$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Нацбанк предлагает реформы

16.11.2007

Сформированная в стране законодательная база устарела и мешает экономическому развитию. Ее необходимо изменить в сторону повышения инвестиционной привлекательности страны и создания благоприятных условий для развития бизнеса.

Такие предложения высказал в ходе совещания у Президента председатель Правления Национального банка Петр Прокопович. Александр Лукашенко эту идею поддержал. С отчетом о том, что сделано для ее реализации, глава государства намерен раз в месяц принимать премьер-министра и главу Нацбанка. Об этом сообщила пресс-служба Президента, рассказывая об итогах совещания, рассматривавшего планы на 2008 г.

Противостоять возможным угрозам (см. «ЭГ» № 86) мы сможем, если будем наращивать объемы прямых иностранных инвестиций (без учета продажи государственной собственности), достигнем положительного сальдо во внешней торговле и продолжим наращивать золотовалютные резервы, считает главный банкир страны.

В свою очередь для улучшения инвестиционного климата, по его мнению, необходимо сделать процесс регистрации предприятий в нашей стране самым привлекательным. «В течение следующего года, а еще лучше — до нового года, мы должны создать такие условия, чтобы Беларусь по созданию климата для содействия бизнесу вошла в число первых 25 стран мира», — считает П.Прокопович. «Все устаревшие нормы, мешающие нашей экономике, нужно срочно отменить», — уверен он. По мнению главы Нацбанка, должны быть изменены и условия работы СЭЗ. В частности, необходимо прекратить практику изменения установленных рамочных условий хозяйствования. «Если мы … примем документ, гарантирующий, что в течение 10 лет установленные нормы не будут изменены, то инвестиции в наши СЭЗ пойдут весьма активно», — полагает П.Прокопович. «Период ручного управления экономикой должен остаться в прошлом», — прозвучало в ходе заседания.

Слова «рынок» и «либерализация» на заседании не упоминались, однако сказанное дает основания полагать, что правительству предлагают заменить имеющееся «ручное управление» рыночными механизмами регулирования.

Нынешними действиями правительства Президент крайне недоволен. В частности, прозвучал упрек в отсутствии стратегического планирования. «Временщики вы», — сказал А.Лукашенко.

Сверстанные правительством планы (см. «ЭГ» № 86) глава государства признал недостаточно напряженными. В течение двух ближайших недель правительство должно будет их изменить в сторону повышения прогнозных показателей. Ну а если эти повышенные показатели правительство не выполнит, то подведение итогов работы за 9 месяцев 2008 г. может стать последним для действующего Совета Министров, пообещал А.Лукашенко.

Не убедительны, по мнению А.Лукашенко, и аргументы правительства, объясняющие «провал» по ряду показателей в этом году. Напомним, что из 19 контролируемых параметров 6 — не выполнены.

Самая большая проблема, как уже неоднократно говорилось, это отрицательное внешнеторговое сальдо (1,5 млрд. USD в январе-августе). По мнению А.Лукашенко, решить ее можно очень просто «при том спросе на нашу продукцию, который сегодня существует». Президент ставит в вину правительству, что не наращиваются объемы той продукции, которую сегодня готовы покупать за рубежом. «Выросли затраты — поднимите цены», посоветовал А.Лукашенко в ответ на замечание правительства о том, что выполнение планов тормозит выросшая стоимость энергоносителей. Пояснение правительства о сложившейся конъюнктуре цен принято не было.

Судя по сказанному на совещании, оценка ситуации в отечественной экономике у Президента и правительства разная. А.Лукашенко считает, что нынешняя ситуация на внешних рынках чрезвычайно благоприятная для нашего производителя, и имеются все условия для роста ВВП в следующем году не на какие-то 7,5-8,5%, а на все 20%.

В то же время правительство называет 2007 г. очень непростым из-за роста цен на энергоносители. Так, в новых условиях поставки нефти рентабельность нефтепереработки в первом полугодии снизилась до 1,2% по «Нафтану» и 0,2% по Мозырскому НПЗ. В то время как в прошлом году ее уровень достигал 25%. Это не могло не сказаться на уровне рентабельности в целом по экономике (при плане на год 14% сложилось только 13, притом что в прошлом году было 16%). Да и конъюнктура на нефтяном рынке не самая удачная. В то время как нефть, которую мы покупаем, за 8 месяцев подорожала на 21,2%, а нефтепродукты, которые продаем, только на 4,2%. Отрицательное внешнеторговое сальдо сформировано в основном за счет минуса по энергетической группе (901 млн. USD). В числе причин также потребительский бум, связанный с проводимой политикой растущих доходов, и высокие (по сравнению со среднемировыми показателями) темпы экономического роста в стране. По информации правительственных экспертов, на один доллар нашего ВВП приходится даже меньше импорта, чем в других странах, не обладающих, как мы, своими природными ресурсами. Так, в 2006 г. импортоемкость ВВП Беларуси составляла 60,5 центов, Чехии — 61,7 цента, Венгрии — 58,4, Литвы — 57,3 цента. В то время как в нефтяной и газовой России на один доллар ВВП приходится лишь 16,4 цента импорта.

Правительственные эксперты, ссылаясь на опыт других стран, утверждают, что национальная экономика может вполне успешно функционировать и при отрицательном сальдо торгового баланса. Правда, для сбалансированности платежного баланса они активно привлекают иностранные инвестиции, с чем у нас тоже проблемы.

В конце прошлого года многие эксперты говорили о том, что правительство страны в новых ценовых условиях для обеспечения конкурентоспособности в перспективе должно будет пойти на рыночные реформы. В частности, дать возможность развиваться частному сектору, который до сих пор существует в национальной экономике как пасынок. Об этом говорили и эксперты миссии МВФ, посетившие нашу страну весной для ежегодного мониторинга.

В то же время улучшение бизнес-климата, которое дало бы толчок для развития национальным частным компаниям и, несомненно, стало бы сигналом и для внешнего инвестора, не может произойти в одночасье. Для этого требуется целый комплекс мер, который включает в себя не только упрощение регистрации и устранение других барьеров при вхождении в бизнес, но и либерализацию условий хозяйствования. Основой для этого процесса должно стать придание частному предприятию на самом высоком уровне статуса полноценного участника хозяйственных отношений, имеющего те же права (например, при доступе к сырью), что и государственное.

Валентина ВЕШТОРТ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях