г. по отношению к декабрю 2002г.). При таких ее темпах трудно выдержать положительные ставки банковского процента, стало быть, мы имеем шанс вернуться в состояние монетарной асфиксии. Начало года вообще стало пробным камнем рациональной политики, т.к. держать курс рубля и вести сбалансированную политику для правительства и Национального банка непривычно. В итоге возникает проблема своеобразного дефицита денег. А нехватка денежных ресурсов для выполнения бюджетных обязательств и выплаты пенсий, рост задолженности по заработной плате свидетельствуют о начале фискального кризиса и кризиса макроэкономической политики.

Рост внутреннего спроса под воздействием механического увеличения доходов не коррелируется с ситуацией на внешних рынках, которые для Беларуси имеют стратегическое значение. Пока товарный экспорт меньше импорта (экспорт снизился, а импорт возрос). Такие ситуации бывают при ценовой неконкурентности национального производства. Первые сигналы этого уже поступили. Развитие данных процессов может вызвать девальвацию либо заметное падение выпуска продукции отечественных предприятий.

Дисбаланс товаров и денег

У одних деньги есть, у других их нет и в ближайшее время не будет -- вот в чем суть происходящего в сегментах реального производства. Много денег в последние месяцы было у домашних хозяйств. Только в январе население страны получило из разных источников 1188 млрд.руб. (примерно 700 млн.USD), которые пошли на потребление и сбережения. Товаров и услуг было куплено на 720 млрд.руб. (60% от располагаемых доходов домашних хозяйств). Алкоголя приобретено "всего" на 78 млрд.руб. -- 6,5% общих денежных поступлений. Непродовольственных товаров (телевизоры, холодильники, стиральные машины, одежда, обувь и др.) продано торговыми предприятиями на 156 млрд.руб. Сопоставив эти цифры, можно оценить структуру потребностей наших сограждан и способность удовлетворить их.

С деньгами вообще странная ситуация. Заработная плата за январь составила 616 млрд.руб., пенсии и стипендии -- 239, предпринимательские и иные доходы -- 309 млрд.руб. Совокупные доходы по сравнению с 2001г. увеличились на 21%, а с декабрем 2001г. -- уменьшились на 22%. В итоге получается нулевой результат. Конечно, в декабре доходы всегда выше, факторов для этого больше (вознаграждения по итогам года, денежные премии и т.п.). Вместе с тем такого рода колебания означают абсолютную ненадежность и нестабильность самой денежной политики.

С другой стороны, чем больше денег, тем больше спрос и выше динамика цен, что в нашем случае подтверждается тем, что потребительские цены росли быстрее, чем цены предприятий, строительных организаций и тарифы на транспорте. Хотя по сравнению с прошлым годом собственное производство потребительских товаров увеличилось на 4,9%, а импорт прирос на 1,8%.

В январе 2002г. предприятия и организации республики получили 118,6 млрд.руб. прибыли, что эквивалентно 70 млн.USD. Сумма удивительно маленькая (напомним, что население получило 1188 млрд.руб.). Соотношение один к десяти -- своего рода количественная характеристика отношений труда и капитала, если такое вообще уместно в нашей экономике.

Если в промышленности получено 60 млрд.руб. прибыли, то в сельском хозяйстве -- 6 млрд., причем сумма убытков здесь превышает 8,8 млрд.руб. Выводы делайте сами.

При 35 млн.USD прибыли в промышленности в январе трудно вообразить бум инвестиционной активности. Особенно если в коммунальном хозяйстве (даже при росте тарифов), торговле, сфере услуг не доходы, а убытки, которых в нормальной экономике вообще быть не должно. Убыточные торговля и общественное питание (7,5 млрд.руб.) -- наш, белорусский нонсенс. Потери в ЖКХ составили 14 млрд.руб.

Промышленность: "белорусский закон" снижающихся темпов

В 2001г. объем промышленного производства увеличился на 5,7%, в январе -- феврале нынешнего его темп равен только 2,1%. По терминологии экономистов 20--30-х годов, действует закон "снижающихся темпов развития социализма".

Показатели отечественной промышленности -- главный аргумент в дискуссии о белорусской модели развития. Если хотите, они и есть модель исхода нынешней экономической политики.

Мы работаем так, что на 1 февраля 2002г. в нашей сравнительно небольшой республике 5493 предприятия, или 47,2% от общего числа предприятий, учитываемых в текущем порядке, оказались нерентабельными. Весьма впечатляет и финансовая компонента реального сектора. Сумма убытков в целом по экономике составила 87,7 млрд.руб., и рекордсменом является именно промышленность -- 36,3 млрд.руб.

Экономические неприятности имеют и региональную окраску. Сопоставим удельный вес убыточных предприятий с общим числом предприятий страны. В Брестской области он равен 46,6%, Витебской -- 56,9, Гомельской -- 51,7, Гродненской -- 44,1, Минской -- 50,3, Могилевской -- 59,7, в г.Минске -- 25,3. По существу только Гродненская и Брестская области и г.Минск не являются зонами экономического бедствия, в остальных регионах свыше половины предприятий стали экономическими банкротами. Это высший аргумент в дискуссии об эффективности так называемой белорусской модели хозяйствования. Точнее -- бесхозяйственности.

В любой экономике есть лидеры и аутсайдеры. Естественно, что динамика изменений в отечественной промышленности разноскоростная. Если кровельных материалов мы стали производить почти в 2,9 раза больше, то тракторов и мотоциклов в 2 раза меньше. Кстати, с рубероидом мы столь активно повели себя на рынках СНГ, что Украина ввела против Беларуси антидемпинговые санкции. Выручит ли его продажа на других рынках нашу промышленность? Ответ ясен и неприятен.

Есть и другие тревожные составляющие. Так, всей месячной прибыли промышленности в 35 млн.USD не хватит даже на поддержание в нормальном состоянии старой техники, станочного и машинного парка. То, что прирост остановился на уровне чуть более 2%, весьма характерно: обнищавшие предприятия просто не могут вести нормальный оборот товаров и денежных ресурсов.

Если население пропило 78 млрд.руб., а промышленные предприятия получили 60 млрд.руб. прибыли, то это серьезный социально-экономический диагноз ситуации в стране. Неужели это и есть белорусская модель и стратегия движения в ХХI веке?

Резюме

Скорее всего, белорусское правительство не способно реально оценить ситуацию в экономике. Норма прибыли упала до самого низкого уровня трансформационного развития, составив в этом году всего 5% годовых. На кону стоит судьба белорусской промышленности и общее равновесие, которое с каждой неделей становится все более неустойчивым.

Создается впечатление, что кто-то сознательно поощряет кризисные тенденции, подрывая финансовые и экономические основы ведущих секторов экономики. Бюджетная задолженность по налогам к 1 марта составила 189 млрд.руб., обеспечить выполнение налоговых поступлений будет весьма затруднительно. Если же соберем менее 70% от прогнозируемых цифр, то есть все шансы опять удариться в кредитные эмиссии, чего теперь нет уже ни в одной соседней стране. Вторично наступать на те же грабли не следовало бы и нам.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by