Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проблемы и решения
30.08.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Наберитесь терпения и останетесь здоровыми

Последнее решение Мингорисполкома (от 2002-08-20г. N 1175) прояснило, наконец, будущее около двухсот столичных коммерческих структур, арендовавших помещения в поликлиниках и больницах. Отныне коммерсанты немедицинского профиля смогут относительно спокойно раздавать визитки: реквизиты в обозримом будущем меняться не будут. Столь же уверенно можно констатировать и окончательное вытеснение из здравоохранения всех негосударственных фирм, предоставляющих медицинские и медико-профилактические услуги. Параллельно мэрия утвердила долгосрочную программу развития материально-технической базы здравоохранения Минска до 2006 года, оценив ее в 260 млн. руб.

Предыстория проблемы, возникшей у коммерческих фирм с арендой помещений в медучреждениях, довольно типична. Решение Мингорисполкома о выселении всех негосударственных фирм любого профиля было принято в начале мая, а уже к середине месяца процесс шел полным ходом. Непонятно даже, каким количеством и в каком режиме должна была работать спецкомиссия, чтобы успеть "определить целесообразность расторжения договоров с учетом интересов населения".

Впрочем, неожиданностью этот процесс не стал для тех, кто знал о намерении правительства пробудить предпринимательскую хватку в работниках государственных медучреждений, где доля платных услуг в общем объеме должна возрасти до 30%. Способствовать выполнению возложенной на госучреждения задачи и должно решение мэрии, устранявшее конкурента-коммерсанта, занявшего самые доходные в поликлиниках и больницах ниши. Коммерсанты же немедицинского профиля попали в единый список со стоматологами и гинекологами поначалу, видимо, из-за переоценки предпринимательских талантов лечебных администраций.

По свидетельству директора солидной фирмы, арендовавшей помещения в детской поликлинике в центре города, после майского визита господ из мэрии, безапелляционно заявивших о немедленном выселении или "ликвидации как класса", коммерсанты покинули место здравоохранения с твердым намерением никогда больше с подобными заведениями не связываться. О компенсации за ремонт, переоборудование и коммуникации, стоившие несколько тысяч долларов, фирма даже не заикалась: связываться с мэрией для бизнеса -- дурная примета, себе дороже выйдет. Однако легче не стало и администрации поликлиники, ежемесячно получавшей от фирмы тысячу долларов за аренду без всяких скидок и льгот, которые имели коммерческие фирмы медицинского профиля. С последними расставаться администрации было во всех смыслах проще. Стоит ли удивляться, что уже в июне горисполком "пошел навстречу" коммерческим структурам немедицинского профиля (к таковым относятся и фармацевты), временно допустив их к аренде прежних помещений, а в конце августа и вовсе оставил их в покое. В итоге из примерно 300 зафиксированных в Минске случаев аренды (600 в РБ) в зданиях медицинского назначения (в 2001г. хозяева получили 700 млн. руб. арендной платы) расторгнуто было около 100 договоров. Причем если из 47 договоров медучреждений с коммерческими структурами медицинского профиля было расторгнуто 42 и 1 дело находится в судопроизводстве, то из более 250 договоров с фирмами немедицинского направления расторгнуто лишь 53, и все -- бесконфликтно. Иными словами, эвакуировались лишь те предприниматели немедицинского профиля, кого удалось напугать сразу и навсегда. К тому же, почему-то уверены в горисполкоме, это все в основном мелочь, лоточники. А что касательно коммерсантов-медиков, в отношении которых вердикт вынесен однозначный и категорический, то 5 договоров временно не расторгнуто потому только, что эти фирмы предоставляют населению эксклюзивные услуги (например, лазерная корректировка зрения), неподъемные пока (или навсегда) для государственных медработников.

В итоге, как прокомментировал председатель комитета здравоохранения Мингорисполкома Дмитрий Пиневич, "госмедучреждения должны сами осваивать новые возможности оказания помощи на платной основе, для чего и нужны были дополнительные площади". Теперь сами госучреждения должны будут не только предоставлять платные услуги стоматологов или гинекологов, но и организовать массажно-косметические салоны, полезные для пациентов "точки горячего питания", транспортно-складские услуги и т.д. -- либо сами, либо через арендатора. Так, планируется вскоре ввести платное питание в минских больницах (их задолженность только за питание -- 471 млн. руб.). Есть даже претендент на роль монополиста, готового дешево, качественно накормить все больницы оптом.

Не рассердятся ли на дешевизну граждане, если качество оплаченных в госзаведении услуг будет ниже коммерческих? Станут ли, скажем, материально заинтересованный пьяный хирург и бестолковый стоматолог менее опасными для людей или более предприимчивыми в освоении больничных фондов? На что Пиневич отметил, что "как и во всем мире, врач должен уметь лечить, а при нем должна быть мощная менеджерская служба для создания условий. И если этого нет сейчас, то у любого пути есть первый шаг и последний. Сегодня мы сделали первый шаг к цивилизованной медицине".

Тем временем морально и физически устарело более 75% медицинского оборудования, которым оснащены столичные больницы и поликлиники. Изношенность каждого четвертого здания, находящегося в ведении Комитета по здравоохранению столицы, достигла критических 60%. Дефицит финансовых средств в здравоохранении вырос с 63 млрд.руб. в январе до 106 млрд. в середине августа. Поэтому в 5-летней программе укрепления материально-технической базы, принятой в конце августа, ставка делается все же не на предприимчивость государственных медучреждений, а на госбюджет. Впрочем, шефская помощь и "другие внебюджетные источники" должны составить не менее 15%. Важную роль сыграет и оптимизация работы, например, дорогостоящего оборудования и коечного фонда, которые должны быть максимально загружены в три смены, чтобы была отдача от вложенных в них бюджетных средств. Но они окупятся, убежден Пиневич, поскольку 1 руб. вложений в здравоохранение дает от 5 до 10 руб. экономической отдачи -- в виде здоровых трудоспособных людей.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений